Календарно тематическое планирование по теме: "Перелётные птицы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель: Дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной;  познакомить детей с понятием «прилётные птицы» (почему некоторых птиц так называют), как с одним из природных явлений весны; Рассказать, как они  приспособлены к наземно  – воздушному  образу жизни, к меняющимся условиям неживой  природы, в весенний период (птицы вьют гнёзда). Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование воспитательно-образовательной работы с 20 .03 по 24.03

Группа    старшая №5 «Колокольчики»                                                                                   Тема: « Перелётные птицы»

Цель: Дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной;  познакомить детей с понятием «прилётные птицы» (почему некоторых птиц так называют), как с одним из природных явлений весны; Рассказать, как они  приспособлены к наземно  – воздушному  образу жизни, к меняющимся условиям неживой  природы, в весенний период (птицы вьют гнёзда). Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым. 

 Итоговое мероприятие     Оформление мини  выставки  детского творчества  «Птицы – наши друзья». Дата:  24.03

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник – 20  марта

Утро:

Приём  детей, утренняя гимнастика. Ситуативный разговор «Для чего нужны птицы». Какую пользу человеку приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых, радуют людей своим пением). Д/и «Правила поведения в лесу»-

Вспомнить правила поведения.

С Ксюшей, Машей Упражнение «Выпусти птиц». Развитие мелкой моторики. Предложить детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.

Напомнить детям как нужно вести себя за столом. Продолжать учить правильно, пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытирать после умывания, вешать полотенце на место.

Размещение в группе картины с изображением разных птиц.

Цель: Расширять представление о птицах, которые летают у нас в  городе. Вызвать желание помочь им, развивать наблюдательность Игры детей  на музыкальных инструментах –различать инструменты (дудочка, колокольчик).

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

     

Для строительства гнезда птицы клювом собирают веточки, сухую траву, листья, шерсть животных, свои перья и пух. Потом при помощи лапок и клюва  каждый  вид птиц строит по- своему для себя  домики.гнёзда

Непрерывная образовательная деятельность

 9.00- 9. 25     Речевое   развитие  Рассказывание  по картине. Составление описательного рассказа по репродукции  картины А. Саврасова  «Грачи прилетели». Цель: Развивать эмоциональный  отклик  на весенние  проявления  природы, эстетические чувства  и переживания, умение  соотносить увиденное  с опытом  собственного восприятия весенней природы, учить составлять описательные  рассказы по пейзажной  картине. Материал : Картина Саврасова «Грачи прилетели».

 9. 40- 10.05   Двигательная деятельность  Задачи: Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную, с остановкой по сигналу воспитателя; повторить ползание по скамейке «по-медвежьи»; упражнения в равновесии и прыжках.  Оборудование:  мячи по количеству детей,  гим. скамейка. Часть 1.  ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную, по сигналу воспитателя остановиться.  Часть 2  ОРУ №24 (с флажками )  Основные движения: 1. Равновесие - ходьба по доске, положенной на пол. 2.Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони  и ступни «по-медвежьи».  З. Прыжки через 5-6 шнуров, положенных в одну линию (2 -3раза) П.И. «Охотник  и зайцы».  Часть 3.  Игра малой подвижности  «Найдем зайку»

   

Прогулка:

№1.

Непрерывная образовательная

15.40 – 16.05 Художественно /эстетическое развитие (рисование) Тема: « скворцы, грачи»   Цель: Продолжать знакомить с названием  птиц. их  значением, учить сравнивать и передавать в рисунке характерные  черты, с троение птиц,  передавать  форму тела (овальная)  частей, красивое  оперение. Упражнять в  рисовании  красками, кистью  развивать образное восприятие. Материалы: Листы белой бу  

работа перед сном

Дидактическая игра «Кто как поет» - звукоподражание голосам птиц.

Вечер: Экспериментальная деятельность

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна.     Познавательно- исследовательская  деятельность:  «Кто разбудил китёнка».  Цель: Продолжить знакомство  с тем, что внутри  человека есть воздух.  Слушание      

С Димой, Степой д/игра «Продолжи  последовательность»- геометрические фигуры. Цель: Развивать мышление, закрепить название геометрических фигур.

Упражнение «Девочкам - ботинки, мальчикам -пуговки» формировать у детей навыки самообслуживания, учить шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Развивать мелкую моторику рук.

Самостоятельные игры в центрах. Работа с бросовым материалом: чайная заварка. «Деревья ранней весной». Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок .  

