Проект с родителями "Научные забавы"
проект (старшая группа)
Проект "Научные забавы" Старшая группа
Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Игровая и экспериментальная деятельность являются ведущим видом деятельности в развитии дошкольника.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Поэтому перед нами встала проблема поиска форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка.
Таким образом, мы пришли к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_nauchnye_zabavy.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 97»
муниципального образования города Братска
__________________________________________________________________
665724, Иркутская область, г. Братск, ул. Металлургов,11
телефон (3953) 42-46-30; e-mail: mdou-97@rambler.ru; сайт детсад97братск.рф
Проект «Научные забавы»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Авторы:
Черемных Елена Александровна
воспитатель
Скиндер Екатерина Владимировна
воспитатель
2022 г.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Сроки по продолжительности: октябрь-декабрь 2022 г.
Актуальность:
Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Игровая и экспериментальная деятельность являются ведущим видом деятельности в развитии дошкольника.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Поэтому перед нами встала проблема поиска форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка.
Таким образом, мы пришли к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Проект состоит: паспорт проекта и 9 приложений: анкета, консультации, папки-передвижки, буклеты, познавательный журнал для родителей, дидактическое пособие «Остров открытий», картотеки, карточки-схемы для проведения экспериментов, настольные дидактические игры
Цель проекта: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями в домашних условиях
Задачи проекта:
- Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
- Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, исследовательскую активность, самостоятельность.
- Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения экспериментов в домашних условиях
- Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.
Приемы работы:
С детьми:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком
- Совместная деятельность с семьей
- Наблюдения в природе
- Рассматривание энциклопедий, познавательной литературы, иллюстраций
- Беседы по теме экспериментирования
- Прогулки
- Игровой метод
С родителями:
- Консультации
- Буклеты
- Папки-передвижки
- Отчеты в Телеграм канале
- Познавательный журнал
- Дидактические пособия
- Картотеки для ознакомления и проведения опытов самостоятельно
Этапы работы:
I этап предварительный
- Родительское собрание
Цель: обозначение цели и задач проекта
- Анкетирование родителей на тему «Экспериментирование»
Цель: определение степени отношения родителей к опытно-экспериментальной деятельности ребенка в домашних условиях
- Изучение методической и познавательной литературы на тему «Детское экспериментирование»
Цель: ознакомление родителей по вопросу детского экспериментирования
- Разработка цикла консультация для родителей по теме опытно-экспериментальная деятельность
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах познавательного развития дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности.
II этап основной
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование ПРС |
Октябрь | Проведение опытов «Тонет-не тонет» | Отчет в группе Телеграмма по опытно-экспериментальной деятельности «Тонет-не тонет» | Пополнение картотеками карточками-схемами |
Консультация «Экологическое воспитание старших дошкольников через опыты и эксперименты» | Размещение консультации в приемной группы | ||
Папка-передвижка «10 завлекательных экспериментов с природой для любознательных детей» | Размещение папки с информацией в приемной группы | ||
Игры с детьми «Органы чувств» | Дидактические игры по теме «Органы чувств» | Пополнение играми центра экспериментирования | |
Проведение опытов на прогулке «Свойства снега», «Почему листья желтеют?», «Спектр цветов», «Строение листа», «Строение песка, глины, чернозема» | Отчет в группе Телеграмма по опытно-экспериментальной деятельности «Опыты по прогулке осенью» | Пополнение картотеками «Опыты со снегом», «Опыты с почвой» | |
Буклет «Роль экспериментирования в познавательном развитии дошкольников» | Размещение в приемной группы | ||
Проведение опытов с водой с детьми в домашних условиях. | Картотека «Опыты с водой» Приобретение атрибутов для центра экспериментирования «Любознайки» | Создание центра экспериментирования «Любознайки» | |
Проведение опытов со льдом и снегом, по теме «Космос» дома, совместно с родителями | Картотеки «Космос», «Опыты со снегом и льдом» | Пополнение центра экспериментирования картотеками | |
Ноябрь | Консультация «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми» | Размещение на сайте ДОУ | |
Папка-передвижка для родителей «Эксперименты с мыльными пузырями» | Размещение в приемной группы | ||
Папка-передвижка «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду» | Размещение в приемной группы | ||
Проведение опытов с мылом «Мыло-фокусник» | Отчет в группе Телеграмма по опытно-экспериментальной деятельности «Мыло-фокусник» | Пополнение центра экспериментирования атрибутами для проведения опытом с мылом | |
