Проект "Русская матрешка"
проект (старшая группа)

Проект был реализован в рамках недели русской культуры. Цель проекта - воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_russkaya_matreshka_shaferova_s.n._vosp._dou.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Абанский детский сад №5 «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Проект «Русская матрешка»

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным,

(16.01.23-20.01.23) так как рассчитан на неделю.

 

Заявитель: дети старшей группы

Автор проекта: Шаферова С.Н.

Январь, 2023

Введение:Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки, их разновидностей.

Актуальность проекта:У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки: «Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др. Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Участники проекта: Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

1. Оформление альбома «Такие разные матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир».

5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации: проект является краткосрочным, так как рассчитан на одну неделю.

Ход проекта

Этапы проектной деятельности

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды

I

Выбор  темы

16.01

Тема проекта определена педагогом на основании актуальности календарно-тематического планирования, и в связи с современными событиями, которые усиливают значение и вес патриотического воспитания детей. Название и мероприятия необходимо разработать и запланировать. Воспитатель раскрывает проблему – что такое матрешка? Где она появилась впервые?Матрешки одинаковые, или разные?

Центр «Центр изобразительной деятельности», рисунки детей «Нарядные матрешки»

Сбор сведений

17.01

В связи с этим использована модель 3-х вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать?Как мы это будем делать?

Сообщили родительской общественности о начале реализации проекта и поместили в родительский уголок нашу модель 3-х вопросов.

Воспитатель предложил родителям стать участниками проекта. Предложение было принято активно.

Провести анкетирование .

Центр « Познания и Дидактической игры»: « Веселые матрешки»пазлы.

Выбор проекта

18.01

Проводится общее обсуждение с детьми и записываются все ответы детей, после того как дети высказались составленамодель  активности ребенка и взрослых в проекте.(Приложение 1)

Педагог совместно с детьми определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.

На этом этапе происходит вхождение детей в проект. Определили с детьми, в какой последовательности будем проводить мероприятия.

Разместили объявление о начале проекта на информационном стенде для родителей.

II

Реализация проектов

19.01

Изучение литературы, подготовка материала, сбор сведений  о матрешках, проведение беседы, просмотр презентации. Продуктивная деятельность: рисование на тему «Подружки матрешки»

Работа над созданием презентации про матрешек разных городов. (по заданиям воспитателя).

Центр

«Книги»: дополнили книгами о не похожих и разных матрешках.

Центр «Музыки и театра»  дополнить музыкальными композициями,  танцами, и частушками.

Подготовить буклеты для родителей «Как и где появилась первая матрешка»

Подготовка материала

Организовать место для буклетов.

Сюжетно-ролевая игра-перевоплощение «Мы веселые матрешки»

Изготовление  пособий для игры

Центр « Музыки и театра»

дополнить костюмами, атрибутами для игры

Совместный сбор информации

Исследовательская деятельность:

«Как называются разные матрешки?»

Подготовить материал для коллекции и исследовательской деятельности

Центр «Науки и природы»

Внесение коллекции «Картон и бумага»

Виртуальная экскурсия в музей.

Продуктивная деятельность: создание матрешек из пластелина.

Центр «Центр изобразительной деятельности», пластелин, стеки, дощечки.

III

Презентация

20.01

Презентация проделанной работы.

Приглашение, участие в роли зрителей

Музыкальный зал

Подведение итогов  в ходе проекта.  

Награждение участников.

Центр ««Центр изобразительной деятельности»,»

альбом с фотографиями участников

Презентация проекта для дошкольников ДОУ и родителей

Музыкальный зал

Презентация  проекта

Рефлексия проекта

Обсуждение  проекта.

Ожидаемые результаты

Результат

Продукт

Дети  дают определение

Матрешка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Выставка из пластилина, рисунки

История появления матрешки

Исследовательская деятельность «Деревянная игрушка».

Презентация «История матрешки»

        

Оценка результатов и отчетность

Данный блок будет отслежен в ходе рефлексии между всеми участниками реализации проекта. Каждое мероприятие, проводимое в рамках реализации проекта будет оформлено в виде фотоотчетов, презентации.

Рефлексия

Что мы узнали? (данные заносятся в модель 3-х вопросов, 1 столбик)

Узнали, какие бывают виды матрешек и откуда произошла данная игрушка.

