Проект «Край родной - Бурятия»
проект (старшая группа) на тему
Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике, в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием «патриотическое воспитание», с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и определяет методы, средства и формы работы с детьми. Задача педагога заключается в том, чтобы отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, общественные события. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - эти идеи были истоками создания проекта «Край родной - Бурятия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kray_rodnoy-buryatiya.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «КРАЙ РОДНОЙ - БУРЯТИЯ»
АВТОР ПРОЕКТА: Черкашина Ланна Васильевна.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, родители, педагоги ДОУ.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: дети 5-6 лет.
ТИП ПРОЕКТА: информационно-творческий.
ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с родным краем.
ЗАДАЧИ:
1. Активизация познавательного интереса к объектам социального мира
(видеть и находить необычное, удивительное в окружающей
действительности родного края).
2. Формирование системы краеведческих знаний: о географическом
расположении и особенностях ландшафта, традициях и
достопримечательностях республики Бурятия.
3. Развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
1. Познавательные занятия по ознакомлению с родным краем,
особенностями, достопримечательностями, традициями.
2. Беседы с детьми:
- «Где я живу»
- «Улан - Удэ» - столица Бурятии»
- «Мое родное село - Горхон»
- «О Баргузинском заповеднике»
- «О Байкале» и т. д.
3. Посещение краеведческого музея МБОУГСОШ № 73.
4. Чтение художественных произведений бурятских авторов.
5. Рисование на темы: «Какого цвета мой край родной», «Дом, в котором я живу», «Животные нашего леса» и т.д.
6. Сюжетно - ролевые игры «Железная дорога», «Дом», «Музей» и т. д.
7. Разучивание народных игр: «Табун» (Хурэг адуун), «Иголка, нитка,
узелок» (Зун, утахн, зангилаа), «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад), «Ищем
палочку» (Модо бэдэрхэ), «Бабки - лодыжки» (Шагай наадан).
8. Музыкальная деятельность: слушание и разучивание бурятских песен,
музыкальное развлечение «Сагаалган», летний праздник «Сурхарбан».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ:
1. Изучение истории, культуры Бурятии.
2. Изготовление альбомов «Малая моя Родина», «Бурятия», «Байкал»,
«Животный мир Бурятии».
3. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с родным краем, изготовление регионального уголка, макетов детского сада, дацана, православного храма и др.
4. Составление конспектов занятий по ознакомлению с родным краем: «Что такое Родина?», «Край родной — земля Бурятская», «Улан — Удэ - столица Бурятии», «Знакомство с творчеством бурятского народа», «Что означают наши имена», «Путешествие в природный мир Бурятии» и т. д.
5. Изготовление дидактических игр по закреплению знаний детей: «О чем
рассказала лучина», «Одень куклу в национальный костюм», «Рассели по
местам» (по карте Бурятии).
Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ:
1. Беседы с детьми о селе, в котором живем, о героях — земляках —
защитниках Родины.
2. Пешие прогулки по селу, посещение этнографического музея и музея
истории Бурятии в г. Улан - Удэ.
3. Сбор информации, исторических материалов о родном крае «Наша
копилка».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Викторина «Что мы знаем о родном крае».
Анализ проделанной работы, отчет по проекту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОД И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:
СЕНТЯБРЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание альбома о Горхоне «Малая моя Родина». Заучивание пословиц о Родине, дружбе. Целевая прогулка по селу.
НОД: Художественное творчество тема: «Наша улица».
Прогулка. Игры «Горелки», «Иголочка, ниточка и узелок», «Цепи».
Вечер. Рассматривание иллюстраций об осени, чтение стихов русских поэтов.
2 неделя.
Утро. Предложить желающим детям трафареты с насекомыми. Дидактическая игра «Чудесные превращения». Проследить стадию развития бабочки из гусеницы с помощью моделей.
НОД: Познание тема: «Что такое Родина».
Конструирование: изготовление макета улицы, на которой расположен детский сад.
Прогулка. Игры «Гори - гори ясно», «Гуси - лебеди».
Вечер. Чтение бурятской народной сказки «Храбрый козленок Бабана». Рассматривание полотенец с русской вышивкой.
3 неделя.
