методы и приемы привлечения детей в сюжетно-ролевую игру
статья (старшая группа)

Нянькина Ольга Викторовна

В данной статье изложены методы и приемы помогающие вовлечь ребенка в сюжетно-ролевую игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gradient.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Нянькина Ольга Викторовна,

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара

Дятлова Юлия Валерьевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара

Методы и приемы вовлечения ребенка в сюжетно-ролевую игру

Детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.  В дошкольном возрасте, игре, как важнейшему виду деятельности, принадлежит огромная роль. Сюжетно-ролевые игры, являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни.

Но не всегда ребенок владеет достаточным объемом знаний, чтобы играть задуманную роль. Как помочь детям справится с этой ситуацией? В данной статье изложены способы решения данной  проблемы путем реализации проектной деятельности и развитием предметно-пространственной среды.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. У дошкольников 21 века появились новые роли и новые игровые сюжетыИгры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых.

Конечно, все это возможно лишь при наличии предметно-пространственной развивающей среды, при необходимости ненавязчивой помощи взрослых.

Мы пришли к выводу, что проектная деятельность поможет пробудить интерес у детей к игре по сюжетным ролям.

Как проектная деятельность может на это повлиять? Самым прямым способом! Во что привыкли играть наши дети? Во всем известные и полюбившиеся игры «Больница», «Почта», «Шоферы», «Поликлиника», «Кафе» и некоторые другие. Дело в том, что все выше перечисленное, это то, что встречается наиболее часто в обычной жизни и детям и взрослым. У ребенка не возникает затруднений в ходе игры в «Больницу», потому что ему знакомо и понятно чем занимается доктор на работе, так как родители, как правило, уже несколько раз посещали больницу с ребенком ради профилактического осмотра, прививки или по болезни. Также и с другими знакомыми ребенку играми. Если же у ребенка недостаточные познания в той или иной сфере, то игра, как правило, быстро заканчивается и не доходит до логического завершения.

Конечно, прежде чем вводить в игровую деятельность новые сюжетные роли,  воспитатель знакомит ребенка с содержанием профессиональной деятельности того или иного работника. Существует множество техник и приемов, но мы отдаем предпочтение проектной деятельности, так как ребенок может не только наглядно, но и практически попробовать себя в  новой роли. Благодаря реализованным проектам по теме «Детям о сельском хозяйстве», «Цветок для украшения города», дети познакомились с новыми профессиями агронома, флориста. Самостоятельно посеяли и вырастили укроп, петрушку, лук и тюльпаны.

Детям можно показать, рассказать, прочитать, объяснить, но по нашим наблюдениям, в моменты, когда ребенок самостоятельно изготавливает  и получает какой либо продукт   своей деятельности, проявляется самый устойчивый интерес ко всему, что с ним связано! Воспитанники с удовольствием стали играть в новые сюжетно-ролевые игры такие ка «Флористы», «Агрономы», «Фермеры».

Не стоит забывать и постоянное пополнение развивающей среды в группе, что также активизирует игровую деятельность. Если раньше детям была интересна сюжетно-ролевая игра в «Магазин», где есть  роли продавца-покупателя, то сейчас детям хочется подражать взрослым, придумывая новый сюжет игры, где можно заказать еду с доставкой на дом из магазина-«Сбермаркет». Такая игра позволила расширить сюжет и роли играющих, где дети сами подбирают предметы-заместители. В игре «Магазин» была только касса, финансы, терминал, но добавив к ней сделанный нами короб курьера, для доставки продуктов, привлекли  еще больше желания играть, также сделанный планшет для заказа еды из «дома», тоже не оставил равнодушных играющих.

На основе сюжетно-ролевой игры «СберМаркет» в нашей группе появилась новая переносная игра «Сбербанк», прежними осталась касса, терминал и планшет. Добавили шарфики, как в банке у консультантов, чеки и карточки банков, компьютер с переносной клавиатурой и разные стенды, как в банке. При этом роли сменились от кассира банка до директора и разных консультантов, менеджеров, клиентов.

Все, что пропущено ребенком через игру, становится его опытом и усваивается надолго. Происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации, определенные социальные взаимоотношения между людьми.

После чтения сказки Корнея Чуковского «Айболит», дети стали играть с игрушками в лечение, так появилась новая сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника «Друг». Мы переделали нашу «Поликлинику», добавив игрушки разных домашних  животных, переноску для животных, вывеску, паспорта и рецепты для животных. Паспорт для животных и рецепты, дети дизайнеры красочно  оформили карандашами.

  Большое влияние на развитие игровой деятельности оказывают знания, полученные дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой, в беседах о профессиях и труде людей, результаты конструктивно – модельной деятельности, аппликации, рисования. В ходе наблюдений за трудом взрослых внимание детей обращается не только на действия, которые они выполняют, но и на личные качества человека, раскрывается значимость их труда для других.

Можно сделать вывод о том, что только комплексное  воздействие на развитие детей, способно сделать процесс социализации успешным.

Сюжетно-ролевая игра – идеальное «пространство» для приобретения социальных навыков. На этапе завершения дошкольного образования,  результатом развитых культурных форм игры, станет эмоционально благополучный ребенок, обладающий установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и к самому себе, активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, что готовит  для его успешной социализации в реальной жизни.

Литература:

Книга одного автора

Анициферова А.А. , Воспитание детей в старшей группе детского сада – М.: Педагогика 1987 год, стр. 1.

Книга одного автора

Власов П.Т. , Дошкольное воспитание- М.: Просвещение, 2001, стр. 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение детей в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра           Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя псих...

Деловая игра для педагогов «Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»

Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение художественного слова в работе с детьми....

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду».

Консультация для педагогов на тему:«Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду»....

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятиях в детском саду».

      Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и по...