Опыт работы педагогического коллектива по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье»- физическое, душевное, социальное благополучие - требуют от работников системы дошкольного образования осмысления стоящих перед ними задач. От этого зависит здоровье детей, их жизнедеятельность, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы. В сохранении здоровья не менее важен и образ жизни, под которым следует понимать достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня, отсутствие вредных привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_innovatsii_12-17_gotov.docx | 100.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике
Управление образования
МУ «Информационно-методический центр»
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение городского округа Саранск
«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»
Опыт работы педагогического коллектива
по теме
«Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
г. Саранск
«От того, как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье»- физическое, душевное, социальное благополучие - требуют от работников системы дошкольного образования осмысления стоящих перед ними задач. От этого зависит здоровье детей, их жизнедеятельность, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы. В сохранении здоровья не менее важен и образ жизни, под которым следует понимать достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня, отсутствие вредных привычек.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» основано в 1975 г. В ДОУ функционируют 5 групп: 1 – раннего возраста, 4 – дошкольного возраста. Состав детей 130 человек. Детский сад комплектуется из числа детей, имеющих в основном вторую и третью группу здоровья и часто болеющих детей.
Наше дошкольное учреждение с 2000 года имеет статус «Детский сад присмотра и оздоровления». С 2008 года дошкольное учреждение поменяла свою организационно – правовую форму, и в настоящее время мы работаем в режиме автономии.
Приказом Управления образования Администрации г.о. Саранск №01 – 02/93 от 18.04.2012 г. МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» присвоен статус учреждения работающего в инновационном режиме по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса.
Изменение социально-экономических условий в стране влечет за собой изменение социального заказа общества в системе образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит во главу угла функционирования образовательной системы интересы развития конкретной личности. Воспитанники и их родители становятся главными заказчиками в этой сфере, на удовлетворение их образовательных потребностей направлена деятельность дошкольных образовательных организаций. Это привело к изменению акцентов в деятельности педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления», поиску своего места в современном образовательном пространстве.
По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности необходимо и детское сообщество в дошкольной организации, где он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольной организации.
Большинство педагогов пытается найти новые формы сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах формирования здорового образа жизни у дошкольников, новые формы оздоровительного процесса, изменяют его содержание. Коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления не стал исключением. Успешное решение задач по созданию модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста стало профессиональным интересом.
Необходимость работы по созданию модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста основывается на:
- потребности родителей в поддержке;
- праве ребенка на педагогически образованных родителей;
- стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).
Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания, обучения и оздоровления ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта
Творческая группа педагогов МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» разработала программу по инновационной деятельности, главной целью которой является:
-воспитание физически, психологически здорового и социально-адаптированного ребенка через создание модели «Детский сад – семья» и практической реализации данной модели через приобщение родителей к здоровому образу жизни.
Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:
*обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
*разработать и обосновать модель «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста у детей дошкольного возраста, обеспечивающую индивидуальную и коллективную высокоэффективную педагогическую деятельность, позволяющую достигнуть наилучшие из возможных, результаты в образовании и оздоровлении воспитанников при рациональных затратах усилий и времени всех участников педагогического процесса через:
- обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей раннего возраста в период адаптации и пребывания в детском саду;
- оптимальную организацию двигательного режима дошкольников, включая организованные формы обучения и совместную деятельность взрослых и детей в соответствии с ФГОС ДО, СанПиН и потребностями детей для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
*формировать доступные представления и знания о здоровом образе жизни (ЗОЖ), об основных гигиенических требованиях и правилах;
*реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками по формированию основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);
*оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Решая данные задачи, мы прогнозировали следующие результаты инновационной деятельности:
- Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
- повышение эффективности, улучшения оздоровительной и профилактической работы с детьми;
- педагогическая целесообразность распределения обязанностей между всеми специалистами ДОО по разработке и созданию модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
- разработка эффективной комплексной системы здоровьесбережения для всех возрастных групп;
- повышение методического мастерства педагогов, творческого потенциала, развития профессиональных и личностных качеств педагогов;
- повышение интереса педагогов, детей и родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха в дальнейшей жизни;
- установление сотрудничества со школой и другими учреждениями.
Реализация инновационного проекта включала в себя 5 этапов.
Этапы: (2012-2017 г.г.)
1.На первом этапе (сентябрь 2012 года – май 2013 года) прошло изучение массового и передового опыта по созданию модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
*Инструктивно-методическая работа с педагогами детского сада, работающими в инновационном режиме.
*Оценка условий, необходимых для проведения инновационной деятельности, изучение состояния воспитательно-образовательной работы педагогов и качества результатов формирования привычки к здоровому образу жизни у воспитанников.
* Диагностика профессиональной подготовленности педагогов к проведению инновационной деятельности в детском саду.
2.На втором этапе (июнь 2013 года – август 2014 года) проводилось моделирование и одновременная отработка компонентов модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста (подготовка и переподготовка педагогических кадров, работающих в инновационном режиме, перспективное планирование деятельности по направлениям развития, совершенствование предметно - развивающей среды, координация работы с другими учреждениями, просвещение родителей воспитанников по инновационной деятельности и др.).
*Разработка направлений работы детского сада с учетом интегрированного подхода к совершенствованию процесса здоровьесбережения, формированию привычки к здоровому образу жизни у дошкольников.
* Проведение научно-практического семинара для воспитателей ДОО по проблеме «Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме».
*Для изучения эффективности инновационной деятельности в детском саду была создана творческая группа.
3.На третьем этапе (сентябрь 2014 года – май 2015 года) прошла отработка модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом полученных результатов предыдущих этапов инновационной деятельности.
*Разработка перспективно-тематических планов по физическому направлению для разных возрастных групп.
*Диагностика эффективности воспитательно-образовательного процесса совершенствования процесса здоровьесбережения, формирования привычки к здоровому образу жизни у дошкольников.
* Отчеты о промежуточных результатах эксперимента на заседаниях педагогических Советов, заседаниях творческой группы.
4.На четвертом этапе (июнь 2015 – май 2016 года) были проанализированы результаты инновационной деятельности.
* контрольный анализ результативности совершенствования модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
* Обобщен опыт детского сада по созданию модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
5.На пятом этапе (сентябрь 2016 года - май 2017 года) проводилось распространение педагогического опыта (проведение семинаров, взаимопосещения, обмен опытом).
Теоретическая база опыта
Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
В основе концепции воспитательно – образовательной системы выделяются:
- Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
- Теория Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида — игры) для развития ребенка.
-Теория А.С. Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии вхождения его в человеческую культуру.
По мнению Ю.Ф Змановского, основным разделом воспитательно – образовательной работы в ДОО должны стать: организация рациональной двигательной активности, эффективной системы закаливания, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, оздоровительных режимов.
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольной организации и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пользу первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
Другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци писал о том, что семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
А.С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должен быть детский сад, как представитель государственного воспитания. При этом семейное воспитание должно играть подчиненную роль, зависеть от "заказа общества".
В 60 - 70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы "государственное воспитание-семья-общественность". В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: "педагогическое просвещение", "педагогическая пропаганда", "взаимодействие семейного и общественного воспитания" и т.п. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей .
Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации и ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.
Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общения с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А. А. Леонтьев, Е. А. Ножин, Н. И. Мехонцев).
В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон.
Проведенные исследования (А. И. Захаров, Р. Ж. Мухамедрахимов) доказывают, что новый тип общения, взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных образовательных организаций. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание , методы, приёмы воспитания и обучения
Условия, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. При этом в центре внимания оказываются вопросы готовности семьи к взаимодействию с педагогами, создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в ДОО как одного из условий полноценного развития ребенка. Вот почему так важно тесное взаимодействие образовательной организации (детского сада, а потом школы) с семьей ребенка. Родители должны стать главными помощниками в воспитании здорового ребенка, формировании у детей ценностей здорового образа жизни. Организуя сотрудничество с родителями, педагогам необходимо опираться на следующие принципы:
- равенство (педагоги и родители — абсолютно равноправные
субъекты воспитательного процесса); - диалогичностъ (умение слушать и слышать друг друга, приходить к общему мнению);
- единство (педагоги и родители должны придерживаться
общих целей и задач, предъявлять единые требования к себе и ребенку для достижения этих целей); - взаимное доверие (между всеми субъектами должны сложиться
деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении
каждого как личности);
— совместный поиск и принятие решений (педагоги и родите
ли в ходе дискуссий, обсуждений за круглым столом находят пути решения той или иной проблемы).
В рамках инновационной деятельности постоянно совершенствуется материально-техническая база детского сада. Отремонтированы пищеблок, прачечная, коридор, физкультурный зал. Оконные блоки заменены на пластиковые. Дополнительно к уже имеющимся приобретаются и обновляются пособия и оборудование в физкультурно – оздоровительном центре, медицинском кабинете, музыкальном зале. Для групповых помещений купили современную игровую мебель, столы, стулья, шкафчики в приемную.
