Рабочая программа кружка «Волшебные превращения» /оригами/ для детей подготовительной к школе группы
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию старших дошкольников "Волшебные превращения" ( искусство оригами). Программа расчитана на 1 учебный год, занятия в малых группах 1 раз в неделю по 30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_origami.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1371 «Крылатское»
Дошкольное Отделение №4
Г. Москвы
Рабочая программа кружка
«Волшебные превращения»
/оригами/
для детей подготовительной к школе группы
Автор составитель:
воспитатель 1 кв. категории
Касимова Татьяна Ивановна
г. Москва 2022 г.
Рабочая программа кружка
«Волшебные превращения»
/оригами/
для детей подготовительной к школе группы
Пояснительная записка
Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории народного творчества, знакомящая их с народными промыслами и воспитывающая уважение к физическому труду.
Для реализации вышеуказанных целей, разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10. 2013 г. №1155. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, вышеперечисленные документы являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Занятия в кружке «Волшебные превращения» - это работа, основанная, в первую очередь, на наблюдении и освоении детьми окружающей действительности, ее личностного отражения и формирования собственного отношения к ней, активный творческий поиск. Используемая как средство дополнительного образования, эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Данная программа предназначена для старших дошкольников и ориентирована на освоение ее детьми 5 – 7 лет, что соответствует ключевым потребностям данного возраста в развитии творческих способностей. В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:
- развитие мелких мышц пальцев;
- сбалансированное развитие логического и образного мышления;
- формирование пространственных представлений;
- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;
- расширение кругозора;
- удовлетворение познавательных интересов.
Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Актуальность программы кружка «Волшебные превращения» в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществления совместной деятельности в процессе освоения программы. Программа способствует развитию личностных познавательных процессов, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит сформировать, развивать и корректировать у старших дошкольников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в будущем в учебный процесс.
Педагогическая целесообразность программы кружка «Волшебные превращения» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
- включение в программу не только обучения модульному оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;
- использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.
Программа кружка «Волшебные превращения» рассчитана на 35 часа (1 год обучения в подготовительной группе, 1 занятие в неделю по 30 минут), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребенку.
Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления их с искусством модульного оригами.
Для реализации цели программы предполагается выполнить в процессе обучения такие задачи программы:
- обучение детей работе в технике модульного оригами;
- знакомство с основными базовыми формами оригами.
- закрепление понятий: квадрат, треугольник, угол, сторона;
- Развитие у детей творческого воображения, художественного вкуса, мелкой моторики рук, глазомера, зрительной памяти.
- обогащение словаря детей специальными терминами.
- формирование технических навыков в изготовлении моделей.
- закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.
- воспитание усидчивости, аккуратности.
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду;
Работа над освоением программы проводится поэтапно (в течение двух полугодий), поэтому целесообразно выделить учебные задачи для каждого полугодия:.
Задачи для первого полугодия:
1. Знакомство с искусством оригами, его историей, базовыми принципами.
2. Знакомство с базовыми фигурами оригами.
3. Развитие умения работать с ножницами и бумагой, воспитание аккуратности, усидчивости, терпеливости.
4. Усвоение и запоминание детьми необходимых терминов и понятий.
5. Обучение созданию оригами, выполненного путем многократного складывания углов.
6. Формирование желания самостоятельно складывать фигуры в технике оригами, практикуя уже изученные приемы.
7. Развитие произвольного внимания, интереса к ручному труду, творчеству.
8. Демонстрация достижений детей (создание выставки изделий).
Задачи для второго полугодия:
1. Развитие умения свободно оперировать основными терминами моделирования оригами.
2. Обучение вкладыванию внутрь боковых треугольников и сторон.
3. Закрепление умения складывания «складкой».
4. Создание осознанного интереса к занятию оригами.
5. Развитие самоконтроля и самооценки.
6. Закрепление умения оперировать основными понятиями техники оригами.
7. Знакомство с модульным оригами.
8. Создание изделий из модулей (лебедь, тюльпан, ананас, заяц).
9. Развитие чувства прекрасного, эстетических интересов.
10. Формирование желания самостоятельного создания изделий в технике «модульное оригами».
11. Демонстрация достижений детей (создание выставки изделий).
В ходе реализации задач программы предполагается использовать такие методы обучения как:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы);
- практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам).
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой информации);
- репродуктивные методы (воспроизведение дошкольниками полученных знаний и освоенных способов деятельности);
- частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом);
- исследовательские методы (заключающиеся в осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальные методы (одновременная работа педагога со всеми детьми);
- индивидуально – фронтальные методы (индивидуальные и фронтальные формы работы чередуются);
- групповые методы (организованная работа детей в группах);
- индивидуальные методы (индивидуальное выполнение заданий и учебных проблем детьми).
Содержание программы. Перспективный план работы.
