Рабочая программа кружка " Волшебные фигурки" МБОУ "СОШ №163" для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа кружка " Волшебные фигурки" для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_._volshebnye_figurki.docx | 41.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка « Волшебные фигурки»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения « СОШ №163»
(дошкольное образование) для детей 4-5 лет
Содержание
1.Целевой раздел……………………………………………………………...….3
1.Пояснительная записка………………………………………………..………..3
1.1 Актуальность программы………………………………………………..…...3
1.2 Цели и задачи………………………………………………………………….3
2. Содержательный раздел……………………………………………………...4
2.1 Описание образовательной деятельности…………………………………...4
2.2 Ожидаемые результаты……………………………………………………….5
2.3 Учебно-тематический план…………………………………………………..5
2.4 Перспективное планирование на 2017-2018г……………………………….6
3. Организационный раздел……………………………………………………8
3.1 Организация кружковой деятельности………………………………………8
3.2 Используемый материал при работе………………………………………...8
3.3 Список литературы……………………………………………………………9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и взрослым, разработали программу для средней группы, которая направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
В основе модифицированной программы кружковой работы «Волшебные фигурки», лежит парциальная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» под редакцией Л. В. Куцаковой.
1.1 Актуальность программы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с разными видами бумаги, работа с природным материалом, пластилином, с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для детского сада и дома.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляет образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Однако, по программе на изучение этой области отводится всего 2 часа в неделю (рисование, лепка с чередованием аппликации). Этого недостаточно для развития детского творчества, а улучшить ситуацию можно за счёт проведения кружковой работы. Которая предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной формах.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Программа кружковой работы « Волшебные фигурки » направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
1.2. Для развития творческих способностей необходимо дать ребёнку возможность проявить себя в активной деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями.
3. Научать изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов.
4. Обучать выполнению аппликации из ваты , косметических дисков макарон, бумаги.
5. Обучать художественному моделированию из разных видов бумаги.
6. Обучить приёмам конструирования поделок из природного и бросового материала.
7. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, воображение, усидчивость.
8.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт дошкольников
9.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.
10. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.
2.Содержательный раздел
2.1 Задачи программы будут достигнуты, если ребёнок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребёнку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только «под диктовку» воспитателя по принципу «делай как я», недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей. Но задержка дошкольников 4-5 лет на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: дети становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а воспитателю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным воспитанникам.
Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость заданий подбираются с учётом возрастных особенностей детей и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по аппликации дети закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, шаблоны (выкройки).
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - всё это сразу же сказывается на качестве работы. Ребёнок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с ранее планируемым, оценивает его. Это способствует формированию у воспитанников способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий дошкольника, позволяет ему познать радость труда.
2.2 Ожидаемые результаты:
Результатом реализации данной программы являются выставки и конкурсы детских работ, как местные (на базе детского сада, города), так и всероссийские и международные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформления зала или площадки для проведения праздников, конкурсов, игровых программ.
К концу обучения воспитанники должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, стеки;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.
К концу обучения воспитанники должны уметь:
- анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать и обрывать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, двухстороннего скотча, соединять детали при помощи веточек, пластилина.
2.3.Календарно-тематический план:
Сентябрь : вводные занятия -2ч
Октябрь: мозаичная аппликация -4ч
Ноябрь: обрывная аппликация-4ч
Декабрь: аппликации из бросового материала-4ч
Январь: аппликации из ваты-3ч
Февраль: аппликации из макарон ,яиц,крупы-4ч
Март: аппликации из гофрированной и цветной бумаги-4ч
Апрель: аппликации из мелованной и цветной бумаги -4ч
Май: аппликации из ниток-3ч
2.4 Перспективное планирование работы с детьми средней группы.
Сентябрь
1. Вводное занятие. Знакомство с геометрическими фигурами. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем.
2. " Какие бывают фигуры?". Практическое занятие. Практическое знакомство в разном материале (вата, картон, бумага, салфетки).
Цель: Познакомить детей с различными материалами и их свойствами, закрепить названия геометрических фигур.
Октябрь (мозаичная аппликация)
- «Яблочко». Выполнение поделки из бумаги, картона.
Цель: Учить клеить маленькие квадратики из цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.
- «Клоун с шарами». Выполнение поделки из цветной бумаги, картона.
Цель: Учить клеить кружочки в круговую, не выходя за контур рисунка.
- «Ароматный ежик». Выполнение поделки из пластилина и природных материалов.
Цель: Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, сплющивать шар, накладывая семечки .
- «Листик». Выполнение поделки из цветной бумаги и картона.
Цель: Продолжать учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполниться квадратиками.
Ноябрь (обрывная аппликация)
- «Деревья». Выполнение поделки из цветной бумаги и картона.
Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зеленой бумаги, обрывая края бумаги закругленной формы, изображая листья.
- «Солнышко». Выполнение поделки из цветной бумаги, салфеток.
Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги, учить скатывать из нее большие и маленькие комочки.
- «Колобок катиться по дорожке». Выполнение поделки из цветной бумаги и салфеток.
Цель: Продолжать учить отрывать кусочки салфеток скатывать, и клеить в круговую, не выходя за контур.
- «Зверюшки».
Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.
Декабрь (объемные аппликации из бросового материала)
- «Зимушка зима». Выполнение поделки из косметических дисков, пенопласта, коробочек.
