Анализ развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС
материал (старшая группа)

Лемтюгова Татьяна Ивановна

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rpps_starshaya_gruppa_2025.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ развивающей предметно - пространственной среды

в старшей группе

в соответствии с ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9», г. Боготол

Воспитатель: Лемтюгова Татьяна Ивановна

Опираясь на требования ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Центр «Творческая мастерская»

Цель центра направлена на формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на развитие ручной умелости и творчества. Данный центр содержит в себе: бумагу для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, баночки - непроливайки, тканевые и бумажные салфетки, акварельные краски, гуашь, кисти, пластилин; наличие цветной бумаги и картона, клея, ножниц с тупым концом; альбомы – раскраски, трафареты, обводки; бросовый материал (фольга, фантики от конфет, поролон).

Центр «Музыки и театра»

Насыщенность этого центра способствует развитию слухового восприятия и внимания, формированию исполнительских навыков, развитию творчества детей на основе литературных произведений, стремления проявить себя в играх – драматизациях. Данный центр содержит в себе: детские музыкальные инструменты, магнитофон, различные виды театров. Есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку), магнитный театр, куклы- ложки. Также имеются различные шапочки с изображением персонажей. Ну и, конечно же, ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.

Центр «Здоровье»

Самая большая ценность для человека - здоровье. Основное назначение центра здоровья – формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью и совершенствование двигательных навыков и умений. Данный центр содержит в себе: атрибуты для проведения подвижных игр (мячи, скакалки, обручи, флажки, гантели, ленты на палочках) нестандартное оборудование для закаливания, массажеры.

Центр «Науки»

В центре дети могут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира. Они прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения, экспериментирования с предметами. Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями. Центр играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за растениями, побуждают детей заботиться о них. В центре размещен алгоритм ухода за растениями в доступной для детей форме (символы, значки, рисунки). Для ухода за растениями имеется оборудование: лейки, губки, пульверизатор, палочка для рыхления. Данный центр содержит в себе: комнатные растения (примула, плющ, фиалка), на которых удобно наблюдать изменения частей растения, паспорта растений. Имеются дидактические картинки: «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные», «Кто живёт на севере», «Животные жарких стран», «Времена года», «Тело человека». Плакаты: «Комнатные цветы», «Полевые цветы», «Кто живёт в пустыне», «Живая и неживая природа» и др. Имеются семена овощей, произрастающих в нашем регионе, энциклопедии. Есть календарь природы, контейнеры с глиной и песком, камни, ракушки, шишки, скорлупа грецких орехов. Приборы для исследования: линейки, лупы, песочные часы, магниты. В центре имеется ящик с полифункциональным материалом (ткани, поролон, деревянные спилы и др.). Экспериментирование вызывают у детей неподдельный интерес, восхищение собственными открытиями, желание активно познавать окружающее.

Центр «Книжный»

В нем собраны книги для чтения детям, книги для самостоятельного рассматривания, иллюстрации к произведениям, детские журналы, энциклопедии. Есть ЖК телевизор и светильник. Книги в центре обновляются в соответствии с тематикой недели. Значение книги в формировании познавательного интереса у детей неоценимо. По мере прочтения литературных произведений, рассматривании иллюстраций, у детей появляется масса вопросов, что может является показателем формирования любопытства и интереса.

Центр «Туристко-краеведческий» 

Цель создания центра направлена на расширение краеведческих представлений детей, для накопления познавательного опыта. Способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города, родного края.В центре размещены фотоальбомы: «Москва – столица нашей Родины»; «Любимый край», «Моя малая Родина – Боготол», на которых отображена жизнь нашего города, края, также имеются папки с народным декоративно-прикладным искусством. Имеются географические карты России, Красноярского края, Боготольского района и города Боготола. Глобус и компас. Дидактическая игра «Магнитная география» знакомит детей с разными континентами и людьми разных национальностей, их народными костюмами, растительным и животным миром разных стран.

Центр «Безопасность»

Тема безопасности детей в быту и на улице сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. Необходимо сформировать у них навык безопасного поведения. Данный центр содержит в себе: дидактические, настольные игры по ПДД, пожарной безопасности, раскраски; дорожные знаки; модели транспортных средств и макет проезжей части; литературу о правилах дорожного движения.

Центр «Экономика»

Цель: дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним, сформировать понимание значения труда в жизни человека, рассказать о процессе производства товаров и их потреблении, познакомить с термином «реклама», научить полезным бытовым привычкам, способствовать развитию разумных потребностей. Данный центр содержит:

- сборники дидактических игр; настольно- печатные игры; рекламные буклеты, картинки с профессиями, художественную литературу (сказки, стихи, рассказы);

- программно-методическое обеспечение: перспективное планирование, конспекты дидактических игр; конспекты занятий; конспекты игр;

- демонстрационный материал для информационного цкентра.

Центр «Строительная мастерская»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Напольный строительный материал; настольный строительный материал; пластмассовые конструкторы (лего разных размеров); конструкторы с металлическими деталями (магнитный); схемы и модели для всех видов конструкторов; схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.).

Центр «Игротека»

В этом центре ребенок реализует полученные и имеющиеся знания об окружающем мире через игру.Данный центр содержит в себе: атрибуты для сюжетно ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье», «Супермаркет», «Автомастерская».Есть детская мягкая мебель (диван, два кресла), подиум и деревянный конструктор (кирпичи, арки, доски, кубики и др.), две арки, настольно – печатные игры.В центре «Игротека» на стене расположен коврограф «Ларчик» (развивающие игровые технологии В.В. Воскобовича).  Имеются также «Мини – ларчик»; «Геоконт»; «Двухцветный квадрат» и «Змейка»; «Кораблик «Брызг-брызг»; «Математические корзинки»; «Кораблик Плюх-Плюх»; «Игровизор» и «Геовизор»; «Прозрачный квадрат»; эталонные конструкторы: «Фонарики» и «Логоформочки - 5»; «Счетовозик»; «Шнур – затейник»; «Шнур – грамотей Яблонька»; «Волшебная восьмерка Воскобовича»; «Прозрачный квадрат».  Имеются цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша, дидактические игры, счетные палочки, ленты разной длины, счетный материал.

«Центр уединения»

Центр уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту; возможности для отдыха.

Данный центр содержит в себе: мягкие подушки, домашний коврик.

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе »Буратино», обеспечивает возможность для самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна; соответствует требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Анализ развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала с учетом ФГОС ДО»

laquo;Анализ развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала с учетом ФГОС ДО»    ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии ФГОС и ООПДО

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-...

Анализ развивающей предметно- пространственной среды старшей группы №3

Анализ развивающей предметно- пространственной среды старшей группы....

Анализ развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала с учетом ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного нравственного облика....

«Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды старшей группы ФГОС ДО и ООП ДОО»

Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) Государственного бюджетного об...

«Справка о соответствии развивающей предметно-пространственной среды старшей группы ФГОС ДО и ООП ДОО»

Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) Государственного бюджетного об...

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии ФГОС»

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне ...