Конспект занятия-экспериментирования "Пластичная глина"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Развивать умение анализировать, делать выводы и обосновывать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastichnaya_glina.docx | 70.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения опыта
Тема: Пластичная глина.
Задачи:
1. Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими материалами (песок, камень).
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с дневниками наблюдений, фиксировать собственные наблюдения.
3. Воспитывать интерес к опытнической деятельности.
Методы: экспериментирование, мозговой штурм, моделирование, работа в парах.
Оборудование: глина, песок, камни, материал и оборудование для проведения опытов, карточки – схемы, сводная таблица.
Связь с другими видами деятельности: знакомство с дымковской игрушкой, лепка и роспись игрушек из глины, работа с глиной в плоскостных техниках.
Ход занятия.
В: Сегодня я предлагаю вам рассмотреть и сравнить между собой камни, песок и глину. Как вы думаете, какой материал прочнее?
Д: Камень самый прочный. Глину можно разорвать, размять. Песок рассыпается на мелкие песчинки.
Воспитатель надавливает пальцем на камень, потом на кусок глины.
Что вы видите?
Д: В глине получилась яма. На камне ничего не осталось. В сухом песке тоже получилась яма, но она засыпается песчинками, не держит свою форму.
В: Что прочнее?
Д: Камень.
В: Можем мы сравнивать камень, песок и глину по прочности?
Д: Нет. Камень не мнется, если на него пальцем нажимать, а глина мнется. Глина мягкая, а камень твердый. Песок рассыпается на мелкие твердые песчинки.
В: Молодцы. Вот вы как уже хорошо разобрались в свойствах разных веществ. Да, камень тверже глины. Зато глина пластичная. Какое слово похожее вы знаете?
Д: Пластилин.
В: Да. Пластичность, пластика означает лепка. И из глины, и из пластилина можно лепить. Как вы лепите из глины?
Д: Мы берем мокрую глину и мнем ее руками. Потом лепим, что хотим.
В: А что потом с вашими поделками происходит?
Д: Они засыхают и становятся твердыми. Их можно раскрашивать.
В: А если вам не понравилась поделка, можно ее сломать и слепить новую?
Д: Нет. Глина стала твердой как камень. Ее можно только расколоть. Она хрупкая становится.
В: Молодцы. Все правильно. Но чтобы глина не засыхала, в нее добавляют другое пластичное вещество – воск. Получается пластилин.
В: Как вы думаете, если мы сделаем 2 поделки – из глины и из песка - какая из них окажется прочнее? (предположения детей).
Воспитатель предлагает детям слепить 2 кирпичика из глины и песка (в спичечных коробках), высушить, сравнить, какой быстрее высох, какой прочнее – что случилось с кирпичиком из песка?
Дети формулируют вывод: из сырой глины, в отличие от песка, можно лепить. Поделки получаются прочными, держат форму. Камень – непластичный материал, из него лепить нельзя, можно только создавать поделки способом склеивания или вытачивания из целого куска.
Воспитатель подводит итог занятия, обобщает выводы детей.
Итоги экспериментирования заносятся в таблицу.
камень | + | - | - | + | ||
песок | - | ..… | + | - | + | |
глина | - + | + | + | + | ||
Игра «скажи наоборот» (свойства веществ):
Мягкий – твердый
Холодный – горячий
Гладкий – шершавый
Цветной – бесцветный
Вкусный – безвкусный (невкусный)
Легкий – тяжелый
Громкий – тихий
Звонкий - глухой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по лепке"Знакомство с глиной"
познакомить детей с глиной в разных состояниях,обучить приемам работы с глиной, развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность в выражении чувств. Выработать ...
План - конспект (лепка из глины, вторая младшая группа) на тему: "Угощение для друзей ёжика"
Изобразительная деятельность. Конспект НОД по лепке из глины для детей младшего дошкольного возраста по закреплению освоенных способов лепки и приемов оформления поделок отпечатками....
Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»
Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....
Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...
Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....
Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"
Разработанная картотека опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....