Анализ развивающей предметно - пространственной среды в младшей группе в соответствии с ФГОС
материал (младшая группа)
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_razvivayushchey_predmetno_-_prostranstvennoy_sredy_.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ развивающей предметно - пространственной среды в младшей группе в соответствии с ФГОС
МБДОУ «Боготольский детский сад «Теремок»
Воспитатель: Груднева Алена Михайловна.
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
— Содержательно-насыщенной;
— Трансформируемой;
— Вариативной;
— Полифункциональной;
— Доступной;
— Безопасной.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
- Социально – коммуникативная;
- Познавательная;
- Речевая;
- Художественно – эстетическая;
- Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
— Центр ПДД;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Патриотический уголок
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр Книги.
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
«Книжный уголок»
Цель организации книжного уголка - создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.
Оснащение уголка
- Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
- Книги с динамичными элементами
- Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
- Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями);
- Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
- Книжки-раскладушки
- Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения.
Сообщаю правила, которые нужно соблюдать:
- Брать книги только чистыми руками,
- Перелистывать осторожно,
- Не рвать, не мять, не использовать для игр.
- После того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.
Привлекаю родителей к составлению материальной базы уголка, а также проведение консультаций о поощрении читательских интересов детей, важности обсуждения прочитанных книг в семейном кругу.
«Уголок природы»
Уголок природы – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Природа с ее богатым разнообразием явлений, животных и растений всегда производит на детей неизгладимое впечатление. Какое значение имеет уголок природы? Расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. В группе детского сада оформляю стену по временам года. Дети с удовольствием рассматривают и наблюдают.
«Патриотический уголок»
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или город, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Д.С. Лихачев.
Основной целью патриотического уголка является ознакомление с ближайшим окружением. Задачи: формировать у детей «Образ Я»; формировать у детей представление о семье, о родном крае; воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким; знакомить детей с народным фольклором (пословицы, поговорки, потешки, шутки, частушки, и т.д.), расширять знания детей по сказкам и сказочным героям.
«Творческая мастерская»
Цель центра направлена на формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на развитие ручной умелости и творчества.
Данный центр содержит в себе: бумагу для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, баночки - непроливайки, тканевые и бумажные салфетки, акварельные краски, гуашь, кисти, пластилин; наличие цветной бумаги и картона, клея, ножниц с тупым концом; альбомы – раскраски, трафареты, обводки; бросовый материал (ватные палочки, диски, поролон, вата).
Центр «Музыки и театра»
Насыщенность этого центра способствует развитию слухового восприятия и внимания, формированию исполнительских навыков, развитию творчества детей на основе литературных произведений, стремления проявить себя в играх – драматизациях. Данный центр содержит в себе: детские музыкальные инструменты, различные виды театров. Есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку), магнитный театр. Ну и, конечно же, ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.
«Уголок уединения»
Уголок уединения - это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. В нашей группе мы используем домик «палатку». Интересный дизайн, приглушенный свет создает ощущение защищенности и спокойствия, но в то же время помогает ребятам обрести уверенность в себе и дает им ощущение безопасности.
Так же сама предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей)
«Спортивный уголок»
Самая большая ценность для человека - здоровье. Основное назначение центра здоровья – формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью и совершенствование двигательных навыков и умений. Создание физкультурного уголка в группе способствует полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Грамотно использую самый разнообразный спортивный инвентарь (мячи разных размеров, флажки, кегли, «дорожки здоровья», нестандартное оборудование для закаливания, массажеры, которые сделаны руками родителей группы, мешочки с песком, обручи).
«Центр сюжетно-ролевых игр»
При организации уголка сюжетно-ролевых игр – предоставляю ребенку возможность моделировать игровую обстановку при помощи легких конструкций, оборудования, модулей и т.д. Игрушки-предметы для детей (лишь только овладевающих условным замещающим действием, подражающим в игре простым бытовым действиям взрослых) представляют собой имитации бытовых "орудий" - игрушечные посуда, утюг, кровать, коляски для кукол, для мальчиков: инструменты (молоток и пр).
«Уголок ПДД»
Вопрос безопасного поведения ребенка на улице очень актуален. Именно поэтому в нашей группе детского сада оформлен уголок дорожной безопасности. Содержание уголка и особенности организации деятельности зависят от возрастной группы.
Центром уголка дорожной безопасности для детей становится автомобиль. Учитывая особенности возраста - активные действия с предметами, стремление повторять друг за другом - в уголке большое количество игрушечных автомобилей: грузовых, легковых и общественного транспорта. Атрибуты для игры «Шоферы»: рули, шапочки с изображением транспорта. Все игрушки и предметы яркие, достаточно крупные, прочные и безопасными.
«Центр конструктивной деятельности»
Конструктивно-модельная деятельность является одним из специфических видов деятельности детей раннего возраста и проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.
Она способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).
Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.
Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка и является одной из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, формой активности ребенка, которая развивает у него мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
Оборудование и материалы: Материалы для конструирования: пластмассовый конструкторы с разнообразными способами крепления деталей.
«Центр математического и сенсорного развития»
Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок поместили разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Игры направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, установлению причинно – следственных связей, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, рассуждать логически, умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный), форму предмета. Различные виды мозаики улучшают мелкую моторику рук, развивают фантазию и память. Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка.
Вывод:
Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе организована в соответствии с требованиями безопасности и эстетичности. Интеграция развивающих центров группы обеспечивает процесс трансформации и взаимодействия отдельных образовательных областей. Все групповое пространство распределяется на центры таким образом, чтобы каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС
Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:· Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...
"Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"
Профессиональная деятельность специалистов сегодня все в большей и большей степени зависит от их способности к саморазвитию и самообразованию, так как образование сегодня не заканчивается по окончании...
Анализ развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с тематической неделей Международный женский день 8 марта.
Что такое тематичекская неделя? Это когда педагог выбирает определенную тему, чтобы решить образовательные задачи и объединяет ее с праздником или событием календаря.Таким образом, эта тема находится ...
Развивающая предметно – пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС ДО
Что такое предметно-развивающая среда или предметно-пространственная среда?Это часть образовательной среды, которая представляет собой специально организованное пространство ДО. Под пространством подр...
Развивающая предметно – пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС ДО
Что такое предметно-развивающая среда или предметно-пространственная среда?Это часть образовательной среды, которая представляет собой специально организованное пространство ДО. Под пространством подр...
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»...