месяц | Номер занятия | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1. | Вводное. «Путешествие в сказку Картонного царства, бумажного государства» | -познакомить детей с историей искусства «Оригами», с художественным конструированием из бумаги -закрепить общие понятия о бумаге, её свойствах - вызвать интерес у детей к конструированию из бумаги |
Блок 1 «Рыбы» | |||
2. | «Аквариумные рыбки – гуппи» (из 1 квадрата) | -показать приёмы складывания квадратного листа по горизонтали, вертикали и диагонали, закреплять данные приёмы -учить ориентироваться на листе бумаги, делая игрушки, использовать их в играх, находить сходство бумажной игрушки с объектами природы -расширять знания об обитателях моря и реки -развивать у детей творчество, художественную и конструктивную деятельность | |
3. | «Карп – символ мужества» (из 1 квадрата) | ||
4. | «Золотая рыбка» (из 1 квадрата) | ||
Блок 2 «Домашние птицы» | |||
октябрь | 5. | «Гуси» ( из 1 квадрата) | -продолжать знакомить детей с историей оригами, учить художественному конструированием из бумаги -знакомить с пластическими свойствами бумаги, её фактурой и разнообразием видов -познакомить с базовой фигуркой «блинчик» , закрепить умение следовать инструкциям педагога, учить преобразовывать одну бумажную фигуру в другую -уточнить знания детей о домашних птицах, расширить знания об окружающем мире и кругозор -обогащать игровой опыт |
6. | «Утка с утятами на озере» ( из 1 квадрата) | ||
7. | «Петушок в стране оригами» ( из 1 квадрата) | ||
Блок 3 «Домашние животные» | |||
8. | «Котёнок» (из 2 квадратов) | -учить делать новые игрушки, складывая квадрат в разных направлениях, закреплять приёмы складывания | |
9. | «Собаки - наши помощники» (из 2 квадратов) | ||
ноябрь | 10. | «Козы» (из 3 квадратов) | -познакомить с модульными игрушками из квадратов и прямоугольников, учить трансформировать лист бумаги в поделки -развивать мелкую моторику рук, фантазию, интерес к домашним животным |
11. | «Корова» (из 1 квадрата и 1 прямоугольника) | ||
Блок 4 «Зимушка – зима» | |||
декабрь | 12. | «Прогулка в лес к гномам» (из 2 квадратов) | -продолжать учить делать модульные игрушки из двух и более деталей -учить мастерить поделки из бумаги, используя известные способы складывания -совершенствовать умение работать в группе, согласовывая свои действия с товарищами |
13. | «Петрушка» (из 1 квадрата) | ||
14. | «В зимнем лесу» (много квадратов) | ||
15. | «Новый год» (из 2 квадратов) | ||
Блок 5 «Дикие животные» | |||
январь | 16. | «Лисичка» (из 2 квадратов) | -закреплять приёмы складывания квадрата, учить ориентироваться на листе бумаги, делать из него игрушки, чётко выполняя инструкцию педагога -воспитывать бережное отношение ко всему живому, уточняя и расширяя знания о диких животных, их повадках -развивать сообразительность и творчество |
17. | «Зайчик серенький сидит» (из 3 квадратов) | ||
18. | «Волчишко» (из 7 квадратов) | ||
19. | «Медведь» (из 4 квадратов) | ||
Блок 6 «Цветы» | |||
февраль | 20. | «Подснежники» (из 1 квадрата) | -повышать интерес к деятельности через новую форму работы – составление поздравительных открыток -учить изготовлению цветов и листьев -развивать глазомер, мелкую моторику рук, поощрять самостоятельность, творческую инициативу |
21. | «Тюльпаны» (из 1 квадрата) | ||
22. | «Ромашки» (много квадратов) | ||
23. | «Поздравительная открытка для мамы» | ||
Блок 7 «Птицы» | |||
24. | «Снегири на ветке рябины» (из 1 квадрата) | -закреплять навыки отгибания углов, развивать ловкость движения пальцев | |
25. | «Грачи прилетели» (из квадрата) | ||
март | 26. | «Ожившая сказка» (из 1квадрата) | -познакомить с базовыми формами «Многослойный треугольник» и «Птица», закреплять приёмы их складывания -учить использовать в работе пооперационные карты -воспитывать любовь к природе |
27. | «Журавлик» (из 1квадрата) | ||
Блок 8 «Насекомые» | |||
апрель | 28. | «Бабочки – красавицы» (из 1квадрата) | -закреплять приёмы складывания базовых форм «Многослойный треугольник» и «Птица» -учить создавать композицию, объединяя все работы в общую картину, показать преимущества коллективной работы -создать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения, совершенствовать конструктивные умения -обогащать игровой опыт и словарь |
29. | «Божья коровка, улети на небо!» (из 1квадрата) | ||
30. | «Стрекоза на букете цветов» (из 1квадрата) | ||
31. | «Кузнечик» (из 1квадрата) | ||
Блок 9«Водный транспорт» | |||
май | 32. | «Плывёт – плывёт кораблик» (из 1квадрата) | -уточнить знания детей о свойствах бумаги, закреплять приёмы складывания бумаги -упражнять детей в свободном выборе цвета -развивать сообразительность, мышление, смекалку -закреплять навык работы в группе -закреплять знания о японском искусстве оригами |
33. | «Яхта» (из 1квадрата) | ||
34. | «Двухтрубный пароход» (из 1 квадрата) | ||
35. | Игра «Знатоки оригами» (заключительное) |
Методическое обеспечение программы
1. Дидактический материал: карточки с заданиями для детей, тестовые задания, иллюстрационные материалы, репродукции картин, фотоальбомы, инструкционные карты.
2. Техническое оснащение: видеоматериалы, Интернет.
3. Литература для педагога.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами – СПб: Кристалл, 2005.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты - СПб, Химия, 1995.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами - СПб, Химия, 1995.
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели - М.: Первое сентября, 2002.
- Морозова Г.В. Ознакомление с окружающим миром, комплексные занятия с использованием приёмов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы – М.: Гном, 2014
- Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами М.: Айрис-пресс, 2007.
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами - СПб.: Нева, 2007.
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки. - СПб: Химия, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для детей подготовительной к школе группы.
Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья ч...
Рабочая программа руководителя кружка «Наш дом - природа» в подготовительной к школе группы
Рабочая программа руководителя кружка «Наш дом - природа» в подготовительной к школе группы на 2016-2017 учебный год.Разработан на основе программы «Наш дом – природа», автор Н.В.РыжоваСоот...
План кружка «Волшебный завиток» (для средней, старшей и подготовительной к школе группы)
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художественного способа конструирования из бумаги.Позн...
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА» Подготовительной к школе группы
Данная программа составлена с учѐтом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы...