Конспект открытой ООД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами развития речи в средней группе Тема: «Мы-исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Михальчук Ольга Николаевна

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами развития речи в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_my-issledovateli.docx635.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА «ЯСЛИ-САД №6

«ВЕСЁЛЫЕ ЗАЙЧАТА»ГОРОДА СНЕЖНОЕ

Конспект открытой ООД

по познавательно-исследовательской деятельности с элементами развития речи в средней группе

Тема: «Мы-исследователи»

Подготовила воспитатель: Михальчук О.Н.

;t=3&plc=API&viewToken=JqjLu2DYh7StImyXm8MEWA&tkn=*k5aFNmcl9xshOvT0Y2HX0stZeAU


Тема: «Мы-исследователи»

Тип ООД: занятие по познавательно исследовательской деятельности с элементами развития речи в средней группе

Цель: Создание условий для активизации познавательных центров окружающего мира ребенка посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения; активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие: развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности; развивать умение делать выводы. Развивать знания детей о наступающем празднике Новый год.

Воспитательные: : воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие: побуждать детей употреблять предложения разного типа, правильно употреблять слова существительные с прилагательными,

Познавательное развитие: активизировать в словаре детей свойства воздуха, развивать навыки экспериментирования

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать интерес к экспериментированию, любовь к природе

Предпосылки учебной деятельности: формировать умение проводить простые опыты с живой и неживой природой

Оборудование: пакеты и воздушные шары на каждого ребенка, стакан с водой и трубочкой, воздушные шары.

Этапы ООД

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности воспитанников

Ожидаемые результаты

Вводно-организационный, мотивационно-побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности)

Подготовить материал и оборудование для ООД.

Просмотр мультфильмов «Винни Пух и воздушный шарик», прослушивание песен про воздушный шарик

Умеют подбирать и готовить оборудование к предстоящим опытам

Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность)

Выучить физминутку, закрепить правила безопасного поведения детей в лаборатории

Д/игры «Узнай по запаху», «Кто быстрее надует воздушный шарик», чтение литературы «Для чего нам нужен воздух?»

Называют свойства воздуха, умеют рассказать о проведения данного опыта

Завершвющий, рефлексивно-коррегирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов)

Привлечь детей к поиску воздуха, вызвать интерес к проводимым опытам и экспериментам

Самостоятельное проведение опытов

Готовность детей к сотрудничествы, активное участие в поисках проблемы

Ход ООД

1. Вводная (мотивационная часть).

Воспитатель приглашает детей пройти в группу:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Восп: Ребята, к нам сегодня пришли не только гости, но мы ещё получили видеосообщение. Давайте посмотрим.

Видеосообщение

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вини-Пух. Я знаю, вы украсили свою группу и собираетесь встречать самый волшебный сказочный праздник Новый год. Я тоже готовлюсь к празднику: достал ёлку и украсил её ёлочными игрушками. Мой друг Пятачок хотел украсить комнату воздушными шариками. Говорят воздушные шарики нужно заполнить воздухом, а где его взять, мы не знаем, он наверно где-то спрятался.

;t=3&plc=API&viewToken=hYCNowCOkJ1jrhXv4qOxyQ&tkn=*dTWmmO5V3LCRebPgiTf3aN0ZapIРебята, помогите, нам, пожалуйста»

Восп: ой, ребята, как же так, Винни Пух и его друзья не смогут встретить новый год? А в какое время люди празднуют Новый год?

Ответы детей

Восп: скажите, а сейчас какое время года?

- Назовите зимние месяца.

-Какое время года наступит после зимы (весны и т.д)

-Кого с нетерпением ждут дети на Новый год?

-Ребята, а какая зима бывает?

-За что вы любите зимушку-красавицу?

#1054;сновная часть:

Восп: Ребята, давайте поможем Винни Пуху и попробуем найти воздух, чтобы надуть шары, и предлагаю вам поискать воздух в группе, может он где то спрятался?

Дети по группе ищут воздух.

Восп: ну что, ребята, не нашли мы воздух, ой посмотрите, я нашла коробку, наверное там воздух, посмотрим?

Открывает коробку, а там халаты с шапочками.

Восп: да, воздух мы не нашли, а вот одежду нашли. Ребята, на кого мы стали похожи?

Дети: мы стали похожими на ученных, исследователей.