Утро. Рассматривание картин бурятских художников о природе, загадывание загадок о природных явлениях. Дидактическая игра «От какой ветки детка».
НОД: Познание тема: «О том, как трудятся наши мамы и папы».
Прогулка. Экскурсия в лес по теме «Золотая осень».
Игры «Ручеек», «Краски».
Вечер. Беседа и дидактическая игра «Русское чаепитие».
4 неделя.
Утро. Рассматривание куклы в национальном русском наряде, русских сарафанов, иллюстраций с изображением старинной русской глиняной посуды. Чтение русских народных сказок.
НОД: Познание тема: «К нам пришла кукла Маша» (в русском национальном костюме).
Экскурсия в школьный музей «Бабушкин сундук»
Прогулка. Рассматривание березы, беседа о ней. Русская народная игра «Горелки».
Вечер. Разучивание хороводной песни «Во поле береза стояла». Рассматривание «бабушкиной» посуды. Дидактическая игра «Отгадай загадку» (о посуде). Вырезание из цветной бумаги силуэтов посуды.
ОКТЯБРЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание русских и бурятских народных головных уборов. Заучивание бурятских потешек. Дидактическая игра « Что лишнее?»
НОД: Познание тема: «Село-город».
Конструирование из природного материала — проекция «Осенний лес».
Прогулка. Игры «Кто с нами?», «В углы».
Вечер. Дидактическая игра «О чем рассказала лучина». Просмотр видеомультфильма «Фока на все руки дока».
2 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о празднике Покрова, народных приметах и об
обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок. Слушание песни «Я по рыночку ходила».
НОД: Художественное творчество тема: «Обучение рисованию простого завитка» по мотивам бурятской росписи.
Прогулка. Русские народные игры «Горелки», «Ручеек», «В углы»,
«Карусель».
Вечер. Рассматривание русской избы (иллюстрация или макет); чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
3 неделя.
Утро. Рассматривание русского народного костюма и беседа о нем. Раскрашивание русских и бурятских головных уборов (из бумаги). Слушание бурятских народных песен. Дидактическая игра «Музей».
Прогулка. Игры «Горелки», «Расходитесь», бурятская народная игра «Бабки -лодыжки» (шагай наадан).
Вечер. Слушание русских народных песен. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги). Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.
4 неделя.
Утро. Рассматривание посуды, изготовленной бурятскими мастерами, нагрудных расшитых украшений с бурятским орнаментом. Беседа о символе солнца в бурятском орнаменте.
НОД: Познание тема: «К нам в гости пришла кукла Баярма».
Целевая прогулка на почту: «Отправим письмо заболевшему товарищу». Прогулка. Русские народные игры «Во поле береза стояла», «Гуси — лебеди», бурятская игра «Табун» (хурэг адуун).
Вечер. Рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства бурятских мастеров. Дидактическая игра «Чей головной убор?». Беседа о символике белого, желтого цвета в бурятской вышивке.
НОЯБРЬ
1 неделя.
Утро. Раскрашивание орнамента (из бумаги), используемого для украшения русских сарафанов. Дидактическая игра «Гончарное мастерство». Заучивание русских народных потешек, закличек.
НОД: Познание тема: «Беседа о Бурятии».
Прогулка. Игры «Горелки», «Луна и солнце».
Вечер. Просмотр видеозаписи выступления ансамбля «Байкал», беседа о нем. Чтение стихов бурятских поэтов. Заучивание пословиц об одежде.
2 неделя.
Утро. Рассматривание бурятской юрты (иллюстрация или макет). Раскрашивание полотенец (из бумаги) с использованием русских узоров. Заучивание пословиц и поговорок об одежде. Отгадывание бурятских загадок.
Слушание легенды «Красавица Ангара».
Прогулка. Игры «Жучок и паучок», «Краски», «Во сыром бору тропа».
Вечер. Рассматривание русской и бурятской национальной обуви. Дидактические игры «Бурятские промыслы», «Что нужно сапожнику?».
3 неделя.
Утро. Рассматривание посуды, изготовленной русскими и бурятскими мастерами. Разучивание русских пословиц о труде. Дидактическая игра «Гончарное мастерство».
Беседа «Народы Бурятии».
НОД: художественное творчество» тема: лепка посуды в народном стиле.