Узнали ли вы что-нибудь новое?

Узнали, что матрешки отличаются цветом и узором.

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Узнали, что первую матрешку сделал русский человек, точно не известно, кто… Это наша национальная игрушка.

Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Исследовательская деятельность по изучению росписи матрешек.

Наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач оказались: исследовательская деятельность по изучению росписи матрешек, виртуальная экскурсия в музей.

При реализации следующего проекта необходимо учесть следующие факторы:

- информацию подбирать с учетом возраста детей;

- более детально изучить интересы детей;

-преобразование РППС;

- вовлеченность родителей во все мероприятиях проекта.

Активность детей в начале проекта наблюдалась не у всех, после просмотра презентации и проведения виртуальной экскурсии в музей все дети стали активными участниками проекта.

Удалось  всем детям прожить проект. Не удалось активизировать всех родителей в проект.

Работа с родителями проводилась с первого дня реализации проекта. Не смотря на занятость родителей воспитанников, они активно включались во все этапы работы над проектом. Семьи активно приняли участие в создании презентации и изготовления книжки о видах матрешек.

Прогноз возможных негативных последствий

и способы их коррекции

Негативные последствия

Способы коррекции

Дети не все заняты в проекте

Наметить мероприятия, где все дети будут задействованы

Кто-то не сможет раскрепоститься и войти в роль

Предложить поиграть в игру, имитирующую тематику проекта

Проект окажется сложным для возрастного понимания детей

Подобрать материал в соответствии с возрастом, мероприятия проводить в игровой форме, привлекать родителей к совместной деятельности

Родители не смогут принять участие в реализации проекта

Продумать более полную информированность родителей, дать индивидуальные задания, предложить поучаствовать в совместной деятельности.

Приложение 1

Консультация для родителей на тему:

«Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»      

Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание.  Педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к правде и добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.

        Матрешка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно  в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает    развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети в начале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление,память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку, со взрослым, учится таким понятиям, как большая - маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На  форме матрешки может быть    изображены  персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание  и упорство.Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.

Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.

Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Приложение 2

Загадки о матрёшке.

Яркий сарафанчик,

Расписной платочек,

Прячутся внутри неё

маленькие дочки!

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят вдруг дружке,

а всего одна игрушка.

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко, это русская …(Матрёшка)

В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там — крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)

***

Толстушка покупается,
В средине открывается —
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается —
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
(Матрешка)

***

В разнаряженной девице
Перепрятались сестрицы.
(Матрешка)

Стихи о матрёшке

Кукла славная - матрешка,

Где же ручки,

Где же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

У матрёшки синеглазой

С балалайкою в руках,

Сарафан расшит тесьмою,

Весь в лазоревых цветах.

Раскрываешь расписную,

Глядь - а в ней ещё одна,

И похожа на большую -

Распрекрасная краса!

Только милая девица,

Развернув гармонь слегка,

Песню распевает лихо.

А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись,

Такт весёлый отстучит,

Половинкою раскрывшись,

К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных,

В сарафанах, что в цветах,

В красках солнечных небесных!

Физкультминутки
Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)

Полхов – Майданская матрешка
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
***
Матрёшки из Сергиева Пасада
Я из Сергиева Пасада 
Встрече с вами очень рада. 
Мне художниками дан 
Яркий русский сарафан. 
Я имею с давних пор 
На переднике узор. 
Знаменит платочек мой 
Разноцветною каймой. 

***
Семеновская матрешка
Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
Ольга Киселева
***
Семеновская матрешка
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
***
Вятская матрешка 
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,