Восп: Совершенно верно. Сегодня я вас приглашаю в сказочную лабораторию к Винни Пуху где он пытается найти воздух. Мы поможем найти воздух и изучим какой бывает воздух. Для начала давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Восп: ребята, а как вы думаете, на каком транспорте можно отправиться в лаборатория?

Ответы детей

Восп: а какой традиционный зимний транспорт для детей вы знаете?

Ответы детей

Восп: сегодня я хочу вас прокатить на сказочных санях с оленями.

(дети присаживаются на санки)

Восп: ребята, пока мы будем ехать в лабораторию, предлагаю вам посмотреть мультфильм про воздух

Просмотр мультфильма «Воздух»

Восп: вот мы и приехали в лабораторию, посмотрите, как здесь красиво. А вы увидели воздух?

Ответы детей

Восп: из мультфильма мы узнали, что воздух есть везде.

вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети: Ответы

Восп: Ребята, из мультфильма вы узнали, что воздух живет внутри каждого человека.

Восп: Ребята, чтобы узнать живет ли в нас воздух, я предлагаю вам пройти к Тигрули, который пытается в лаборатории, как и мы , найти воздух.

Эксперимент №1 «Воздух живет в нас»

Восп: возьмём стакан и подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Восп: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Дети: Ответы

;t=3&plc=API&viewToken=yRSlVekDyOWZThKZGXbnzA&tkn=*vTaMqFCh5vNRo1RKAPkuOjcu7WEВосп: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели, что воздух находится внутри нас.

Вывод: воздух живет в нас

Эксперимент№2 «Воздух есть везде»

Восп: Для того, чтоб убедиться, что воздух есть везде, я предлагаю поймать его. Для этого пройдёмте к столу. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Ответ детей: Он пуст.

Восп: Да, он пустой. Теперь наберите в пакет воздух и закрутите его. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).

Восп: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (Ответы детей).

Вывод: воздух вокруг нас, повсюду.

Восп: ребята, вы любите сказки? Я предлагаю послушать сказку, которая называется «Непослушный Апельсинчик»

;t=3&plc=API&viewToken=dlhqxWedWLV7Jh5ajIjhCg&tkn=*anTcLH7tNk9hHcHiAC5iPB0GVQ4Жил на свете весёлый Апельсинчик, который никогда не слушал маму. Летом мама с сыночком отправились отдыхать на море. Мама всегда рассказывала сыночку, что купаться в море нужно только с спасательным жилетом. Однажды летним днём, отдыхая на море, Апельсинчик отправился купаться и не послушав свою мамуле одел спасательный жилет. Мандаринчик не долго купался, потому, что стал тонуть. На помощь примчался спасательный патруль Мандаринов. Они спасли Апельсинчика, но приказали никогда не заходить в море бес спасательного жилета. С того время Апельсинчик слушал свою мамочку и когда шёл купаться, всегда надевал спасательный оранжевый жилет.

Восп: ребята, как вы думаете, почему Апельсинчик не тонул в жилете?

Восп: на самом деле когда апельсин в кожуре - он не тонет, потому что в ней есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды и не дают ему утонуть. А как только кожуру снять, апельсин остается без спасательного жилета и тонет.

Эксперимент №3 «Воздух прозрачный»

Восп: ребята, а как вы думаете, каким цветом воздух?

Восп: вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и спрятали его в мешочке. Мешочек наполнился воздухом, но мы его не видим.

Вывод: воздух невидимый, прозрачный.

Эксперимент № 4 «Воздух не имеет запаха»

Восп: Мы с вами знаем, что воздух есть везде, он невидимый. А как вы думаете, есть ли у воздуха запах?

Ответы детей

Восп: как нам проверить, что воздух не имеет запаха.

Предположение детей

Восп: Чтобы определить есть ли у воздуха запах, нужно обратиться за помощью к Ослику.

Восп: для начала мы попробуем узнать, чем пахнет воздух. Я предлагаю вам понюхать воздух.

;t=3&plc=API&viewToken=HFArGtpRJexmuCGnmt8ayg&tkn=*mgHINq7tdL7Pb0_eRRo76dJmLngДети пытаются понюхать воздух

Восп: Ребята, ну что узнали, чем пахнет воздух? Воздух запаха не имеет.

Восп: Ослик готовятся к Новому году и готовит разные блюда. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Что приготовил Ослик»

Для этого, необходимо взять тарелку, поднести к носу и веером помахать. При этом движении воздух соприкасается с продуктами и мы слышим запах продукта.