Прогулка. Игры «Расходитесь», «Краски», «Ручеек».
Вечер. Дидактическая игра «Что нужно гончару?». Беседа о блюдах бурятской кухни. Заучивание бурятских пословиц о труде.
4 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о русском народном празднике Кузьма -Демьян, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником.
НОД: Познание тема: «О том, кто работает в сельском хозяйстве».
Рисование по клеточной бумаге «Дорожки счастья».
Прогулка. Игры «Горелки», «Кузнецы», «Подушечка».
ДЕКАБРЬ
1 неделя.
Утро. Сравнение русской избы и бурятской юрты. Загадки о посуде. Дидактическая игра «Русское чаепитие».
Прогулка. Игры «Во поле береза стояла», «Луна и солнце», «А я по лугу».
Вечер. Заучивание русских народных потешек, прибауток. Вышивание простых русских узоров на салфетке. Дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм», «Назови правильно» (предметы бурятского быта из дерева)
2 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, иллюстраций с изображением бурятской деревянной посуды. Заучивание загадок о предметах быта. Сравнивание узоров на русской и бурятской одежде. Дидактическая игра «Бабушкин сундук». Выставка предметов быта «Ой, вставала я ранешенько».
НОД: Познание тема: Ознакомление с декоративно-прикладным искусством Бурятии.
Обучение рисования двойного завитка «Бараний рог».
Прогулка. Игры «Солнце и луна», «Баба Яга», «Во сыром бору тропа». Вечер. Повторение стихов бурятских поэтов. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению. Дидактические игры «Чей узор?», «Назови правильно».
3 неделя.
Утро. Беседа о бурятской национальной кухне. Сравнивание символики вышивок на русских и бурятских национальных костюмах. Чтение стихотворений русских поэтов о зиме. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги). Дидактическая игра «Чье жилище?».
НОД: Художественное творчество тема: лепка «Кукла в русском костюме».
Познание тема: «Мое родное село».
Прогулка. Игры «Горелки», «Жучок — паучок», «Ручеек», «Гуси — лебеди». Вечер. Роспись бересты. Кукольный спектакль «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Слушание бурятских народных песен. Рассматривание «бабушкиной» посуды.
4 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций «Праздничная одежда русских красавиц». Чтение стихотворения «Узоры матери». Рассматривание изделий из соломки. Дидактическая игра «Покажи правильно».
НОД: Художественное творчество тема: лепка «Русские барышни».
Познание тема: «Волшебная нить».
Прогулка. Рассматривание и описание березы. Игры «Расходитесь», «Цепи», «А я по лугу», «Светит месяц».
Вечер. Чтение русской народной сказки «Бычок — смоляной бочок». Слушание бурятских песен различного характера. Заучивание потешек, прибауток. Рассматривание русских и бурятских узоров на ткани.
ЯНВАРЬ
2 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год). Разучивание колядок. Загадывание загадок. НОД: Познание тема: «Улан -Удэ — столица Бурятии».
Лепка «Бурятская посуда».
Прогулка. Игры «Бабка Ежка», Прялица», «Башмачок», «Горшки».
Вечер. Слушание русских частушек. Кукольный спектакль «Колобок». Вырезание из бумаги силуэтов русской и бурятской одежды.
3 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о новогодних песнях — «овсенях». Загадывание загадок. Дидактическая игра «О чем рассказала лучина?».
НОД: Художественное творчество тема: «Роспись рождественского сапожка».
Прогулка. Игры «Гуси — лебеди», «Ручеек».
Вечер. Рассматривание русских головных уборов: картуз, кичка, сорока, кокошник, коруна, венец. Беседа о символике цвета в бурятской вышивке. Роспись бумажных силуэтов (головные уборы, рубашки, платья, полотенца).
4 неделя.
Утро. Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Рассматривание полотенца с бурятским орнаментом. Отгадывание загадок про старинные предметы быта. Рассказ о русских гончарах. Дидактическая игра «Предметы быта бурят».
НОД: Познание тема: «Поэзия народного костюма».
Рисование «Бурятские узоры».
Прогулка. Игры «Расходитесь», «А я по лугу», «Горелки».
