План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Маркина Ирина Владимировна

 

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .

Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.

Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; хождение змейкой; построение полукругом, в круг, врассыпную; учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки; закреплять навыки детей в игровом творчестве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa.rost_.ves_.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .

Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.

Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; хождение змейкой; построение полукругом, в круг, врассыпную; учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки; закреплять навыки детей в игровом творчестве.

Атрибуты: листочки трех видов по количеству детей (кленовые, дубовые, рябиновые, шарфик для ветерка; ширма напольная, перчатки различных цветов.

Ход занятия.

В зал под музыку змейкой входят дети старшей группы («На дворе – листопад» песня-игра музыка Т. Бокач «Колокольчик» № 39 стр. 23) .

Встают полукругом. Здороваются с гостями (по желанию здоровается любой ребенок) .

Музыкальный руководитель: Вы проснулись, потянулись, встали на ножки… Улыбнулись.

Звучит песня-приветствие (коммуникативная игра «Здравствуйте! » музыка М. Картушиной сборник «Аничков мост» стр. 56) .

(Приложение № 1)

Музыкальный руководитель: Мы выходим на улицу и приветствуем окружающий нас мир.

Проводится пальчиковая речевая игра «Здравствуй! » по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко) .

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

Даже «Здравствуй! » говорю

Я знакомой курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро. Здравствуй, день.

Мне здороваться не лень.

Дети рассказывают стихотворение с разной интонацией в голосе.

Дети садятся на места (под музыку идут змейкой) .

Музыкальный руководитель проводит с детьми упражнения для шеи,

плечевого пояса и кистей рук (под фонограмму песни Т. Морозовой «Разноцветная осень». Разработка комплекса упражнений музыкального руководителя А. Никитенко.

По окончании упражнений музыкальный руководитель проводит артикуляционную игру-сказку «Теремок» (автор: Т. Овчинникова. Сборник: «Артикуляционная и пльчиковая гимнастика) под фонограмму: музыка Т. Морозовой «Маленькая фея».

1. В лесу стоит маленький домик -

Настоящий теремок.

2. У домика красивая черепичная крыша

(поднять руки над головой в форме "крыши")

3. И большая кирпичная труба

(сложить губы «трубочкой»)

4. В доме три маленьких резных окошка,

(руки над головой в форме окошка,

рот открыть)

5. И большая дубовая дверь

(ладошки перед лицом, показываем зубки)

6. Стены в домике покрашены

(опустить руки на колени)

Красивой розовой краской

(языком внутри гладить щеки)

7. Вдруг подул сильный ветер

(дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)

8. Дверь открывалась и закрывалась

(открывают и закрывают рот)

9. Даже стены в домике закачались

(поочередно надувают щечки: правую, левую)

10. Вдруг домик затрещал и рассыпался

(губами издают звук "пф-р-р",

руками изображают падение домика)

11. Прибежала мышка-норушка

(сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)

12. Увидела, что домик рассыпался

(жуют губки)

И расплакалась (изображают плачущую мышку

13. Прискакала лягушка-квакушка

(кисти рук сжимаются и

разжимаются с силой «ква-

ква»)

14. Увидела, что мышка плачет

И сказала:

15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне

жить. »

(кистями рук показывают говорящую лягушку)

16. Обрадовалась мышка, улыбнулась

(широко улыбаются губами)

И побежала с лягушкой.

(мизинцами показывают хвостик)

По окончании сказки дети играют в артикуляционную игру «Подари улыбку другу».

Музыкальный руководитель спрашивает детей, что можно увидеть ранней осенью на лесной полянке. Дети отвечают: «грибы» (показывают руками) ; «цветы» (называют цветы, показывают руками – складывают кисти рук бутончиками, нюхают – вдох, подули на пальчики – «лепестки» - медленный выдох) ; «ягоды» (называют, показывают руками, нюхают, чмокают губами) ; «бабочки» (показывают кистями рук бабочку) ; жучки (изображают руками и голосом улетающего жучка: сжать кулачки; из указательных пальцев и мизинцев сделать «усики» жучка; «побегать» усиками по ножкам со звуком «ж-ж-ж» на в низком регистре; затем, постепенно поднимая руки, переходить из низкого голосового регистра в высокий на одном дыхании с резким выдохом на высоком звуке, кулачки разжать) ; «деревья» (показывают руками высокое дерево) ; «старое дерево» (горловой скрип).

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем с пальчиками и отгадаем загадку. (Музыкальный руководитель с детьми проводит пальчиковую игру «Сова». Разработка движений музыкального руководителя А. Никитенко).

Наши пальчики играли,

(Сжимать и разжимать кулачки на каждый слог)

И гуляли, и плясали.

(Пальчики «гуляют» по ножкам, вращают кистями рук)

А теперь мы, детвора, в лес отправимся: - Ура!

(Хлопают в ладоши, на «Ура! » поднимают руки ладошками вверх)

Только вот молва идёт: птица в том лесу живёт.