Буклет «Игры-эксперименты с мылом в домашних условиях» | Размещение в приемной группы | ||
Буклет «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях» | Размещение в приемной группы | ||
Познавательный журнал для родителей «Маленькие исследователи» | Размещение в приемной группы | ||
Проведение опытов детьми совместно с родителями дома | Картотека «Опыты с почвой» Картотека опытов и экспериментов «Лаборатория дома» | Размещение на сайте ДОУ | |
Игры с дидактическим пособием в группе детского сада и дома | Дидактическое пособие «Журнал для детей о родителей по опытно-экспериментальной деятельности «Остров открытий» | Пополнение центра экспериментирования дидактическим пособием | |
Игры с карточками-схемами самостоятельно в группе и дама с родителями | Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов | Пополнение лаборатории карточками-схемами для проведения опытов и экспериментов | |
Декабрь | Консультация «Маленькие исследователи» | Размещение в приемной группы | |
Буклет «Опыты, которые можно провести с ребенком дома» | Размещение в приемной группы | ||
Проведение игр по теме «Экспериментирование»: «Органы чувств», «Подбери правильно карточку» | Презентация игр в группе Телеграм | Пополнение центра экспериментирования играми | |
Проведение опытов с воздухом детьми с родителями в домашних условиях | Картотека «Опыты с воздухом» | Пополнение картотеками, карточками-схемами | |
Проведение опытов с растениями в домашних условиях | Картотека «Опыты с растениями» | Пополнение картотеками, карточками-схемами | |
Самостоятельное проведение опытов детьми | Отчет в Телеграм канале на тему «Опыты для самостоятельного проведения детьми» | Пополнение центра экспериментирования карточками для самостоятельного проведения опытов | |
Оформление альбома «Экспериментируем дома» с фотографиями и описанием проведенных опытов. | Пополнение ПРС альбомом для самостоятельного пользования детьми |
III этап заключительный
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности
- Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях
- Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.
Результат проведенного проекта:
- Повысилась компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников
- Родители с помощью наглядной информации узнали о значении экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников
- Родители с удовольствием проводили эксперименты с детьми в домашних условиях
- Реализовался положительный, доверительный настрой во взаимодействии родителей и воспитателей.
Список использованной литературы и интернет-источников
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012
- Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
- Горошилова Е. П., Шлык Е. В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 96 с.
- Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М.: «Просвещение», 2011. - 190 с.
- Иванова И.А. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н. В. Исакова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. – 62 с.; ил.
- Куликовская, И.Э. Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
- Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: «Белый Ветер», 2011.
- Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. - Волгоград, 2013.
- Мурудова Е.И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Детство-пресс, 2010.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. 3-е изд.- М.: Аркти, 2008.-64с.
- Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева - СПб.: «Детство-пресс», 2006.
- Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: Линка – Пресс, 1997 г.
- Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. Линка-Пресс, 2009.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. - Ярославль, 2002.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Т 8 1 Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие, — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.— 128 с., ил.
- Хабарова Т. В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Яковлева М. Веселые научные опыты и эксперименты для детей и взрослых, Издательство Эксмо, 2012 г., 64 с.
- https://bestlavka.ru/60-interesnyh-i-sereznyh-faktov-ob-ehkologii/
- https://fb.ru/post/nature/2021/7/3/317741
- https://mel.fm/blog/natalya-kupriyanova/60548-15-fokusov-s-prirodoy-dlya-lyubopytnykh-de
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/11/04/pyatdesyat-interesnyh-faktov-o-zhivotnyh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект участка "Зимние забавы"
Проект зимнего участка...
Проект "Наши зимние забавы в детском саду"
Необходимость создания данного проекта возникла в связи с его актуальностью-проведением в России события мирового масштаба - Зимних Олимпийских игр. Цель взрослых: пропаганда здорового образа жиз...
Проект: "Наши зимние забавы и экспериментирование с водой"
Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы. Познакомить детей со свойствами воды. Дать расширенное представление о свойствах льда...
Проект "Зима. Зимние забавы"
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее...
проект "Зима, Зимние забавы"
Продолжать знакомить с зимой как временем года, зимними забавами. Познакомить с зимними видами спорта....
Проект "Зима, зимние забавы"
Проект "Зима, зимние забавы" рассчитан на детей раннего возраста (2-3 года)...