Вечер. Лепка из глины посуды русского и бурятского народа. Рассматривание русских рубашек, их орнамента. Слушание русской народной плясовой музыки.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание куклы в бурятском народном костюме. Заучивание русских пословиц о труде. Слушание бурятской народной музыки. Беседа «Все о маслянице». Экскурсия в музей школы.
Прогулка. Беседа о птицах как символах в русском народном творчестве. Игры «Во поле береза стояла», «Краски», «Захват знамени».
Вечер. Рисование русских и бурятских орнаментов. Чтение сказки «Морозко».
2 неделя.
Утро. Чтение сказки «Зимовье зверей». Нанесение орнамента на бумажные
силуэты животных — персонажей русской народной сказки.
НОД: Познание тема: «Дружная семья», (об игрушке-матрешке).
Рисование «Русская старинная посуда».
Прогулка. Рассматривание тополя, беседа о нем. Игры «Золотые ворота»,
«Луна и солнце», «Прятки», «Краски».
Вечер. Рассказ воспитателя о традициях и обычаях народов Бурятии.
Слушание русской народной плясовой музыки. Вырезание из бумаги силуэтов русских платков, шалей, нанесение узоров.
3 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных бурятскими художниками. Отгадывание загадок о предметах быта. Дидактическая игра «Чье жилище?».
НОД: Познание тема: «Празднование Сагаалгана».
Рисование «Священный огонь Сагаалгана».
Прогулка. Бурятские народные игры «Табун»(хурэг адуун), «Ищем палочку» (модо бэрэрхэ).
Вечер. Рассматривание матрешек. Дидактическая игра «Одень куклу».
4 неделя.
Утро. Рассматривание головных уборов бурятских женщин и девушек. Вырезание силуэтов головных уборов бурят. Дидактическая игра «Что лишнее?».
Прогулка. Бурятские народные игры «Иголка, нитка и узелок» (зун, утахн, зангилаа), «Бабки — лодыжки» (шагай наадан).
Вечер. Беседа о традициях и обычаях праздника Белого месяца, рассматривание «Хадага», благопожеланий, написанных на русском и бурятском языках и украшенных орнаментами «бадма сэсэг», «улзы угалзе», «уулэн хээ». Раскрашивание силуэтов по образцам.
МАРТ
1 неделя.
Утро. Чтение бурятской легенды о волшебнице Дангины. Дидактическая игра «Покажи правильно». Повторение потешек и прибауток.
НОД: Познание тема: «О Байкале».
Рисование «Родная природа».
Прогулка. Игры «Краски», «У медведя во бору», «Ворон».
Вечер. Слушание бурятской народной музыки, беседа о ней. Дидактическая игра «Что лишнее?».
2 неделя.
Утро. Беседа о Масленице. Заучивание русских народных закличек. Приготовление русских блинов. Слушание масляничных песен.
НОД: Познание тема: «Край родной-земля бурятская».
Лепка «Русские свистульки».
Прогулка. Игры «Водить козла», «Летят — не летят», Горелки».
Вечер. Рассматривание русских игрушек. Дидактическая игра «Промыслы России».
3 неделя.
Утро. Рассматривание праздничного бурятского костюма. Раскрашивание силуэтов одежды (из бумаги). Беседа «Головные уборы и обувь бурят в старину». Дидактическая игра «О чем рассказала лучина?».
НОД: Игра-занятие «Музей».
Аппликация «Украшение бурятской одежды «Дэгэла» (халата), «Терлога»
(жакета).
Прогулка. Игры «Прялица», «Прятки».
Вечер. Чтение бурятских сказок о Будамшу, беседа по содержанию. Заучивание бурятских пословиц о дружбе.
4 неделя.
Утро. Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе. Беседа «Богата и разнообразна наша природа».
НОД: Познание тема: «О труде железнодорожников».
Рисование «Едем мы, друзья, в дальние края...»
Прогулка. Игры «Летят — не летят», «Лапта».
Вечер. Вырезание силуэтов дымковских игрушек, их роспись. Беседа о русских мастерах.
АПРЕЛЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание изделий из керамики, выполненной русскими и бурятскими мастерами. Дидактическая игра «Что нужно гончару?». Загадывание загадок о предметах посуды.
НОД: Игра - занятие «Путешествие по родной стране».
