НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Что такое соль и откуда она берется? На эти и другие вопросы об удивительных свойствах соли дошколята смогут ответить в ходе несложных опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnaya_sol.docx | 124.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 28»
Конспект
НОД по опытно – экспериментальной деятельности
«Удивительная соль»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила: воспитатель
Зубкова О.В.
г. Донской 2023г.
Цель: изучение особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Обучающие задачи:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для
творчества.
Развивающие задачи:
развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные
зависимости, умение делать выводы.
Воспитывающие задачи:
воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Материал и оборудование:
посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки,
лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки,
цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход НОД
1 часть. (Мотивационный этап)
Дети входят в лабораторию и становятся в круг.
Дети:
1.В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
2. В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
3.Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим,
что там. Какие-то мешочки в ней. (Раздает мешочки). Потрогайте, какой на
ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится
вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек ,
что же это может быть?
Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в
мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Дети высыпает соль в емкость.
Воспитатель: Для чего нужна соль? Где люди используют соль?
(Ответы детей)
2 часть. (Ориентировочный этап)
Воспитатель:
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная,
морская и поваренная.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано
с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была
дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно - хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
(Ответы детей)
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли и стол кривой
Без соли и хлеб не естся.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Воспитатель:
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
(Демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение»)
Наша планета очень богата солёными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её
поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в
корзины. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль
необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям
сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной
ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:
Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине ингаляции, промывание носа,
солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу.
Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных
продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
А еще соль полезна и животным.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….»
(Дети передают мешочек с солью и проговаривают, для чего она нужна)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод:
Соль необходима для жизни и здоровья человека.
Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными.
В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем
С этим сыпучим веществом.
Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и
проходите за столы.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза;
2. Соблюдать тишину;
3.Не толкать соседа во время работы;
4. Сначала посмотри, а потом повтори;
5.Выполнил и положи на место.
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель:
Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Соль сыпучая, без запаха.
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод:
соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой
на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Вывод:
Значит, соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? Соль растворилась
в воде.
Опыт№4: «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли,
перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в
воде. В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной ? В тёплой воде соль растворилась быстрее.
А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2
мелкую соль и размешаем. А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель:
Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это
проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет). А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? Яйцо утонуло.
Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Опыт № 6: «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый».
(Дети приседают, услышав продукт, который можно солить)
Банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.
Воспитатель:
А теперь я предлагаю вам сделать соль разноцветной.
Творческая работа
Воспитатель:
Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет
заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не
сливались, красиво сочетались.
Воспитатель:
А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать
на соли. Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью.
Слушайте внимательно:
- Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).
- Ежик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь,
Как красавица стройна,
И на новый год важна (елка)
(дети рисуют елку)
- С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
Воспитатель:
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль?
Ответы детей.
(соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и
здоровья человека).
Давайте вспомним и скажем, откуда берется соль?
(соль - люди добывают из шахт и из морской воды, а помогают им могущие насосы)
Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна?
(соль полезна)
Конечно полезна, так как соль содержит минеральные вещества.
Что нового вы узнали о соли?
(Ответы детей)
Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль можно использовать не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка.
Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
(рисование на соли, закрашивание соли).
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Спасибо всем за работу. Вы были хорошими учеными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности " Волшебная соль".
Занятие для старшей группы по опытно-экспериментальной деятельности....
Фото отчет об опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница соль"
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях. Самостоятельная экспер...
НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"
Изучение особености соли, ее свойства, качества и применения...
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная соль"
Цель моего занятия: систематизировать представление детей о соли и ее свойствах....
Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»
Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»...
Конспект НОД в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»
Цель НОД - Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....