Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Соль – помощница, соль – волшебница».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Татьяна Михайловна

Изучить особенности соли, её свойства, качества, применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_opytno.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Соль – помощница, соль – волшебница».

Цель: Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

Задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль как средство для творчества.

развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли (поваренная, морская, стаканы с водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, черный картон, клей ПВА, акварельные краски, кисти.

Ход занятия.

1. Дети заходят в группу и встают в круг.

Утром солнышко проснулось.

Свои лучики раскрыло.

Всем улыбки подарило.

Оглядело всё вокруг:

Слева – друг, справа – друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте,

Здравствуйте! Здравствуйте!

2. Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без неё, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт — испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в ёмкость и задаёт вопрос:

Что такое соль?

Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца — Солонь. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «не солоно хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета — соль рассыпал — к ссоре.

3. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли — силы нет, без соли — вкуса нет.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без соли — что без воли: жизнь не проживёшь.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

4. А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Показать презентацию «Как добывают соль».

— Наша планета очень богата солёными месторождениями.

Люди научились добывать соль различными способами.

Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Ещё один способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А ещё соль полезна  животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

 5. Игра «Соль полезна для того, чтобы …»

Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит стать учёными.

В лабораторию пойдём, и чудо-опыт проведём.

— А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки, шапочки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

6. Опыт № 1 «Из чего состоит соль»

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.

— Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

— А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей — мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3 «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит, соль поглощает воду.

Добавьте ещё воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Опыт №4 «Соль растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной»

— Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

— Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей — попробовать на вкус

— Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5 «Плавающее яйцо»

Ребята, солёная вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмём яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмём другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане несолёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 6 «Соль — чистящее средство»

Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

7. Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Солёный-несолёный»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

8. А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать ещё для чего люди, используют соль. Мы с вами будем рисовать солью.

Творческая работа.

На черном картоне рисуем клеем салют. Затем посыпаем его солью. Дальше раскрашиваем акварельными красками.

9. Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль — это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.

— Давайте вспомним и скажем. Откуда берётся соль? (соль — люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

— Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна)

— Конечно, полезна, так как соль содержит минеральное вещество — йод.

Что нового вы узнали о соли? (Мы узнали, что соль можно выпаривать из солёной воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка.) Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Согласны ли вы с утверждением, что соль — удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в шкатулке, что-то есть ещё. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

— Вы были хорошими учёными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебница вода». Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Попова Марина Владимировна

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить знания о свойс...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода». Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской акти...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1  Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить зн...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства, качества и особенности различных предметов» Составила и провела воспитатель: Сурова Н. В.

Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование. Изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов.Задачи:Образовательная: ...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Образовательные задачи:- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.- Уточ...