Пальчиковые игры на музыкальных занятиях.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye.docx | 32.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях.
Задачи:
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук
- снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, игровых навыков и творческой самостоятельности
Здравствуй!
(Пальчиковая речевая игра по стихотворению Т.Сикачевай)
М.Р.: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
М.Р.: Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами? Давайте сейчас попробуем поздороваться именно так. Но мы будем здороваться не только друг с другом, но и с «солнцем золотым»( скрещивает кисти рук, расставив пальцы), с «небом голубым»( поднимает руки вверх), с «вольным ветерком»( качает поднятыми вверх руками), с «маленьким дубком»( соединяет запястья рук, разведя кисти рук в стороны), с «утром»( мягкий жест правой рукой вправо), с «днем»( такой же жест левой рукой влево), и представьте себе, мы можем поздороваться даже с курицей на улице (изображает двумя руками крылышки). Итак, если вы готовы, то я начну, а вы мне обязательно помогайте.
М.Р.: Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской …
Вместе с детьми: …курице («крылышки») высокий регистр
М.Р.: Здравствуй, солнце золотое! (показ) средний регистр
Здравствуй, небо голубое! (показ) низкий регистр
Здравствуй, вольный ветерок! (показ) средний регистр, нараспев
Здравствуй, маленький дубок! (показ) высокий регистр, нараспев
Здравствуй, Утро! (показ) средний регистр
Здравствуй, День! (показ) низкий регистр
Нам здороваться ( прижимают ладошки к груди) низкий регистр
Не лень! (разводят обе руки в стороны, раскрыв ладони кверху)
Утречко.
( русская народная игра)
М.Р.:Утро настало, солнышко встало («солнышко»)
Эй, братец Федя, разбуди соседей! (правый кулачок с отогнутым большим пальцем ставят на раскрытую левую ладошку, произнося текст, покачивают пальцем – он «разговаривает» с детьми)
Утро настало!
(левой рукой дважды легкими щелчками прикасаются к большому пальцу правой руки, далее такие же действия выполняют с указательным пальцем правой руки, со средним, с безымянным, с мизинцем):
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И крошка Митрошка!
Привет, Ладошка! (левая ладошка бьет по правой 2 раза)
М.Р.: Ну вот, правую ладошку и пальчики на ней мы разбудили, теперь надо и левую разбудить да и поздороваться, (игра проводится еще раз с пальчиками левой руки)
Наши пальчики проснулись (говорят нараспев в среднем регистре, шевеля пальцами обеих рук),
Вместе дружно потянулись (поднимают руки вверх, тянутся, говорят нараспев в высоком регистре).
И друг другу улыбнулись (повернувшись друг к другу, дети улыбаются, разведя руки в стороны, в среднем регистре произнося текст)
А теперь они хотят вместе с нами танцевать!
Попевка Сова.
В лесу (соединить запястья рук, разведя расставленные пальцы в стороны)
Темно (закрыть ладонями глаза, разведя локти в стороны)
Все спят (соединить ладони вместе – «подушечка»)
Давно (кладут «подушечку» себе на правое плечо, наклоняя на нее голову)
Одна Сова не спит (приставляют сомкнутые большие и указательные пальцы («бинокль») к глазам – «глаза» Совы; текст произносят нараспев в низком голосовом регистре)
На суку сидит (убирают руки за спину, выгибают грудь – «важная» Сова;
текст произносят в среднем голосовом регистре)
Да как полетит (разводят руки в стороны, «перелетают на другое место; текст произносят нараспев в высоком регистр
Игра «Сова»
( игра повторяется 3 раза, причем тональность попевки каждый раз поднимается на1\2 тона)
М.Р.:Летела Сова –(взмахивают руками в стороны)
Большая голова (скрестить руки над головой)
Как она летела–(взмахи руками в стороны)
Во все стороны глядела («бинокль» к глазам)
Глядь – навстречу… мышки (сесть на корточки, прижать к себе руки –
«лапки»)
А в лапках у них… шишки (трут сжатые кулачки друг о друга,
слушают издаваемый при этом звук)
Сколько вокруг мышек? (разводят руки, приподняв плечи –
удивляются, повернувшись вправо)
Сколько у них шишек? (тоже движение влево)
М.Р.: Эти шишки для бельчат?
Дети: Нет!
М.Р.: Эти шишки для зайчат?
Дети: Нет!
М.Р.: Для кого они?
Дети: Для кошки!
Проучить ее немножко мы решили (грозят пальчиком)
М.Р.: Погодите, поподробней расскажите!
Два мышонка.
Два мышонка(дети сидят на полу, прижав к себе руки – «лапки», текст произносится в высоком голосовом регистре)
У окошка (подняв обе руки над головой, соединяют кончики пальцев – «окно», средний голосовой регистр)
Поджидали как – то (упираются в сложенные полочкой руки подбородком – «ждем», средний голосовой регистр)
Кошку («лапки Кошки», средний голосовой регистр)
В лапках камешки (сжали руки в кулаки – «взяли камешки», низкий регистр)
И шишки (трут сжатые кулаки друг о друга, средний регистр)
В Кошку кинули их Мышки (с силой «бросают камни» поочередно правой и левой рукой, средний регистр)
- Будешь, злая Кошка, знать (грозят пальчиком, низкий голосовой регистр)
Малышей как обижать! (снова делают «Мышкины лапки», высокий голосовой регистр, «жалуются»)
Пи – пи – пи (согнув спину, прячут голову в колени – «спрятались в норку»)
Фрукты
Большой пальчик яблоки трясёт. (Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик)
Второй их собирает. (Разгибаем указательный палец.)