(«Грозят» указательными пальцами обеих рук, показывают «птицу»)

Птица не простая, птица вот такая:

(Выставляют руки ладошками вперёд)

Днём на дереве сидит,

(Руки кладут на пояс)

Толи дремлет, толи спит.

(Складывают ладошки и кладут под щёку, закрывают глаза ладошками)

Ночью по лесу летает, малых детушек пугает.

(Кистями рук изображают крылья, сжимают и разжимают кулачки на каждый слог)

Всё головушкой вертит, во все стороны глядит.

(Поворачивают голову вправо и влево на каждый слог)

Вот такая голова. Что за птица-то?

(Показывают «голову» руками (окошко, выставляют руки вперёд ладошками)

Дети: Сова!

Вопрос: Какие звуки издает сова?

Ответ: «Ух»! (Все изображают «уханье» совы). Проводятся несколько игр на развитие различных видов певческого дыхания и певческой атаки.

Исполняется (стоя) пальчиковая игра «В лесу темно» («Вышли пальцы погулять» автор И. Бодраченко).

Вопрос музыкального руководителя: Какое сейчас время года? Месяц? Какие осенние приметы вы можете назвать? Почему осень называют «золотой»? Загадать загадку про осенние листья: Падают с ветки золотые монетки.

Ответы детей.

Вопрос: А чьи песенки мы можем услышать, когда гуляем по осеннему лесу?

Ответы детей: Песенку ветра, дождя, воды, упавших листьев…

Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить песню-игру «У кого какая песня» (на музыку А. Жилинского) .

Дети змейкой под музыку выходят на середину зала и встают полукругом.

Исполняется песня-игра «У кого какая песня» (см. «Музыкальный руководитель» № 5/2009 стр. 9) .

Музыкальный руководитель: Какие замечательные зонты раскрылись над вашей головой: большие, прочные. Теперь нам никакой дождик не страшен.

Дети становятся врассыпную по залу. Инсценировка песни «Дождик» (с пальчиковой игрой) муз. М. Красева, сл. Н. Френкель («Учите детей петь» для 3-5 лет, стр. 119. Авторы: Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Москва, 1986 год.)

По окончании песни музыкальный руководитель проводит с детьми игру «Мы большой построим дом» (сборник: «Кукляндия» М. Родиной) .

1. Воспитатель группы проводит с детьми пальчиковые игры «Мальчик-с-пальчик» (Т. Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика») стр. :

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Каждого зверя дети показывают руками) .

Вопрос: Давайте покажем, какой гриб вырос у нас на поляне.

Инсценировка пальчиковой игры «Гриб» автор Т. Овчинникова:

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап.

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Каждое слово сопровождается показом) .

Инсценировка стихотворений про зверят.

Музыкальный руководитель: Вы замечательно сегодня занимались. Теперь можно и поиграть. В какую игру будем играть?

Ответ: В игру с осенними листочками. (Или показ сценки для перчаточных кукол «Необычная планета» автор М. Родина сборник «Кукляндия») .

Воспитатель раздает ведущим листья трех видов: кленовый, рябиновый, дубовый. При этом уточняет правильное название листьев (лист с клена кленовый; лист с дуба – дубовый; лист рябины) .

Исполняется песня-игра «На дворе – листопад» музыка Т. Бокач («Колокольчик» № 39 стр. 23). Игра проводится 2 раза. (Приложение № 2). По окончании игры дети собирают листья.

Музыкальный руководитель: Наше занятие окончено. Подойдите все ко мне. Чем мы сегодня занимались?

Ответы: Мы делали зарядку для шеи и рук; учились правильно дышать, когда поем; играли в игру «Теремок»; пели песни про дождик, про листья… Играли в игру «Мальчик-с-пальчик», «Гриб»; играли в игру с осенними листьями.

Музыкальный руководитель еще раз уточняет названия листьев, с которыми проходила игра.

Предлагает детям попрощаться с взрослыми. Дети прощаются и под музыкальное сопровождение выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

Музыка осени. Конспект музыкального занятия для детей старшей группы

Цель  Формирование музыкальных и творческих способностей детей  в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально ритмических движениях). Овладение способами вза...

Пальчиковая гимнастика на музыкальных занятиях для средней группы

Пальчиковая гимнастика помогает ребенку соединять слова с действиями пальцев....

«Музыка осени» конспект музыкального занятия для детей старшей группы

Музыкальное занятие сэлементами рисования  (нетрадиционные техники) для детей старшей группы...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Артикуляционная разминка и пальчиковая гимнастика» во II младшей группе

Цели: знакомство с органами артикуляции, тренировка артикуляционной мускулатуры, её силы и умения удерживать и менять артикуляционное положение; тренировка мелкой моторики рук, в том числе умений пооч...

Зимняя сказка план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Зимняя сказкаплан-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему Программное содержание:  - воспитывать  чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительно...

план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Музыка - одно из самых прекрасных творений человеческой культуры. Она украшает нашу жизнь, играет огромную роль в воспитании чувств. Музыка способствует развитию творческого начала в человеке. Поэтому...