                   Прогулка                       №2

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник –  21  марта

Утро:

Приём детей, утренняя гимнастика. Ситуация «Дома птиц».Закрепить и расширить знания детей о птицах. Формировать умение высказываться полной фразой.

Д.И. «Назвать птицу».

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление.

С Ксюшей, Софией закрепление пространственных отношений «справа», «слева»- Дид. игра «В какой руке?».

Продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

Самостоятельные игры в центрах. Предложить детям для рассматривания сюжетные картинки: «Грачи прилетели»

- создать условия для рассматривания.

Оформление книжной выставки С.Я.Маршак «Весенняя песенка», А.Барто  «Птичка», «Кто как кричит?», Е.Чарушин  «Яшка», М.Зощенко «Умная птичка» - создать условия для оформления выставки.

Беседы о состоянии здоровья детей, их настроении.

Памятки «Весенние стихи», «Приметы и пословицы о весне».

Цель: привлечь родителей к экологическому воспитанию детей.

Непрерывная  образовательная деятельность

 9.00-9.20  Познавательное развитие  ( математика) №22 Тема: Решение задач на сложение и вычитание, порядковый  счет, логическая задача  на анализ и синтез, работа  со счетными  палочками. Цель: Продолжать учить отгадывать математические  загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать  запись, упражнять в количественном  и порядковом счете, отвечать на вопросы  сколько?  на котором  по  счету месте?   Учить  выкладывать  из счетных  палочек  

геометрические  фигуры,(дом, елку, лодку)  стр.59.

9.40 -10.10  (музыкальная  деятельность)      Научились мы ходить – учить  согласовывать движения с характером   музыки.  Заводная  игрушка – способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых образов (идёт медведь, скачет зайчик, идёт кот). Слушанье «Шарманка» - учить различать музыкальные инструменты

Прогулка:

№1

Работа перед сном

Учить, навыкам аккуратно складывать одежду на своих стульчиках. Чтение: Е. Чарушин  «Почему Тюпа не ловит птиц».

Вечер: Чтение худ. литературы

Постепенный  подъём, оздоровительная гимнастика  после сна. Дыхательное  упражнение  «Лети  бабочка». Цель: Способствовать укреплению дыхательной системы организма.

С Ане, Денисом упражнение  «Ласковые слова»- упражнять детей в словообразовании.

Ситуативный разговор  «Мы ребята молодцы»- вспомнить с детьми этические нормы и правила поведения.

Самостоятельные игры в центрах. Внести в центр ИЗО обводки «Птицы» Свободная художественная деятельность. Учить аккуратно закрашивать карандашами. В центре логики н/п игры «Лото», «Разрезные картинки» -создать условия для игр.

Прогулка

№2

Среда –  22 марта

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

 

Оформление папки – передвижки «Весенние прогулки».

Цель: привить детям и родителям желание к каждодневным прогулкам, совместным играм на свежем воздухе.

Консультация для родителей «Наблюдаем вместе»

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Приём детей, утренняя  гимнастика. Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах». Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движе -ниями. Слушание аудиозаписи «Голоса весеннего леса». Цель: Расширить представление детей о

 птицах (голоса).

С Матвеем, Степой, отрабатывание правильного произношения звука [с], четкая артикуляция звука в словах. Проговаривание чистоговорок.

Продолжать учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки перед едой аккуратно мыть руки, а затем вытирать их своим полотенцем.

Самостоятельная деятельность в центрах активности. В центре худ. эстетического развития  смешивание  красок (белая и зелёная) для рисования травы, жучков - создать условия для деятельности. Опыт «Здравствуй, солнечный зайчик» Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

Непрерывная  образовательная деятельность

 9.00-9.25   Предметная деятельность ( конструирование) техника Оригами. Тема «Грачи прилетели»  Задачи:  Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира;  Закрепить признаки и характерные особенности ранней весны (высокое.  голубое  небо, земля освобождается от снега, на деревьях набухают почки, прилетают птицы) ;  Развивать навыки конструирования из бумаги;  Развивать интерес к искусству оригами;

 Показать гармоничную связь между различными видами искусства, например поэзией и живописью; Материал: квадратные

  листы бумаги черные, ножницы, карандаши, картина А. Саврасова Грачи прилетели.

 9.40 – 10.05  Бассейн  (физо. с детьми не посещающих бассейн)     Прокатывание мяча между предметами (2-3 раза).  . 2. Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками, хват рук с боков (2 раза).  П.И. «Самолеты».     3. Ходьба в колонне по одному.  

Прогулка:

№1

работа перед сном

Продолжать аккуратно складывать одежду на свои стульчики.