Третий их домой несёт. (Разгибаем средний палец)
Четвертый помогает (Разгибаем безымянный.)
Самый маленький – шалун. (Разгибаем мизинец)
Все, все, все съедает
Хлеб
Рос сперва на воле в поле, (Дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх.)
Летом цвел и колосился,
А потом обмолотили, (Постукивают кулаками друг о друга.)
Он в зерно вдруг превратился (Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»)
Из зерна – в муку и тесто, (Сжимают и разжимают кулаки.)
В магазине занял место. (Вытягивают руки вперед, ладонями вверх.)
Вырос он под синим небом, (Поднимают руки вверх.)
А пришел на стол нам – хлебом. (Вытягивают руки вперед, ладонями вверх.)
Мама
- Мама, мама! (Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы 4 раза энергично касаются друг друга.)
- Что, что, что? (3 раза касаются друг друга указательные пальцы.)
- Гости едут. (Снова касаются друг друга мизинцы.)
- Ну и что? (Соприкасаются указательные.)
- Здрасьте, здрасьте! (Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки.)
- Чмок, чмок, чмок! (Эти же пальцы «целуются» (легкое касание).
- Здрасьте, здрасьте! (Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки.)
Чмок,чмок (Эти же пальцы «целуются» (легкое касание).
Кошечка
Как у нашей кошки (Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.)
Беленькие ножки,
Мяконькие лапки,
Ноготки - царапки.
Поцарапаем немножко («Царапаются».)
Не ребята мы, а кошки
Замок - чудак
На двери замок-чудак. (Пальцы сцеплены в «замок».)
Не открыть его никак. (Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны.)
Я его и так,
Я его и сяк,
Я его туда.
Я его сюда.
Ну никак не открывается! (Выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок».)
Вынул связку я ключей – (Энергично встряхивать кистью одной руки.
Ну-ка, ключик, поскорей! (Поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой;)
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает, (безымянный и указательный пальцы «застревают в замке».)
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от сарая. (Поднять большой палец вверх.)
Вынул связку я другую. (Те же движения выполнить другой рукой.)
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от рояля. (Поднять большой палец вверх.)
Дверка, миленькая, откройся!
- Входите, пожалуйста! (Развести руки в стороны.)
Звонкие капельки
Мелкий дождик моросит: (Кистевые движения.)
кап – кап – кап – кап,
В листьях сада шелестит: (Плавные махи руками над головой.)
ш – ш – ш - ш,
Мокнет мяч у ворот: шлеп – шлеп… (Шлепки по бёдрам.)
Мокнет поле, огород:
топ – топ – топ – топ. (Топать ногами.)
Что-то шепчут листья, (Плавные махи над головой.)
Подойдем и спросим, (Развести руки в стороны.)
Листья отвечают: Осень! Осень! Осень! (Кивки головой по сторонам)
И сползают тучи, птиц куда-то пряча (Круговые движения руками)
Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут… (Плавные махи руками вниз.)
Листочки
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по 1 пальчику на обеих руках.)
Вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Медвежонок в гости шел
Медвежонок в гости шел. (Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.)
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!
За столом
Кулачок – это толстая ножка. (Левую руки сжать в кулак.)
Сверху крышка – наша ладошка. (Сверху накрыть «ножку» выпрямленной ладонью правой руки.)
Маленький столик. Время идет… (На счет «раз-два» поочередно менять положение рук.)
Вместе с ладошкой и стол подрастет.
Цветки
Наши алые цветки (Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.)
Распускают лепестки. (Ребенок медленно раскрывает пальцы.)
Ветерок чуть дышит, (Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.)
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают. (Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».)
Гномы
Стали гномы гостей приглашать. (Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.)
Стали гномы гостей угощать. (Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев правой руки.)
Каждому гостю досталось варенье, («Намазывать» варенье на кончик каждого пальца.)
Пальчики склеило то угощенье. (Последовательно, начина с большого пальца соединять одноименные пальцы (подушечки) рук.)
Плотно прижались ладошка к ладошке. (Пальцы широко расставлены. Крепко прижать ладони одна к другой.)
Гости не могут взять даже ложки! (Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, сделать удивленное лицо.)
Снегири
За углом для птиц новинка («Шагают» пальцами по столу.)
Там столовая «Рябинка».
Погляди-ка, детвора, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Взошла красная заря.
Снегири, скорей проснитесь (Открываем клювики.)
И рябинкой угоститесь. («Клюют» пальцы в щепотке.)
Мостик
Вот мостик горбатый. (Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой.)
Вот козлик рогатый. (Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони. Указательный палец и мизинец выставить вперед.)
На мостике встретил он (Сделать «козу» левой рукой.)
Серого братца.
Упрямцу с упрямцем (Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук.)
Опасно встречаться.
И с козликом козлик
Стали бодаться.
Бодались, бодались, (Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую.)
Сражались, сражались,
И в речке глубокой (Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз.)
Вдвоем оказались.
Мамин праздник.
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
Домашние птицы.
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)
И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)
В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)
А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
Наш дом.
Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
Мебель.
На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)
Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)
Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)
И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Транспорт.
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Весна.
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
Лето.
Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
За весной приходит лето.
Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)
И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)
Космос.
Утро – солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.)
Ночь – луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода
Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...
Занятия с детьми Пальчиковая гимнастика.
Занятия с детьмиПальчиковая гимнастика....
Пальчиковые игры на занятиях по рисованию с дошкольниками
Специально подобранные пальчиковые игры для занятий продуктивной деятельностью с детьми дошкольного возраста , помогающие подготовке детской руки к творческому процессу и расширению словар...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...
«Пальчиковый театр». Рекомендации к занятиям с пальчиковыми играми.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»
Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...