Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительная соль»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Формирование представлений детей о соли и её свойствах, качества и
применение, через исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Конспект интегрированного занятия
по опытно-экспериментальной деятельности
«Удивительная соль»
Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах, качества и
применение, через исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Задачи:
Развивающие
- развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственную зависимость,
умение делать выводы;
Обучающие
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах
и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Воспитывающие
- воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и
соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом
необходимые меры безопасности.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская,
коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая.
Оборудование: тарелочки с солью, по количеству детей, увеличительные стекла,
одноразовые стаканы и ложки, видеоролик, посылка, мешочки с разными веществами,
Предварительная работа: беседа, рассматривание познавательных книг, чтение
художественной литературы, проведение опыта «Выращивание кристаллов соли»,
«Рисуем на соли» дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».
Воспитатель: Ребята, сегодня утром принесли посылку. В ней
какой-то мешочек, что бы это могло быть, как вы
думаете? Потрогайте, какой на ощупь мешочек?
А вот вещество, которое мы сегодня будем
исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище — каждому нужна.
Что это? (соль)
Педагог высыпает соль в емкость.
Соль – полезное ископаемое, природный элемент.
Основная часть
- Я предлагаю пройти и присесть на стульчики.
Теперь я вам расскажу немного о соли! Соль- это
единственное минеральное вещество, которое люди
употребляют в чистом виде. Соль- это пищевой
продукт. В далёкие времена соль считалась
драгоценностью, ценилась как золото. Её хранили в
особых ларцах, меняли на товары.
(Слайд1)
Воспитатель:
- Наша планета очень богата солёными
месторождениями. Месторождения каменной соли
находятся высоко в горах. Давно на месте гор был
океан. Со временем, в условиях жаркого климата,
морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась.
И образовались горы. (Слайд 2)
- Люди научились добывать соль различными
способами. Шахтный способ. (Слайд 3)
- Обычный способ (Слайд 4)
- Выпаривание морской воды до тех пор, пока на её
поверхности не образуются кристаллы, которые
можно собрать в корзины. (Слайд 5)
- Как вы думаете, нужна ли соль нашему
организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли
может привести к заболеваниям сердца,
нарушением пищеварения, разрушением костной и
мышечной ткани. Без соли человек жить не может,
это плохо влияет на его здоровье. (Слайд 6)
А сейчас приглашаю в нашу лабораторию .
Прежде чем начать наши исследования, давайте
вспомним правила проведения опытов.
И так внимание.
Опыт № 1:
«Из чего состоит соль».
Воспитатель:
Перед вами тарелочки с солью, мы её рассмотрим
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль
похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно,что с виду соль
похожа на порошок.
- А теперь соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха».
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого
цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких
кристаллов.
Опыт № 2:
«Соль растворяется в воде»
Добавьте в стакан ложку соли и размешайте. Что
произошло? Куда делась соль?
(Ответы детей)
Воспитатель: соль растворяется в воде.
Да, ребята, соль растворилась в воде.
Вывод: Соль растворяется в воде.
Опыт № 3.
«Плавающее яйцо».
Ребята скажите, чем отличается вода в море, озере,
реке? (в море вода соленая, а в реке и озере пресная
без соли)
Воспитатель: А вы знаете, что в
солёной воде легче плавать. Хотите это
проверить?
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и
опустим его в стакан с солёной водой. Что вы
видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо, и опустим его в
стакан с водой, вода в этом стакане не солёная. Что
вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? Все дело в плотности
воды. В соленой воде предметы не тонут.
Творческая работа
Опыт № 4: «Раскрашивание на соли»
Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели
- соль похожа на порошок
- соль состоит из белых кристаллов
- соль рассыпчатая
- чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть
Воспитатель: Но это еще не всё
- На соли можно еще и рисовать
Для того чтобы с помощью волшебной соли раскрасить
разноцветные снежинки любимым цветом.
Возьмем кисточку, наберем на неё краску и
соединим с солью.
Что с ней произошло? что происходит с краской,
когда на неё попадает соль?
Ответы детей? (краска светлеет)
Ребята, какие чудесные снежинки у вас получились,
такие разные, такие яркие
Скажите, при помощи чего у вас получились такие
красивые - снежинки?
Дети: При помощи соли.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль
окрашивается)
Заключительная часть
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?
Какие виды соль вы знаете?
Давайте вспомним и скажем. Откуда берется соль?
Как вы думаете ребята - соль полезна или вредна?
Что нового вы узнали о соли?
Что вам больше всего понравилось в наших
опытах?
Согласны ли вы с утверждением, что соль -
удивительное вещество природы, необходимое
людям?
Ой, ребята, а в посылке, что-то есть еще.
Открывает, а там угощение за хорошую работу.
Ну, что мои юные друзья, настала пора прощаться с
нашей лабораторией.
Спасибо большое за работу в лаборатории, вы были
хорошими учеными!
Ответы детей - Соль - это
пищевой продукт, который
необходим для жизни и здоровья
человека
- соль – люди добывают из морской воды, а
помогают им могучие насосы
- соль полезна
- соль необходима не только для
приготовления пищи, но и для
создания цветного красивого
рисунка
- рисование на
соли, закрашивание соли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный воздух»
Конспект НОДпо опытно-экспериментальной деятельности«Удивительный воздух»подготовительная к школе группа...
НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"
Изучение особености соли, ее свойства, качества и применения...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Соль – помощница, соль – волшебница».
Изучить особенности соли, её свойства, качества, применение....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»
Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...
НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"
Что такое соль и откуда она берется? На эти и другие вопросы об удивительных свойствах соли дошколята смогут ответить в ходе несложных опытов....
Конспект занятия с опытно-экспериментальной деятельностью "Эта удивительная соль"
Занятие разработано с целью формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе«Удивительная соль»Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи:В...