Непрерывная  образовательная       

15.40- 16.05  Социально-коммуникативное развитие (по плану психолога Н. Николаевны)

Вечер:

Физкультурное

Развлечение  2-4н.

Музыкальное

Развлечение  1-3н

16.30.-17.00   

    Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика  после  сна.   Физкультурное развлечение Зов джунглей»- физкультурный досуг.  П/с Вызвать у детей и их родителей эмоциональный отклик на спортивные упражнения, прививать любовь к физкультуре.

С Сашей, Никитой,   – развивающая  игра «Что бывает зелёным?» Стимулировать развитие воображения и мышления.

Затрудненные ситуации. Цель: Развитие мышления. Принятие решения и планирование.

(Миша  пролил варенье на пол). Что ему теперь делать?; Таня  пошла гулять и заблудилась. Что ей делать?

Самостоятельные игры в центрах. Труд в уголке природы «Ухаживаем за комнатными растениями». Воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями, аккуратно поливать, вытирать крупные листья растений от пыли.

Прогулка.

№2

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная  деятельность   в режимных моментах

Четверг –  23 марта

Утро:

Приём детей, утренняя гимнастика. Ситуативный разговор «Почему воробей не летает на юг». Цель: Развивать умение отвечать простым предложением. Воспитывать интерес к птицам. З.к.р. Игра «Угадай чего не стало»- звук (о). П/и . «Медведь и пчёлы» - выполнять действия в соответствии с текстом.

С Даной, Никитой, Димой.

Работа по формированию умения правильно держать карандаш и рисовать им.

Игра “Исправь ошибки”. Развитие слухового внимания, совершенствование грамматического

строя речи с Матвеем.

Учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки.

Самостоятельные   игры в центрах.

В центре худ. эстетического развития:  работа с пластилином и красками (изготовление птички и её роспись) – создать детям  условия для деятельности.  Подготовка к с/р. игры  «Врач»- заболели игрушечные звери. Как будем лечить?

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

 Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам или на слух) .

Жаворонок, воробей, грач, скворец.

Ворона, утка, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, стриж.

Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Дидактическая игра «Кто прилетел? ». (Взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: да или нет.)

Дидактическая игра «Узнай по описанию». (Взрослый описывает внешний вид какой-нибудь перелетной птицы, а ребенок ее узнает и называет.)

Непрерывная  образовательная деятельность

  9.00-9.25  Речевое развитие ( знакомство с буквами) Тема  Буквы  Ю, Я, Э   Вспомнить пройденные  буквы, познакомить с новыми буквами Ю, Я, Э. Способствовать  запоминанию конфигурации  букв  путем     воспроизведения их в рисунке, лепке, конструировании  из  различных  материалов. Упражнять в выделении  слов на данную  букву.  Подводить   к составлению  и чтению коротких  слов  из  

знакомых  букв. Материал:  Буквенный фриз,  карандаши, фломастеры,  пластилин,  клей,  проволока.

9.40 - 10. 10 (музыкальная деятельность) Научились мы ходить – учить  согласовывать движения с характером   музыки.  Заводная  игрушка – способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых образов (идёт медведь, скачет зайчик, идёт кот). Слушанье «Шарманка» - учить различать музыкальные инструменты     

Прогулка:

№1

работа перед сном

Чтение К.  Чуковский  «Муха – цокотуха». Цель: Предоставить детям возможность договаривать слова.

Непрерывная  образовательная

 15.40- 16.05 Двигательная деятельность Цели:  Закреплять навык  ориентировки  в  пространстве,   разучивать технику прыжков  в  длину  и в высоту  с разбега, развивать быстроту, ловкость, выносливость;  -ходьба в колоне  на  месте, в движении с сохранением  интервалов  в  равнения;  -прыжки в высоту  с разбега.

 Вечер:

 Сюжетно ролевые игры.

  Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. С/р. игра «Врачи» Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость   медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять   правила поведения в общественных местах.  Игровые ситуации посещение врача, выписка врачом лекарств.

С Таисией, Ксюшей упражнение  «Золотой коврик». Цель:  Формировать восприятие   геометрических  фигур. С Никитой упражнение «Из обруча  в обруч»- повторить прыжки  с продвижением  вперёд.

Ситуативный разговор-беседа «Почему нельзя друг друга обижать» - учить правилам дружбы, взаимовыручки.

Самостоятельные игры в центрах.

В центре худ. – эстетического  развития - раскрашивание силуэтов птиц кисточкой, паралоном. Внести в центр искусства силуэты птиц, кусочки паралона для свободного раскрашивания. В муз. центре игра на музыкальных инструментах – создать условия для игры.

