Конспект занятия основной образовательной деятельности по Петербурговедению в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Тема: «Сказочные животные (драконы, ши-цзы и пегасы) в Санкт-Петербурге»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburgovedenie_skazochnye_zhivotnye.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия основной образовательной деятельности

по Петербурговедению в старшей группе.

Тема: «Сказочные животные (драконы, ши-цзы и пегасы) в Санкт-Петербурге»

Цель: обогащение представлений детей о назначении декоративной скульптуры сказочных животных, их истории и легендах.

Задачи

Развитие воображения за счет воссоздания легенд о происхождении Пегаса, львах ши-цза и драконе Зиланте;

Обогащение словаря: «Пегас», «ши-цза», «дракон»;

Закрепление представлений о мозаике и барельефе и специфике средств их выразительности.

Подготовительный этап: просмотр мультфильма про Пегаса, пересказ воспитателем  легенды о драконе Зиланте.

Материал: электронная презентация «Сказочные животные в Санкт-Петербурге».

Ход занятия

Организационная часть

СЛАЙД 2 «Дракон, Пегас, ши-цза, баран, лев, волк, заяц»

Представьте, что мы с вами оказались в необычном зоопарке, здесь живут не только настоящие животные, но и сказочные. Рассмотрите всех животных и назовите только необычных.

Всех животных, которых вы видите на этом слайде, можно увидеть в нашем городе. Сегодня мы продолжим с вами знакомство с необычными обитателями Петербурга.

Основная часть

СЛАЙД 3 «Дворец князя Владимира Александровича, герб Казанского царства, Зилант»

Перед нами дворец великого князя Владимира Александровича, здесь живет необычный дракон, который носит на своей голове… (корону).

На кого похож этот дракон? (На птицу.)

Этого дракона зовут Зилант. Он находится на гербе Царства Казанского. А в нашем городе таких королевских драконов два.

Чем отличаются эти изображения? (Версии детей.)

(Дети подходят к мысли о различиях между барельефом и мозаичным изображением (одноцветное - разноцветное, выпуклое - плоское, материал).

Обратите внимание, какой необычный хвост у дракона.

СЛАЙД 4 «Икона Святого Георгия Победоносца»

Помните, мы рассматривали с вами копейку? На ее обороте изображен Георгий Победоносец. Вы помните легенду о нем? (Георгий Победоносец проткнул копьем коварного змея (дракона).)

Посмотрите на хвост дракона. Как он сложен? (Петлей, извивается.)

Это не случайно, ведь по легенде сила дракона спрятана в его хвосте. Вспомните сказку о Кощее Бессмертном. Его сила была спрятана… (в игле, внутри яйца), а у дракона сила - в … (хвосте).

Если у дракона хвост завязан узлом - значит, он… (побежден).

СЛАЙД 5 «Зилант в Казани»

И сейчас в городе Казани множество драконов с короной на голове. Посмотрите на хвост дракона, что вы можете о нем сказать?

СЛАЙД 6 «Дом. Дракон»

В Петербурге живут еще несколько драконов. Вот дракончики на доме, в котором жил известный детский писатель С. Я. Маршак. Посмотрите на них внимательно, какое у них настроение? (Ответы детей.)

Конечно, они не такие серьезные, как драконы Зиланты, ведь на них не лежат государственные обязанности (они не геральдические животные, так называют животных, которых изображают на гербах). Это фантастические дракончики.

СЛАЙД 7 «Дракончики-светильники» (особняк на Каменном острове)

А вот еще одни дракончики. Боятся ли эти дракончики огня? Как вы догадались?

СЛАЙД 8 «Драконов мост в Царском селе»

А вот этот красивый мост находится в Царском Селе (городе Пушкине, пригороде Санкт-Петербурга).

На нем живут… (драконы). Какое у них настроение? Сколько их? Мост так и называется Драконов мост. По легенде «крылатый змей» (дракон) обладает сверхъестественной силой. Он может охранять сокровища, это символ императора в Китае. Как вы думаете, почему именно дракона выбрал скульптор, чтобы украсить мост в Царском Селе по дороге к императорскому дворцу? (Версии детей.)