Центры детской деятельности «Развития движений, подвижных и спортивных игр в группах ежегодно пополняются традиционным и нетрадиционным оборудованием, сделанным совместно педагогами и родителями. Обновлены уголки для родителей в приемных (во всех группах), уголок «Здоровячок» в физкультурном зале. В рамках инновационной деятельности по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» проводится оформление и пополнение здоровьесберегающей среды групп:
- ЦДД «Безопасности, дорожной азбуки»;
- ЦДД «Наше здоровье»;
- ЦДД «Арт – терапия»;
- ЦДД «Детская литература» и «Театра, музыки, искусства» пополняются атрибутами соответствующей тематики. Педагоги систематически организовывают выставки детских работ в ЦДД «Художественное творчество и изодеятельность».
Для развития физической подготовленности детей на прогулке оформлены разметки для игр, обучения правилам дорожного движения. Пополняется оснащение предметно - развивающей среды для работы с детьми на свежем воздухе: групповые игровые площадки, спортивная площадка (в соответствии с требованиями СанПиН).
Такой подход к организации жизненного пространства в группах создает у детей благоприятное эмоциональное состояние и способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию привычки к здоровому образу жизни.
В группах созданы здоровьесберегающие условия: образовательный процесс строится в соответствии с ФГОС ДО, с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. С целью создания эффективной комплексной системы оздоровления детей в детском саду была пересмотрена организация воспитательно-образовательного процесса. Воспитание и обучение детей строится так, что возможно проведение лечебно - оздоровительных мероприятий. Оздоровительное направление интегрируется с физическим, познавательным, речевым, социально – коммуникативным, художественно – эстетическим направлениями развития дошкольников.
Работа педагогического коллектива и медицинских работников ведется в трех направлениях:
1. Здоровьесбережение детей в период адаптации;
2. Сохранение и укрепление здоровья детей;
3. Активное сотрудничество ДОО и семьи в в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
В работе по освоению образовательных областей реализовываются следующие программы:
примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (авторы Т.И.Бабаева и др.),
региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (авторы авт. О.В. Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др.).
Парциальные программы по физическому развитию:
«Основы безопасности жизнедеятельности дошкольника» (авторы:
Р.Б.Стеркина, Н.Н. Князева),
«Физическая культура – дошкольникам»: программа и программные требования.(автор Л.Д.Глазырина).
Технологии по физическому развитию :
«Остров здоровья» (автор Е.Ю. Александрова),
«Театр физического развития и оздоровления» (автор Н.Н.Ефименко).
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» (автор Л.В.Гаврючина),
«Арт-терапия в работе с детьми» (автор - М.В.Киселева),
«ОБЖ для дошкольников» (автор – Т.П.Гарнышева),
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (авторы – Полынова В.К., Дмитриенко З.С.),
«Основы безопасного поведения дошкольников» (автор О.В.Чермашенцева),
«Формирование здорового образа жизни» (автор Т.Г.Карепова)., «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» (автор А.И.Иванова),
«Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» (автор О.Н.Арсеневская).
В рамках дополнительного образования организована работа кружков и спортивных секций:
-занятия в оздоровительной группе «Будь здоров!» для часто болеющих детей (руководитель – инструктор по физической культуре Липатова С.В.);
- занятия в спортивной секции по физической подготовке детей к занятиям по спортивной гимнастике (ОФП) (средняя группа) (руководитель – инструктор по физической культуре Липатова С.В.);
-занятия в кружках ритмики, хореографии (руководитель – музыкальный руководитель Тюшева Т.А.).
- занятия в кружке по обучению дошкольников ПДД «Юный пешеход» (руководитель – воспитатель Шахоткина С.В.).
Ежегодно в феврале и мае руководители кружков дополнительного образования проводят открытые просмотры занятий с приглашением родителей.
В целях повышения уровня педагогической компетентности по созданию здоровьесберегающей системы в дошкольной организации, создания условий для взаимодействия с родителями, с социумом по формированию привычки к ЗОЖ у дошкольников были проведены заседания педагогических Советов по темам:
- «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
- «Гендерный подход в ДОУ»
- «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в рамках реализации регионального компонента»
- «Реализация проектного метода в рамках инновационной деятельности дошкольного учреждения»
- «Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов»
- «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма»
- «Формирование у дошкольников элементарных знаний и навыков безопасного поведения во время пожара»
Семинары:
- «Использование методов игровой терапии в разных возрастных группах».
