Сценарий открытого мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности «Маленькие исследователи».
опыты и эксперименты (средняя группа)

Филимонова Ирина Николаевна

В процессе выполнения увлекательных опытов и экспериментов дети знакомятся с доступными физическими явлениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apid.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого мероприятия

 по познавательно-исследовательской деятельности

 «Маленькие исследователи»

Средняя группа

                                                                                         

 

Сценарий НОД

 по познавательно-исследовательской деятельности

 в средней группе  «Маленькие исследователи»

И.О.О.: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально - коммуникативное», « Физическое развитие».

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие».

1. Расширять представления о свойствах воды: (вкус, цвет, запах, текучесть);

2. Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о значении воды для человека и для всего живого на земле. 

3.Формировать умения определять температуру воды опытным путем;

4.Развивать мышление, память, умение анализировать и делать выводы;

ОО «Речевое развитие».

1.Расширять словарный запас детей, обогащая словами  лаборатория, опыты, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная,  мутная;

2. Развивать речевую активность детей.

ОО «Социально - коммуникативное развитие».

1. Воспитывать любознательность, экологическую грамотность у детей, коммуникативные качества и аккуратность при работе с водой.

ОО «Физическое развитие».

1.Развивать координацию речи с движением.

Предшествующая работа:

- наблюдения за водой;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание презентации, просмотр слайдов.

Словесные: вопросы поискового характера, загадывание загадок, чтение художественной литературы.

Практические: опыты, демонстрация опытов, упражнения разного характера.

Материалы и оборудование:

- Глобус;        

 - Мультимедийная презентация «Царство Воды»;

- Слайды для игры « Ассоциация»;

- Аудио-запись «Звуки воды»;

- Два таза (красный и синий);

- Тазики на каждого ребенка;

- Одноразовые стаканы, ложечки, салфетки, халаты, губки, тарелочки с водой, гуашь, кисть на каждого ребенка;

- Игрушки из «Киндер-сюрпризов» (по количеству детей) ;

 - Большой таз;

- Баночка с водой;

- Флажки разных цветов на столах для опытов;

- Символы, обозначающие свойства воды;

- Платок;

- Сахар-песок;

- Сито;

- Коробочка с мыльными пузырями.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

I.

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и улыбнуться друг другу для хорошего настроения на целый день.

Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

Позитивный настрой к предстоящей деятельности.

II.

Подведение к теме деятельности.

Воспитатель загадывает загадку о воде.

Показывает глобус и задает  вопросы поискового характера.

Показывает презентацию.

Воспитатель читает стихотворение « Говорят она везде…»

Предлагает послушать и отгадать какие они

слышат звуки.

Дети отгадывают загадку.

Дети рассматривают глобус и предлагают свои варианты ответа.

Дети слушают стихотворение.

 Слушают аудиозапись и определяют, что это звуки воды, звуки журчания ручья.  

Проявляют интерес к теме, развивают речь, логическое мышление.

Развивают слуховое внимание.

Развивают умение высказывать свое мнение.

III.

Предлагает провести опыты.

Опыт1. Вода бывает теплая и холодная.

Опыт 2. Вода без запаха.

Опыт3. Вода прозрачная.

Дети вместе с воспитателем проводят опыты.

Высказывают свои предположения.

Проявляют интерес к участию в опытах- экспериментированиях.

Развивают мышление, речь, уточняют представление о воде.

Делают выводы.

IV.

Предлагает и организовывает дидактическую  игру

«Спрячь игрушку».

Размешивают краски в воде и прячут игрушку в мутную воду.

С желанием участвуют в дидактической игре.

V.

Организовывает физкультминутку

« Водяной».

Дети выполняют упражнения.

Дети отдохнули, удовлетворили потребность в движении.

VI.

 Предлагает провести опыты.

Опыт 4. Вода без вкуса.

Опыт 5. Где же прячется дождик?

Дети вместе с воспитателем проводят опыты.

Высказывают свои предположения.

Проявляют интерес к участию в опытах- экспериментированиях.

Развивают мышление, речь, уточняют представление о воде.

Делают выводы.

VII.

Предлагает и организовывает  игру «Ассоциация».

Показывает слайды.

Дети рассматривают слайды,  определяют роль воды .

Развивают мышление, воображение, речь.

VIII.

Сюрпризный момент.

Воспитатель обращает внимание детей на яркую коробочку и задает загадку о мыльном пузыре.

Воспитатель предлагает детям взять мыльные пузыри и поиграть с ними.

Дети рассматривают коробочку и отгадывают загадку.

Дети надувают мыльные пузыри.