Вывод: Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха.

Восп: ребята, что то ослик совсем загрустил, надо его развеселить. Вы согласны? Становитесь в круг скорей.

Физкультминутки про воздух

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро по снегу побегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Восп: ребята, посмотрите пятачок о чем-то задумался. Как вы думаете, о чем задумался Пятачок?

Ответы детей

Врсп: Посмотрите, что в руках у пятачка?

Дети: в руках у Пятачка воздушные шарики.

Восп: чем похожи эти шарики?

Дети: у шариков одинаковый цвет.

Восп: чем отличаются шарики?

Дети: шарики отличаются тем, что один шарик сдутый, а другой надутый.

Восп: Пятачок думает, имеет ли воздух вес? В этом мы сейчас убедимся.

Эксперимент №5 «Воздух имеет вес»

;t=3&plc=API&viewToken=PRblDFuhTdrtNe4UAs6bGw&tkn=*aA8ic5w_s2WBbZzIh53XBXhbSm8Восп: для этого мы привяжем к одному концу палки привяжем сдутый шарик, а на другой-надутый. Что мы видим?

Вывод: воздух имеет вес.

Восп: ребята, а вы фокусы любите? Как вы думаете, что произойдет с шариком, если его проткнуть иголкой?

Ответы детей

Восп: у нас сказочная лаборатория, а в сказке случаются чудеса. Сейчас я проткну шар иголкой, но он не лопнет (показать)

Восп: Ребята, а вот и Винни Пух, который просил нас о помощи. Посмотрите, он до сих пор не нашел воздух, чтоб заполнить шары для украшения комнаты

Ребята, скажите, как можно заполнить шарик и где найти воздух?

Ответы детей

Восп: я предлагаю каждому взять шарик и попробовать заполнить его воздухом, который живет в нас.

Под музыку дети надувают шары.

Восп: ой, ребята, посмотрите, пока мы с вами заполняли шары воздухом, Винни Пух приготовил целый коробок шаров для украшения крмнаты. Как вы думаете, что можно сделать из воздушных шаров?

Ответы детей

Восп: я предлагаю сделать снеговика и подарить его Винни Пуху.

Дети под музыку строят снеговика. ;t=3&plc=API&viewToken=XdXsxFgqvrFGo4QnpQTxTw&tkn=*CXrvShBZY1FPkFMrdhBPULY0ynY

3. Заключительная часть:

Восп: ну, ребята, нас ждут волшебные санки, пора возвращаться в детский сад. Прошу, вас занять свои места. Ребята вам понравилось проводить опыты? Какой опыт заполнился больше всего? Давайте вспомним свойства воздух.

Воспитатель показывает картинки, дети рассказывают, какой опыт проводили и свойство воздуха

Восп: вот мы и в группе. Ребята, как вы думаете, теперь Д.М. придет к Винни Пуху? Мы свами тоже, как и Винни Пух будем украшать группу, ждать в гости Д.М., а за ваши старания, Винни приготовил сюрприз.

Раздача сюрпризов.

Восп: в преддверии Нового года, хочется пожелать всем Вам мира, здоровья и благополучия. Дышите чистым, свежим воздухом, употребляйте витамины и всегда будьте здоровые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Полезные витамины от дедушки Корнея»

В ходе занятия актуализируются знания детей об овощах и создается проблемная ситуация "как из луковиц получить зелёные стрелки лука?". Занятие является частью проекта "Огород на подоконнике" + дополни...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ д/с №37 г. Ельца Тема: "Путешествие по стране пожарной безопасности"

Программные задачи:·        Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности,о пожароопасных предметах и ситуациях, которые могут угрожать жизни и здо...

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»

Знакомство детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет)....

Конспект Открытого занятия по познавательно исследовательской деятельности (Развитие речи) в средней группе « А», с элементами моделирования, на тему: «Путешествие в сказку. Зимовье зверей»

Открытое занятие Цель: Развивать и совершенствовать речь у детей дошкольного возраста.Задачи: Образовательные- Активизировать словарный запас детей, формировать умения использовать в речи- обобще...

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»

Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды....

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности для средней группы. Тема: «Волшебная вода»

Познакомить  детей со свойством воды: отсутствие собственной формы; прозрачности – это жидкости, без вкуса, не имеет запаха. Уточнить знание детей о необходимости воды в нашей жизни....