Цель: Воспитывать у детей терпение, самостоятельность совершенствовать художественно-творческие способности.
- «Украшение на елку». Выполнение поделки из коробочек, пенопластовых шаров, ваты, косметических дисков.
Цель: Воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.
- «Елка». Выполнение поделки из треугольников, трубок картонных (бархатная бумага, нитки зеленые, картон)
Цель: Учить вырезать по шаблону треугольники, воспитывать терпение самостоятельность, аккуратность.
- «Новогодняя открытка». Выполнение поделки из разных видов бумаги бусинок, ниток и бросового материала.
Цель: Формировать навыки аккуратной работы, вызывать у детей радость от полученного результата.
Январь (аппликации из ваты)
- «Зайчик» Выполнение поделки из ваты, картона, цв .бумаги.
Цель: учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.
- «Барашек» Выполнение поделки из ваты, дисков.
Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.
- «А у нашего двора снеговик стоял с утра». Выполнение поделки из косметических дисков.
Цель: Уточнить и обобщить знания детей о зиме.
Февраль (аппликации из крупы, яиц, макарон)
- «Декоративные узоры на круге». Выполнение поделки из семян тыквы, арбуза, семечек, зерна.
Цель: Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приемы лепки. Развивать фантазию, творчество.
- «Цыпленок». Выполнение поделки из пластилина и крупы.
Цель: продолжать учить приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыпленка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.
- «Экзотические рыбки». Выполнение поделки из разных круп, семян.
Цель: Учить аккуратно приклеивать крупу и семена на элементы аппликации, располагая их в определенном порядке.
- «Открытка ко дню Защитника Отечества» Аппликация из макарон.
Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями ,создавая самолет, ракету, кораблик по желанию детей.
Март (аппликации из гофрированной и цветной бумаги)
- «Открытка для мамы». Поделка из гофрированной бумаги с использованием ватных дисков.
Цель: Учить оформлять открытку ,развивать творческую фантазию.
- «Цветы для мамы!». Выполнение поделки из цветной бумаги пластмассовых трубочек.
Цель: Учить детей резать бумагу на полоски, сгибать и приклеивать к трубочке.
- «Яркое солнышко». Выполнение поделки из цветной бумаги + дорисовывание.
Цель: Продолжать воспитывать у детей терпение, самостоятельность.
- «Гусеничка». Выполнение поделки из гофрированной бумаги, картона
Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона.
Апрель
- «Первые цветы». Выполнение поделки из бумаги
Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.
- «Смешарики». Выполнение поделки из косметических дисков
Цель: Учить приклеивать детали и развивать фантазию.
- «Точка, точка, огуречик - вот и вышел человечек». Выкладывание из геометрических фигур.
Цель: Учить правильно выкладывать фигуры по строению человека.
- «Нарядные крылышки». Выполнение поделки из фантиков, бумажных трубочек цв/ бумаги.
Цель: Приготовить разные цилиндры с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.
Май (аппликации из ниток)
- Беседа: «Откуда нитки к нам пришли». Аппликация «Верба»
Цель: Познакомить детей с техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.
- «Цветок»
Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.
- Презентация детских работ.
3 Организационный раздел
3.1. Организация деятельности:
В кружок зачисляются дети, посещающие МБОУ №163 (дошкольное образование). Занятия проводятся во вторую половину дня, длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 15-20 минут). Количество детей посещающих кружок - 14 человек.
В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
Инструменты и приспособления для работы:
- простой карандаш;
- линейка;
- фломастеры;
- цветные карандаши;
- ножницы канцелярские с закругленными концами;
- кисточка для клея и красок;
- доски для работы с пластилином.
Материалы:
- пластилин;
- бумага цветная, гофрированная, мелованная;
- картон белый и цветной;
- вата, косметические диски, нитки;
- природный и бросовый материал (веточки, шишки, коробочки, трубочки);
- клей ПВА.
Список литературы:
1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» 2006г.;
2.Куцакова Л.В. « Конструирование и ручной труд»;
3.Барта Ч. « 200 моделей для умелых рук» 1997г.;
4. Комарова Т.С. « Коллективное творчество детей» 1998г.;
5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет. Цветные ладошки.;
6. Комарова Т.С. « Детское художественное творчество» 2005г.
Рабочая программа кружка по
художественно-эстетическому направлению
" Волшебные фигурки"
средняя группа
2017-2018 учебный год.
Руководители: Бурина И. Н.
Захарова О.В.
Список детей:
1 Апухтин Андрей
2 Белькович Саша
3 Вейнберг Арина
4 Гнусаев Дима
5 Маркус Степа
6 Игнашкина Юля
7 Крапивин Никита
8 Кривцова Полина
9 Розанов Костя
10 Челушкин Никита
11 Демещик Ваня
12 Попов Саша
13 Чернов Данил
14 Зайкова Маша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"
Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....
Рабочая программа кружка "Волшебный мир"(нетрадиционная техника рисования ).
Пояснительная запискаМир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и с...
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4 возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...
Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"
Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"(квиллинг) разработана для детей 5-7 лет....
Рабочая программа кружка "Волшебная математика"
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.Организация ...
Рабочая программа кружка“Волшебные ручки” на 2020/21 учебный год воспитателя Ибрагимовой Зульфии Давлетгараевны
Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...
Рабочая программа кружка «Волшебная ниточка»
Обучение включает в себя два модуля: I модуль – базовый, II модуль – проектная деятельность....