Дети сняли напряжение.

Ход НОД .

1.  Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте, детки! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебство, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у нас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу!

2. Подведение к теме деятельности.

 Воспитатель.

  - Отгадайте загадку:

Меня льют, меня пьют

Всем нужна я

Кто я такая? 

                        (Вода)

Воспитатель. Правильно, вода. Сегодня мы с вами поговорим о воде и попробуем  доказать, что вода может быть волшебницей.

Воспитатель. Что у меня в руках?

Дети. Глобус.

Воспитатель. Глобус – это уменьшенный макет нашей планеты. Как называется наша планета? 

Дети. Земля.

Воспитатель. Детки, рассмотрите глобус. Какого цвета на нём больше всего? (Синий, голубой). А почему? (Синий цвет – это вода). На нашей планете земля много воды: реки, озёра, моря, океаны. Ведь без воды невозможно было бы жить.

                                            (Слайд №1, 2, 3, 4)

 Воспитатель. Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить.

Давайте внимательно послушаем, и отгадаем, что же это за звуки? (Включает запись «шум воды») .

Что это, ребята, как вы думаете?

Дети. Вода!

Воспитатель. Вы угадали, конечно же — это вода!  А сейчас мы с вами  будем делать опыты с водой, как настоящие учёные. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

(проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой).

Опыт 1.Вода бывает теплая и холодная.

Воспитатель. Ребята, на столе с красным флажком находятся два тазика, в них налита вода. Нам нужно определить какая вода в каждом тазике?

Дети. (Трогают руками и определяют.) В красном тазу — вода теплая, а в синем тазу — холодная вода.

Воспитатель. Скажите, ребята, какая бывает вода?

Дети. Теплая, холодная. 

Воспитатель. А еще вода может быть горячей, но ее трогать рукой не нужно, можно обжечься! Молодцы ребята, вы все правильно определили.

Опыт №2. «Вода без запаха»

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Есть ли у воды запах, если она ничем не пахнет?

Дети. Вода ничем не пахнет.

В. Правильно, ребята. Вода без запаха.

Опыт № 3 « Вода прозрачная»

Воспитатель. Ой, ребята, я что- то слышу, кажется, к нам кто- то идет?

(Появляется Машенька, руки у нее грязные.)

Машенька. Здравствуйте, ребята! Я к вам так спешила, так спешила, что упала по дороге и у меня теперь грязные руки. Что же мне делать, как я буду теперь с грязными руками ходить.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как можно помочь Машеньке.

Дети. Ей нужно помыть руки водой.

Машенька. Водой? А я и не знала.

Воспитатель. Да, Машенька, ты очень многого еще не знаешь. Мы с ребятами разговариваем о воде, оставайся у нас в гостях и узнаешь много интересного об этом.

Машенька.  Я согласна!

Воспитатель. Давайте пройдем к столу с синим флажком. Каждый станет около тазика с водой. Опустите свои руки в воду. Скажите, видны руки?

Дети. Да

Воспитатель. А почему они видны?

Дети. Вода прозрачная.

Воспитатель. Скажите, какого она цвета?

Дети. У нее нет цвета.

Воспитатель. Конечно, вода не имеет цвета, она бесцветная.

Машенька. Ой, а мои — то руки не видны!

Воспитатель. Ребята, а почему руки Машеньки не видны в тазу?

Дети. Вода грязная стала.

Воспитатель. А руки у Маши какие?

Дети. Чистые.

Воспитатель. Да, Машенька руки твои в воде помылись, а вода от рук стала грязной.

Воспитатель. А давайте поиграем вместе с Машенькой.

Дидактическая игра «Спрячь игрушку»

Посмотрите у меня банка с водой и игрушка. Закрываем глаза, я прячу игрушку. Открываем глаза, дети, куда я спрятала игрушку?

Дети. В банку с водой.

Воспитатель. А почему вы так быстро нашли игрушку?

Дети. Вода прозрачная и игрушка видна.

Воспитатель. Ребята, а как нам сделать, чтобы игрушки были спрятаны?

Дети. Сделать воду грязной.

Воспитатель. Давайте проверим? А Машенька будет искать наши игрушки. Отворачивайся Маша.

Воспитатель. Давайте пройдем к столу с желтым флажком. Перед каждым из вас баночка с водой и краской, мутим краской воду, прячем игрушки. Поворачивайся Маша ищи игрушки. Почему Маша не может найти игрушки?

Дети. Вода грязная, непрозрачная.

Маша. (Обиделась на детей). А я дружу с водяным.  Он меня научил играть в интересную игру, которая называется «Водяной».  Хотите я вас тоже научу этой игре? Тогда вставайте в круг. Запоминайте слова:

Водяной, водяной!