Приложение 3

Сказка о матрешках

Когда Любочка заснула, бабушка погасила свет и вышла из детской.
В углу комнаты на ковре, рядом с кукольным домиком, валялись разбросанные игрушки.
Обычно девочка перед сном расставляла их на полке. Сегодня с утра она играла с ними, а к вечеру вдруг начала чихать, и бабушка, померяв  температуру, уложила ее в постель. Дала таблетку и почитала сказку. Крупные игрушки она аккуратно поставила на полку, но несколько мелких остались лежать там, где их оставила хозяйка. Уходя, бабушка оставила дверь приоткрытой, чтобы услышать, если внучка позовет ее ночью.
Как только погас свет, раздался шепот.
Это переговаривались матрешки. В семье их было пять сестер, и они привыкли ночевать все вместе, а сегодня, в первый раз, все они были врозь. Их звали в соответствии с их ростом – Самая большая, Большая, Средняя, Маленькая и  Самая маленькая.
-А что будет, если девочка не выздоровеет?  Мы так и останемся врозь? – спросила Большая, и на ее лице отразилась растерянность.
-Я этого не переживу, я всегда засыпаю спокойно, когда Любаша собирает нас всех вместе,- заплакала Самая маленькая и глупенькая матрешка.
-Подумаешь, какая слабонервная, чуть - что, сразу плакать,- Средняя матрешка была самая сердитая из всех сестер. Художник, когда раскрашивал ее лицо, забыл нарисовать на нем улыбку. И глаза у нее были сердитые, и сама она была сердита на весь белый свет из-за того, что платье у нее было не такое нарядное, как у других сестер, и платочек на голове какой-то невыразительный.
-По моему не стоит паниковать, - Самая большая - старшая сестра была и самой рассудительной,  художник придал ее внешности строгий и решительный вид,  что,  вполне,  соответствовало ее характеру,- завтра Любочка нас соберет всех вместе, и все будет хорошо.
В это время в комнату тихо проскользнул Любашин любимый персидский кот Барсик.  Он было собрался улечься в ногах у спящей девочки, но увидел что-то интересное на полу.
Он крадучись прошелся по комнате. Глаза его хищно горели в темноте.
-Ой, я боюсь,- пропищала Маленькая матрешка. Она широко открыла нарисованные карие глаза, в которых отражался ужас, и  крепко сжала кулачки.
Кот заинтересовался валяющимися матрешками и стал лапой катать их по полу.
-Он покарябает нам все бока,- возмущенно закричала Средняя.
-Он закатит меня под кровать, и я там умру от страха!- обмерла Самая маленькая и самая плаксивая сестренка.
-Я этого не допущу,- раздался из угла голос резинового петуха,- пусть только попробует Вас обидеть, я его так клюну!
В это время кот, кативший Среднюю сестренку по полу, наскочил прямо на петуха. Он бросил матрешку и вцепился когтями в его бок.
-Ах ты кошачье отродье,- закричал петух,- я тебе сейчас все глаза выклюю! Нет от Вас никакого покоя птичьему племени!
Коту не понравилась резиновая игрушка, и он снова переключился на матрешек.
-Видно придется прийти на помощь этим бестолковым куклам,- стоящий на полке плюшевый медведь выждал момент, когда кот был прямо под ним, и свалился ему прямо на голову.
Кот взвизгнул. И бросился вон из комнаты.
-Ура, это победа, закричал Мишка, важно сидя на полу, -ничего не бойтесь, я Вас в обиду не дам.
-Ты нас назвал куклами, ты ,и правда, так думаешь?- Старшая сестра очень хотела бы быть куклой, иметь ручки и ножки, как у куклы Барби, которая важно сидела на полке и молча наблюдала за происходящим  в комнате.
-А кто же вы такие?  Конечно, куклы, хоть и деревянные.
-Ну, уж нет, деревяшки они пустые, а не куклы,- Барби решила не допустить, чтобы матрешек причислили к куклам, красивым  и нарядным, с тонкими ручками и длинными ножками, тонкой талией и роскошными светлыми волосами, как у нее, - вот даже Любаша их забыла собрать. Кому они нужны в этом доме, не понимаю! Вот я - настоящая кукла.  И она презрительно отвернулась.
Очень обиделись матрешки на такие слова.
Если бы Любаша не спала, она бы собрала их и поставила на полку, все вместе они чувствовали себя уверенно,  ведь когда они собирались вместе, то были одним целым, а значит решительными, смелыми, красивыми и с твердым характером. Но сейчас они были все врозь и поэтому беззащитны.
В комнату на цыпочках вошла Любочкина мама. Она потрогала дочкин лобик, поправила сбившееся одеяло и собрала оставшиеся на полу игрушки. Сложила матрешек и поставила на полку.
Когда мама вышла из комнаты, раздался голос Самой большой матрешки:
-Ой, как нам стыдно. Мы думали только о себе. А ведь Любочка заболела.  Давайте дадим ей поспать, тогда завтра она проснется  здоровой, и снова будет играть с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»

Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...