СЛАЙД 9 «Стена сада дружбы на Литейном проспекте. Дракон»

А вот самые молодые драконы. Они веселые и нарядные. В Петербурге есть целая стена из девяти драконов. Они приехали из Китая к 300-летию Санкт-Петербурга и живут в Саду дружбы. Один раз китайский дракон даже пришел в город на праздник. Вот такого китайского дракона можно было встретить на карнавале в честь Дня рождения города.

СЛАЙД 10 «Ши-цза»

В Петербурге живут необычные китайские животные. Если ко льву прибавить лягушку, то получится… ши-цза (лев-лягушка), или китайский лев.

СЛАЙД 11 «Ши-цзу на берегу реки Невы»

Самые знаменитые ши-цза живут в нашем городе на набережной реки Невы. Давайте познакомимся с ними поближе. Это семья львов-лягушек.

СЛАЙД 12

Вот глава семейства – папа.

СЛАЙД 13

Мама и ребенок. Посмотрите, как ласково она прикрыла своего детеныша лапой, защищя его ветра и непогоды. Говорят, если коснуться ши-цза рукой, то в этот день вам обязательно в чем-нибудь повезет. Но дотронуться рукой до ши-цза на набережной реки Невы нельзя, они очень высоко.

СЛАЙД 14 «Ши-цза на Литейном проспекте»

Зато можно дотронуться до самых молодых ши-цза в Петербурге. Они охраняют вход в Сад дружбы на Литейном проспекте. А для того, чтобы сбылось желание, нужно встать рядом с ши-цза, громко сказать ему свое желание и попросить: «Помоги мне, пожалуйста!»

СЛАЙД 15 «Пегас, Медуза Горгона»

Вот еще один сказочный житель нашего города. Его вы все знаете. О рождении Пегаса есть легенда, начало которой вам знакомо: «Известный вам герой Персей, который сражался с Медузой Горгоной (женщиной со змеевидными волосами) и победил ее с помощью… (зеркала), в знак своей победы над чудовищем должен был принести ее голову. Капли крови медузы, упав на землю, превратились в крылатых коней (Пегасов). Пегасов полюбили Музы. Парящий в небе Пегас нес на себе музу Поэзии и приносил поэтам стихотворения».

СЛАЙД 16 «Пегасы»

 В нашем городе живет несколько Пегасов. Вот Пегасы, которые любят музыку. Как можно об этом догадаться? (Они держат лиру.) А этот Пегас грустит. Архитектор заставил его нести на себе балкон, а Пегас не любит тяжести. Он лучше понесет на себе свою подругу Музу. А это самое старое изображение Пегасов в нашем городе, оно находится на Летнем дворце Петра I.

Итог

СЛАЙД 17 «Дракон на Драконовом мосту в Царском Селе, на Литейном проспекте, на набережной реки Невы»

 Сегодня мы с вами познакомились с тремя сказочными животными, живущими в нашем городе. Это… (Ответы детей)

Задания и вопросы на закрепление материала

1. Нарисуй понравившееся сказочное животное.

2. Почему лев-лягушка (ши-цза) украшает свое тело рисунками?

3. Рассматривание иллюстраций с драконами. Который из этих драконов побежден?

4. Почему говорят, что «в драконе соединились небо и земля»?

Используемая литература О.В.Солнцева «Город-сказка, город быль»

Физминутка

В нашем городе здания – высокие (руки вверх)

Есть проспекты, аллеи – широкие (руки в стороны)

Есть мосты над реками –радугой (руки описывают дуги вправо и влево)

И фонтаны бьют в небо –радостно (руки вскинуть вверх)

В нашем городе реки – глубокие (наклониться, руки опустить вниз)

Фонари красотою – строгие (руки вверх, ладони вниз)

В скверах-парках деревья – зелёные (руки вверх: движения рук вправо и влево)

Мы в свой город с детства – влюблённые! (похлопать в ладоши)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия основной образовательной деятельности по Петербурговедению в старшей группе

Тема «Тайны медного всадника. Легенды памятников Петру первому»...

Конспект занятия основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе на тему: «Пир на весь мир».

Конспект занятия основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе на тему: «Пир на весь мир».Цель: Продолжать зна...