Что сидишь ты под водой?

Выйди хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час,

Все равно не знаешь нас.

(Дети идут по кругу, говоря эти слова, а ребенок водяной стоит с завязанными платком глазами. По окончанию слов дети останавливаются, а водяной подходит к любому ребенку и ощупывает его, стараясь угадать кто это.)

Опыт №4. «Вода без вкуса» 

Маша. Ой, что-то я запыхалась, пить хочется.

Воспитатель. Ребята, а давайте Машу угостим и сами водички попьем.

Воспитатель. Вода, которую вы пили, была сладкая? Соленая? Кислая? Горькая?  Какая на вкус?

Дети. Вода не имеет вкуса, она безвкусная.    

Давайте продолжим наш опыт. Положите в стакан с водой вещество (сахар), которое находится у вас на столе.

  Размешайте, а теперь попробуйте воду.

 Какая она стала на вкус?

Как вы думаете, что мы добавили в воду?

Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили. Но на самом деле у воды нет вкуса.

Воспитатель. Давайте еще поиграем с водой. Пройдем к столу с зеленым флажком. Посмотрите, у меня есть сито, я в него буду набирать воду. Ребята, а почему вода не набралась в сито?

Дети. В нем дырочки и вода вылилась в таз.

Воспитатель. Значит, вода льется.

Воспитатель. Вспомните, как же испачкалась Маша?

Дети. Она упала в лужу.

Воспитатель. Интересно, а откуда взялась лужа?

Дети. Прошел дождь, на дороге появилась грязь и лужи.

Воспитатель. Ребята, а где же прячется дождик?

Дети. В тучах.

Воспитатель. А давайте попробуем с вами сделать дождик, а Маша посмотрит.

Посмотрите, губки – это тучки, из которых скоро пойдет дождь. А тарелочки с водой – это озеро или море или речка, из которых тучка будет набирать в себя капельки. Возьмите в руки тучки. Какие они – легкие или тяжелые? (легкие) потому что пустые без капелек. А теперь опустите тучку в море, чтобы она впитала в себя всю водичку. Поднимите тучку вверх. Какая она теперь стала? (тяжелая). Вот наши тучки закрыло солнышко, пошел дождик. Ребята, а капельки какие?

Дети: теплые, холодные, маленькие, большие.

Воспитатель: Правильно, а когда бывает особенно много луж?

Дети: Весной!

Воспитатель: Да, весной тает снег. А осенью идут дожди. После таких дождей на земле много луж и грязи. Вот наша Маша и испачкалась.

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем еще в одну игру и с помощью этой  игры повторим – для чего нужна вода.

(Игра «Ассоциация»:  показываю детям слайды. Они смотрят и определяют, о какой роли воды идёт речь).

- рыбки – живут в воде, без воды погибнут;

- комнатный цветок в горшке – без воды погибнет, поливаем;

- стакан – воду пьёт человек, необходима для жизни;

- пляж – купаемся в жару;

- кран – моем руки;

- кухня, повар – варим еду;

- стиральная машина – стираем грязные вещи.

Воспитатель.Маша, как ты думаешь, сегодня наши ребята  были хорошими, учеными?

Маша. Да. Они самые настоящие ученые.  Я сегодня , благодаря Вам и ребятам узнала  о свойствах воды, откуда берутся тучи,  какую важную роль играет вода для всего живого. Спасибо вам.

Сюрпризный момент.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Настало время отдохнуть. Посмотрите, какая красивая коробочка. Что же там внутри?

В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел – лопнул.

                                                                                  (Мыльный пузырь)

В. Вы умеете дуть мыльные пузыри?

Если дунуть посильней

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

В. Давайте попробуем. Очень весело получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия в рамках партнерской деятельности "Детский сад - школа".

Сценарий открытого мероприятия «Детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь!» предназначен для музыкальных руководителей, которые осуществляют партнерскую деятельность между детским садом и школой. ...

Сценарий открытого мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности «Маленькие исследователи».

«Ребенок должен быть любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, уметь выдвигать гипотезы и подтверждать предложения, делать выводы»....

Сценарий открытого мероприятия по «Предметно-практической деятельности» на тему: «Цыпочки» - аппликация из ватных дисков.

Сценарий открытого мероприятия по «Предметно-практической деятельности» на тему: «Цыпочки» - аппликация из ватных дисков. Цель: учить детей создавать и дополнять готовую к...

Познавательно-исследовательский проект «Мы маленькие исследователи»

Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»...