План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .
Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.
Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; хождение змейкой; построение полукругом, в круг, врассыпную; учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки; закреплять навыки детей в игровом творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa.rost_.ves_.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .
Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.
Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; хождение змейкой; построение полукругом, в круг, врассыпную; учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки; закреплять навыки детей в игровом творчестве.
Атрибуты: листочки трех видов по количеству детей (кленовые, дубовые, рябиновые, шарфик для ветерка; ширма напольная, перчатки различных цветов.
Ход занятия.
В зал под музыку змейкой входят дети старшей группы («На дворе – листопад» песня-игра музыка Т. Бокач «Колокольчик» № 39 стр. 23) .
Встают полукругом. Здороваются с гостями (по желанию здоровается любой ребенок) .
Музыкальный руководитель: Вы проснулись, потянулись, встали на ножки… Улыбнулись.
Звучит песня-приветствие (коммуникативная игра «Здравствуйте! » музыка М. Картушиной сборник «Аничков мост» стр. 56) .
(Приложение № 1)
Музыкальный руководитель: Мы выходим на улицу и приветствуем окружающий нас мир.
Проводится пальчиковая речевая игра «Здравствуй! » по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко) .
Я здороваюсь везде: дома и на улице.
Даже «Здравствуй! » говорю
Я знакомой курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро. Здравствуй, день.
Мне здороваться не лень.
Дети рассказывают стихотворение с разной интонацией в голосе.
Дети садятся на места (под музыку идут змейкой) .
Музыкальный руководитель проводит с детьми упражнения для шеи,
плечевого пояса и кистей рук (под фонограмму песни Т. Морозовой «Разноцветная осень». Разработка комплекса упражнений музыкального руководителя А. Никитенко.
По окончании упражнений музыкальный руководитель проводит артикуляционную игру-сказку «Теремок» (автор: Т. Овчинникова. Сборник: «Артикуляционная и пльчиковая гимнастика) под фонограмму: музыка Т. Морозовой «Маленькая фея».
1. В лесу стоит маленький домик -
Настоящий теремок.
2. У домика красивая черепичная крыша
(поднять руки над головой в форме "крыши")
3. И большая кирпичная труба
(сложить губы «трубочкой»)
4. В доме три маленьких резных окошка,
(руки над головой в форме окошка,
рот открыть)
5. И большая дубовая дверь
(ладошки перед лицом, показываем зубки)
6. Стены в домике покрашены
(опустить руки на колени)
Красивой розовой краской
(языком внутри гладить щеки)
7. Вдруг подул сильный ветер
(дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)
8. Дверь открывалась и закрывалась
(открывают и закрывают рот)
9. Даже стены в домике закачались
(поочередно надувают щечки: правую, левую)
10. Вдруг домик затрещал и рассыпался
(губами издают звук "пф-р-р",
руками изображают падение домика)
11. Прибежала мышка-норушка
(сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)
12. Увидела, что домик рассыпался
(жуют губки)
И расплакалась (изображают плачущую мышку
13. Прискакала лягушка-квакушка
(кисти рук сжимаются и
разжимаются с силой «ква-
ква»)
14. Увидела, что мышка плачет
И сказала:
15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне
жить. »
(кистями рук показывают говорящую лягушку)
16. Обрадовалась мышка, улыбнулась
(широко улыбаются губами)
И побежала с лягушкой.
(мизинцами показывают хвостик)
По окончании сказки дети играют в артикуляционную игру «Подари улыбку другу».
Музыкальный руководитель спрашивает детей, что можно увидеть ранней осенью на лесной полянке. Дети отвечают: «грибы» (показывают руками) ; «цветы» (называют цветы, показывают руками – складывают кисти рук бутончиками, нюхают – вдох, подули на пальчики – «лепестки» - медленный выдох) ; «ягоды» (называют, показывают руками, нюхают, чмокают губами) ; «бабочки» (показывают кистями рук бабочку) ; жучки (изображают руками и голосом улетающего жучка: сжать кулачки; из указательных пальцев и мизинцев сделать «усики» жучка; «побегать» усиками по ножкам со звуком «ж-ж-ж» на в низком регистре; затем, постепенно поднимая руки, переходить из низкого голосового регистра в высокий на одном дыхании с резким выдохом на высоком звуке, кулачки разжать) ; «деревья» (показывают руками высокое дерево) ; «старое дерево» (горловой скрип).
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем с пальчиками и отгадаем загадку. (Музыкальный руководитель с детьми проводит пальчиковую игру «Сова». Разработка движений музыкального руководителя А. Никитенко).
Наши пальчики играли,
(Сжимать и разжимать кулачки на каждый слог)
И гуляли, и плясали.
(Пальчики «гуляют» по ножкам, вращают кистями рук)
А теперь мы, детвора, в лес отправимся: - Ура!
(Хлопают в ладоши, на «Ура! » поднимают руки ладошками вверх)
Только вот молва идёт: птица в том лесу живёт.
