Проект "Родной мой край, Бурятия моя"
проект (подготовительная группа)
Мир детства – ни с чем несравнимый период в жизни каждого человека. От того, какие впечатления получил ребенок в детстве, зависит очень многое в дальнейшей его взрослой жизни. То, что впервые поразило его в детстве, он проносит через всю жизнь. Все дошкольники – это маленькие исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир.
Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.
Данный проект способствует приобщению детей 6-7 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_buryatiya.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Родной мой край, Бурятия моя»
Вид проекта: Познавательно - творческий, групповой.
Актуальность проблемы
Мир детства – ни с чем несравнимый период в жизни каждого человека. От того, какие впечатления получил ребенок в детстве, зависит очень многое в дальнейшей его взрослой жизни. То, что впервые поразило его в детстве, он проносит через всю жизнь. Все дошкольники – это маленькие исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир.
Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.
Данный проект способствует приобщению детей 6-7 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Гипотеза образовательного проекта
В результате этой системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Раскрытие творческого потенциала детей 6-7 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством деятельности художественно-эстетического направления» у детей повысится уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа.
Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи: - познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа, национальными орнаментами,
- учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов орнаментов;
- обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;
- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;
- воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;
- формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;
Риски проекта:- отсутствие интереса у детей;
- занятость родителей;
- загруженность педагогов.
Проект состоит из 3 этапов.
В основу проекта положены следующие принципы воспитания:
- принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми ,песнями, стихами бурятских поэтов, благопожеланиями через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.
Обеспечение проектной деятельности
Интернет-ресурсы.
Познавательная и художественная литература.
Изоматериалы., национальные костюмы, игрушки, фотографии
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для выставки, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Ожидаемые результаты:
для педагога: - освоение проектного метода;
-повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
-повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
для детей: - умение различать изделия разных народных промыслов;
- знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;
- знание и умение играть в бурятские народные игры;
- знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;
-знание благопожеланий, стихов, песен бурятских авторов.
- иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;
- умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.
для родителей: -партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.
для педагогов ДОУ:-возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.
Средства оценки результатов успешной реализации проекта:
- мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;
- беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;
- выставка к 100-леию Республики Бурятия, из бросового материала «Наш любимый город»,
- участие в открытии мини-музея
Проект состоит из 3 этапов:
Подготовительный этап:
Определение темы проекта;
Формулирование цели и определение задач;
Подбор материалов по теме проекта;
Консультирование по вопросам проектной деятельности;
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Оформление развивающей среды в групповой – фотогалерея «Мой край родной, Бурятия моя».
Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы
Просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских
Беседы на темы: «Где мы живем?» «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы - друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»;
Разучивание благопожеланий, стихов, песен (народных и авторских )
Работа с родителями – сбор и изготовление материала для выставки.
Оформление мини –музея.
Дидактические игры: «Найди пару», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;
Подвижные бурятские и русские народные игры: «Шагай наадан», «Бээлэй нюулга» (Спрячь рукавичку), «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята» и другие;
Заключительный этап
Совместное творчество детей и взрослых «Мой любимый город »;
Открытие мини музея посвященная к 100-летию республики Бурятия
Викторина с детьми в группе, участвующей в проекте «Что я знаю о родном крае».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Край родной - Бурятия»
Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике, в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием «патриотическ...
Проект "Мой край родной - Бурятия" для старшей группы
Проект «Мой край родной - Бурятия»...
Проект "Родной мой край, Бурятия моя!"
В этом материале размещен проект, который осуществляется в течение 4 месяцев по изучению традиций и обычаев бурятского народа...
Конспект НОД в старшей группе "Наш край Бурятия"
На занятии дети совершают путешествий в мир природы Родного Края. Играя, беседуя, отвечая на вопросы дети закрепляют знания о разнообразии животного и растительного мира, о том, что нужно беречь...
Проект «Родной мой край, Бурятия моя»
laquo;Раскрытие творческого потенциала детей 6-7 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством деятельности художественно- эстетического направления»...
РАБОЧАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА «Мой край - Бурятия» (3 -7 лет)
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главныхступеней духовно – нравственного развития ребёнка я...