НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Зубкова Ольга Вячеславовна

Что такое соль и откуда она берется? На эти и другие вопросы об удивительных свойствах соли дошколята смогут ответить в ходе несложных опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_sol.docx124.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 28»

                                        

Конспект

НОД  по опытно – экспериментальной  деятельности

«Удивительная соль»

(старший дошкольный возраст)

C:\Users\Нина\Desktop\опыпы\IMG-20201215-WA0016.jpg

                                        Подготовила: воспитатель

Зубкова О.В.

г. Донской 2023г.

Цель: изучение  особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Обучающие задачи:  

способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для

творчества.

Развивающие задачи:

развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные

зависимости, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи:

        воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

 Материал и оборудование: 

посылка с тремя видами  соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки,

лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки,

цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы,         поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход НОД

                                1 часть. (Мотивационный этап)

 Дети входят в лабораторию и становятся в круг.

Дети:

1.В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

2. В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

3.Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим,

что там. Какие-то мешочки в ней. (Раздает мешочки). Потрогайте, какой на

ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет?  Значит, там находится

вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек ,

 что же это может быть?  

Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано  в

мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Дети высыпает соль в емкость.

Воспитатель: Для чего нужна соль? Где люди используют соль?

(Ответы детей)

                        2 часть. (Ориентировочный этап)

Воспитатель:

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная,

морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано

с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. 

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была

дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно - хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

(Ответы детей)

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Воспитатель:

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

(Демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение»)

Наша планета очень богата солёными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её

поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в

корзины. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль

необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям

сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной

ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:

Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине ингаляции, промывание носа,

солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу.

Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных

продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

А еще соль полезна и животным.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….»

(Дети передают мешочек с солью и проговаривают, для чего она нужна)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: 

Соль необходима для жизни и здоровья человека.

Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными.

 В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем 

С этим сыпучим веществом.

Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и

проходите за столы.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. 

При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза;

2. Соблюдать тишину;

3.Не толкать соседа во время работы;

4. Сначала посмотри, а потом повтори;

5.Выполнил и положи на место.

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель:

Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Соль сыпучая, без запаха.

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: 

соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой

на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Вывод:

Значит, соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? Соль растворилась

в воде.

Опыт№4: «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

 

Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли,

перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в

воде. В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной ? В тёплой воде соль растворилась быстрее.

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2

мелкую соль и размешаем. А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

 Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5: «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель:

Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это

проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет). А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? Яйцо утонуло.

Вывод:  В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Опыт № 6: «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый».

(Дети приседают, услышав продукт, который можно солить)

Банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.

Воспитатель:

А теперь я предлагаю вам сделать соль разноцветной.

Творческая работа

Воспитатель:

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет

заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не

сливались, красиво сочетались.

Воспитатель: 

А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать

на соли. Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью.

 Слушайте внимательно:

  1. Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).

  1. Ежик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь,

Как красавица стройна,

И на новый год важна (елка)

(дети рисуют елку)

  1. С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается!

Воспитатель:

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль?

Ответы детей.

 (соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и

здоровья человека).

 Давайте вспомним и скажем, откуда берется соль?

 (соль - люди добывают из шахт и из морской воды, а помогают им могущие насосы)

Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна?

 (соль полезна)

 Конечно полезна, так как соль содержит минеральные вещества.

 Что нового вы узнали о соли?

(Ответы детей)

 Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль можно использовать не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка.

Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

(рисование на соли, закрашивание соли).

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Спасибо всем за работу. Вы были хорошими учеными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности " Волшебная соль".

Занятие для старшей группы по опытно-экспериментальной  деятельности....

Фото отчет об опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница соль"

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях. Самостоятельная экспер...

НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"

Изучение особености соли, ее свойства, качества и применения...

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная соль"

Цель моего занятия: систематизировать представление детей о соли и ее свойствах....

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»...

Конспект НОД в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»

Цель НОД -  Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....