(«Грозят» указательными пальцами обеих рук, показывают «птицу»)
Птица не простая, птица вот такая:
(Выставляют руки ладошками вперёд)
Днём на дереве сидит,
(Руки кладут на пояс)
Толи дремлет, толи спит.
(Складывают ладошки и кладут под щёку, закрывают глаза ладошками)
Ночью по лесу летает, малых детушек пугает.
(Кистями рук изображают крылья, сжимают и разжимают кулачки на каждый слог)
Всё головушкой вертит, во все стороны глядит.
(Поворачивают голову вправо и влево на каждый слог)
Вот такая голова. Что за птица-то?
(Показывают «голову» руками (окошко, выставляют руки вперёд ладошками)
Дети: Сова!
Вопрос: Какие звуки издает сова?
Ответ: «Ух»! (Все изображают «уханье» совы). Проводятся несколько игр на развитие различных видов певческого дыхания и певческой атаки.
Исполняется (стоя) пальчиковая игра «В лесу темно» («Вышли пальцы погулять» автор И. Бодраченко).
Вопрос музыкального руководителя: Какое сейчас время года? Месяц? Какие осенние приметы вы можете назвать? Почему осень называют «золотой»? Загадать загадку про осенние листья: Падают с ветки золотые монетки.
Ответы детей.
Вопрос: А чьи песенки мы можем услышать, когда гуляем по осеннему лесу?
Ответы детей: Песенку ветра, дождя, воды, упавших листьев…
Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить песню-игру «У кого какая песня» (на музыку А. Жилинского) .
Дети змейкой под музыку выходят на середину зала и встают полукругом.
Исполняется песня-игра «У кого какая песня» (см. «Музыкальный руководитель» № 5/2009 стр. 9) .
Музыкальный руководитель: Какие замечательные зонты раскрылись над вашей головой: большие, прочные. Теперь нам никакой дождик не страшен.
Дети становятся врассыпную по залу. Инсценировка песни «Дождик» (с пальчиковой игрой) муз. М. Красева, сл. Н. Френкель («Учите детей петь» для 3-5 лет, стр. 119. Авторы: Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Москва, 1986 год.)
По окончании песни музыкальный руководитель проводит с детьми игру «Мы большой построим дом» (сборник: «Кукляндия» М. Родиной) .
1. Воспитатель группы проводит с детьми пальчиковые игры «Мальчик-с-пальчик» (Т. Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика») стр. :
Мальчик-с-пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Каждого зверя дети показывают руками) .
Вопрос: Давайте покажем, какой гриб вырос у нас на поляне.
Инсценировка пальчиковой игры «Гриб» автор Т. Овчинникова:
Меж еловых мягких лап
Дождик кап-кап-кап.
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
(Каждое слово сопровождается показом) .
Инсценировка стихотворений про зверят.
Музыкальный руководитель: Вы замечательно сегодня занимались. Теперь можно и поиграть. В какую игру будем играть?
Ответ: В игру с осенними листочками. (Или показ сценки для перчаточных кукол «Необычная планета» автор М. Родина сборник «Кукляндия») .
Воспитатель раздает ведущим листья трех видов: кленовый, рябиновый, дубовый. При этом уточняет правильное название листьев (лист с клена кленовый; лист с дуба – дубовый; лист рябины) .
Исполняется песня-игра «На дворе – листопад» музыка Т. Бокач («Колокольчик» № 39 стр. 23). Игра проводится 2 раза. (Приложение № 2). По окончании игры дети собирают листья.
Музыкальный руководитель: Наше занятие окончено. Подойдите все ко мне. Чем мы сегодня занимались?
Ответы: Мы делали зарядку для шеи и рук; учились правильно дышать, когда поем; играли в игру «Теремок»; пели песни про дождик, про листья… Играли в игру «Мальчик-с-пальчик», «Гриб»; играли в игру с осенними листьями.
Музыкальный руководитель еще раз уточняет названия листьев, с которыми проходила игра.
Предлагает детям попрощаться с взрослыми. Дети прощаются и под музыкальное сопровождение выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...
Музыка осени. Конспект музыкального занятия для детей старшей группы
Цель Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально ритмических движениях). Овладение способами вза...
Пальчиковая гимнастика на музыкальных занятиях для средней группы
Пальчиковая гимнастика помогает ребенку соединять слова с действиями пальцев....
«Музыка осени» конспект музыкального занятия для детей старшей группы
Музыкальное занятие сэлементами рисования (нетрадиционные техники) для детей старшей группы...
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Артикуляционная разминка и пальчиковая гимнастика» во II младшей группе
Цели: знакомство с органами артикуляции, тренировка артикуляционной мускулатуры, её силы и умения удерживать и менять артикуляционное положение; тренировка мелкой моторики рук, в том числе умений пооч...
Зимняя сказка план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Зимняя сказкаплан-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему Программное содержание: - воспитывать чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительно...
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Музыка - одно из самых прекрасных творений человеческой культуры. Она украшает нашу жизнь, играет огромную роль в воспитании чувств. Музыка способствует развитию творческого начала в человеке. Поэтому...