Прогулка. Экскурсия на водоем для наблюдения за его состоянием. Игры «Жмурки», «Бабки — лодыжки».
Вечер. Рассматривание русской народной вышивки из растительных элементов, беседа о символике зеленого и красного цвета.
2 неделя.
Рассматривание фотографий ансамбля «Байкал», беседа о нем.
Слушание бурятской народной сказки «Мышь и верблюд».
НОД: Познание тема: «Все мы дружно живем на бурятской земле».
Аппликация «Украшение ковра «Таро».
Прогулка. Беседа «Береза — символ России». Игра «Во поле береза стояла». Вечер. Рассматривание старинной русской обуви из лыка — лаптей. Дидактическая игра «Что лишнее?» Чтение стихов русских поэтов о весне.
3 неделя.
Утро. Беседа о праздновании Вербного Воскресения и о вербе. Слушание песни «Солнышко».
НОД: Художественное творчество тема: «Рисование ветки вербы».
Прогулка. Игры «Верба - вербочка», «Заря - зарница».
Вечер. Представление кукольного театра «Петрушка».
4 неделя.
Утро. Беседа о празднике Светлой Пасхи, об обычае обмениваться яйцам, о значении этого действия, о праздновании последнего дня недели – Красной Горки. Повторение русских народных закличек, поговорок. Слушание
праздничного Пасхального колокольного звона.
НОД: Художественное творчество тема: «Роспись пасхальных яиц».
Прогулка. Игры с яйцами, «Прялица», «Солнышко-ведрышко».
Вечер. Знакомство с пасхальными песнями. Рассматривание старинных русских украшений.
МАЙ
1 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций о природе, картин русских художников о весне. Повторение стихов русских поэтов. Дидактическая игра «О чем рассказала лучина».
НОД: Познание тема: «Беседа о Баргузинском заповеднике».
Рисование «Животные нашего леса».
Прогулка. Игры «Пятнашки», «Краски».
Вечер. Лепка из глины игрушек русского народа. Дидактическая игра «Что везем на ярмарку?».
2 неделя.
Утро. Рассматривание плетеной посуды из лыка. Повторение русских пословиц о труде. Дидактическая игра «Промыслы Бурятии». Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о празднике Великой Победы.
НОД: Художественное творчество аппликация «Праздничный салют». Прогулка. Игры «Кот и мыши», «У медведя во бору».
Вечер. Рассматривание альбомов о Байкале, о животном и растительном мире Бурятии. Рисование русских и бурятских орнаментов. Дидактическая игра « Чей узор?».
3 неделя.
Утро. Отгадывание бурятских загадок. Составление узоров из бумаги по мотивам русской вышивки. Повторение русских потешек и закличек. Экскурсия в школьный музей.
НОД: Познание тема: «Охранять природу - значит охранять Родину». Прогулка. Игры «Расходитесь», «Прятки», «Догонялки», бурятская народная игра «Стрельба по соломенным бабкам» (сурхарбан).
Вечер. Беседа о символике герба и флага республики Бурятии.
4 неделя.
Выставка предметов быта. Дидактическая игра «Что лишнее?».
НОД: Итоговая беседа «Что мы знаем о Бурятии?».
Художественное творчество тема: рисование по замыслу с использованием русских и бурятских узоров.
Прогулка: Экскурсия в лес для наблюдениями за сезонными изменениями в природе.
Вечер. Рассматривание репродукций с картин русского художника Васнецова к сказкам, беседа об этом. Слушание русских плясовых мелодий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой край родной - Бурятия" для старшей группы
Проект «Мой край родной - Бурятия»...
ПРОЕКТ "МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - БУРЯТИЯ"
В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патрио...
Проект "Край родной -Бурятия моя"
Искусство родного края всегда привлекает ребенка доступностью образов, близостью для понимания, оно помогает создать образные представления, которые настраивают ребенка на восприятие музыки. Поэтому н...
Проект «Мой край родной - Бурятия»
Сагаалган-праздник Белого месяца...
Проект "Край родной- Бурятия"
Проект "Край родной- Бурятия"...
Проект «Мой край родной - Бурятия».
Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур. Практика работы образователь...
Проект «Мой край родной — Бурятия!»
Проект «Мой край родной — Бурятия!»...