Прогулка.

№2

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница –  24 марта

Утро:

Приём детей, утренняя гимнастика. Разучивание песни «Воробей с березы на дорожку – прыг». Цель: Развивать вокальные навыки. Чтение стихотворения В. Берестова «О чем поют воробушки». Цель: воспитывать интерес к художественному слову. З.к.р. (к), (г) – картинки с изображением весны, определяем звуки. Беседа  с детьми «Изменения в жизни
  птиц с приходом весны»(грачи, скворцы). Рассматривание  иллюстраций, тематических альбомов о птицах.    Д/и. «Узнай
 по описанию».

Упражнение «Что ты слышал». Цель: Учить использовать  разные  способы образования глаголов с Ариной, Машей, Софией.

Дидактическая игра «Наш день»  закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день, вечер, ночь».

 Самостоятельные  игры  в  центрах. Центр  театра  (теневой  театр). Показ сказки «Гуси-лебеди». –создать условия  для показа  сказки.  Создание  символа  месяца  «Портрет  марта», Развивающая игра  «Найди  отличия»  (снегирь и ласточка). Продуктивная  деятельность  конструируем  птиц  из веток и пластилина  -создать условия  для  деятельности.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Составление описательного рассказа по схеме:

images__1_.jpg

Цвет. (Цвет оперенья птицы) .

Части тела. (Назови части тела)  

Гнездо. (Назови её птенцов) .

 Весна. Осень (Когда птицы  прилетают   из теплых краев. а улетают в теплые когда?)  

Насекомые. (Чем питаются птицы) .

Человек. (Какую пользу приносят человеку).

Непрерывная образовательная  область

 9.00 – 9.25.  Предметная деятельность  (лепка)  Тема:  « Птицы  на  кормушке»  П/с. Учить  лепить птицу  по  частям, передавать  форму  и относительную  величину  туловища  и  головы,  различие  в  величине  птиц  разных   пород,  правильное  положение  головы. крыльев, хвоста.   Материал:  пластилин, ветки (природный  материал).

  9.40- 10.05   Познавательное развитие   (экология)   Тема «Вестники  весны»  Продолжать  знакомить детей  с перелетными птицами (  скворец, ласточка,  грач, кукушка, соловей,   стриж и т. д.),познакомить   с гнездованием  птиц (птицы  весной  строят  гнезда,  откладывают  яички  и выводят  птенцов, дать  представления  о внешнем  виде  птиц, среде  обитания,  их  разнообразии,  учить делить  на  перелетных  и зимующих,  на  основе  связи  между  характером  корма  и способом  его  добывания.  Материал:

Картинки перелётных птиц.

Прогулка:

№1

работа перед сном

Развивающая  игра  «Что  спряталось в рисунке».  Цель:  Развивать  восприятие,  мышление и воображение.

Вечер:

Хозяйственно  

Бытовой

труд

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после  сна. Хозяйственно- бытовой  труд. Мальчики  моют строитель, протирают  машины, девочки  моют  кукольную   посуду – учить детей посильному  труду.

С Ксюшей, Денисом Д/и «Раздели на группы». Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы по величине, форме.

Продолжать работу с каждым ребёнком по навыкам одевания колготок, учить детей правильно надевать обувь.

Самостоятельная деятельность в центрах. Строительные игры. «Строим дом многоэтажный». Цель: развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому замыслу.

Прогулка:

№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме: "Перелётные птицы" (подготовительная группа)

Цель: Уточнить знания детей о птицах, которые покидают наши края. Расширить представления детей о особенностях строения и поведения птиц....

Календарно-тематический план по теме "Перелётные птицы" в средней группе

Тема проекта: Перелётные птицы. Птицы весной: акция скворечникЦели проекта: Формировать у детей обобщённое представление о перелётных птицах, местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц.Задачи ...

Календарно-тематическое планирование на тему: "Перелётные птицы"

Календарно-тематическое планирование на тему: "Перелётные птицы"...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

Рекомендованные дистанционные задания для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом комплексного-тематического планирования. Лексическая тема " Перелётные птицы"

В реалиях современной действительности вопросы дистанционного обучения детей неожиданно выходят на первый план. Предлагаю подобранный материал с учетом тематического планирования для дошкольников, пос...

Календарно-тематическое планирование на тему: "Перелётные птицы" старшая группа

Календарно-тематическое планирование на неделю, тема: "Перелётные птицы" старшая группа...