- «Шаги навстречу» (для воспитателей младших групп)
- «Физическое развитие в условиях ФГОС»
- «Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
- «О правилах хорошего тона за столом»
- «Формирование у дошкольников знаний о пожарной безопасности»
- «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей при организации приема пищи»
В рамках инновационной деятельности по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» педагоги разработали и внедряют в работу с воспитанниками и родителями проекты «Страна Детсадия», «Мы здоровье бережем и воспитанными растем!» (адаптация детей младшего дошкольного возраста) - воспитатель Ефанова В.Н., «Мама, папа, я – здоровая семья» - воспитатель Забатурина Е.В., «Законы улиц и дорог» (взаимодействие с семьей по обучению дошкольников ПДД) – воспитатель Шахоткина С.В., «Кинезиологические упражнения в оздоровительной работе с детьми» - воспитатель Гришунина Л.В., «Профилактика вредных привычек», «Хорошее питание – здоровья процветание», «Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников» (детско – родительские проекты) – воспитатель Кантеева В.П., «Неделя без опасности», «Познай себя», «Уроки пожарной безопасности» - воспитатель Иванова М.В., «Искру туши до пожара, беду отведи до удара» (развитие у воспитанников и родителей осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности) – воспитатель Клейменова М.В. «Сигналы опасности природы» (знакомство с навыками безопасного поведения в природе детей и родителей) –воспитатель Порткина С.А., - «Мордовские подвижные игры» (расширение знаний детей и родителей о разнообразии мордовских подвижных игр) – воспитатель Капкова Н.И., «Если хочешь быть здоров!», «К здоровой семье – через детский сад!» (воспитание у воспитанников и родителей положительного отношения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры) – инструктор по физической культуре Липатова С.В.).
Большая работа проводится с родителями по данному направлению. Совместные проекты - это мероприятия, которые нацелены на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОО становится организацией комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и ДОО рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Педагоги проводят индивидуальные и коллективные консультации, дают рекомендации, практические советы. Проводят анкетирование, совместные мероприятия: развлечения, досуги, викторины. Родители активно участвуют в изготовлении пособий, атрибутов для работы с детьми.
Алгоритм совместной оздоровительной работы ДОО и семьи по теме инновации представлен следующим образом:
* анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;
* ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
* создание в ДОО и семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей;
*проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.;
* ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в ДОО;
* обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и др.);
* организация совместных праздников, мероприятий по обмену опытом;
*освещение передового опыта оздоровительной работы в информационных уголках для родителей, на сайте МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления».
Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию.
В соответствии с этими положениями система работы с семьей включает три блока: информационно-аналитический, практический, контрольно-оценочный.
В информационно-аналитический блок входит сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Необходимая информация собирается с помощью бесед, анкетирования, опроса, наблюдения, изучения медицинских документов.
Практический блок включает работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
- просвещение родителей, передача информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и групповое консультирование, групповые родительские встречи, оформление информационных стендов и памяток для родителей, домашнее визитирование);
- организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями и чувствами. С этой целью проводятся праздничные и досуговые мероприятия. Также на индивидуальных и групповых игровых сеансах создаются условия для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе совместной деятельности: рисунок, поделка, подготовка к празднику и т. д.
Контрольно – оценочный блок позволяет нам проанализировать эффективность работы, проводимой в детском саду. Качество контролируется на групповых и индивидуальных обсуждениях, а также на основе анализа в книге отзывов.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик" |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Основная форма с коллективом родителей – групповое родительское собрание, которое обычно проводится один раз в квартал. Встреча родителей и воспитателей делается оживленной и сопровождается показом совместной деятельности с детьми, выставкой детских работ детских работ, экскурсий по детскому саду. Мы планируем создание видеотеки, материалы которой можно будет демонстрировать с использованием мультимедийной аппаратуры на родительских собраниях. Формы проведения родительских собраний в настоящее время самые разнообразные.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
форма | тематика | Возрастная группа |
Собрание – вечер - встреча | «Огонек знакомств» | 1 младшая группа |
Собрание – консультация | «Как помочь ребенку в период адаптации» | 1 младшая группа |
Собрание - деловая игра | «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» | 2 младшая группа |
Собрание – круглый стол с элементами игротртенинга | «Наши верные друзья – полезные привычки | 2 младшая группа |
Собрание – конференция | «Бережем здоровье с детства» | 2 младшая группа |
Собрание – конкурс: | «Мы - спортивная семья», «Мы – читающая семья» | средняя группа |
Собрание семинар – практикум | «Детское питание» | средняя группа |
Собрание - тренинг | «Психологический климат в семье» | старшая группа |
Собрание - диспут: | «Сигналы опасности природы» | старшая группа |
Собрание – познавательно – игровой конкурс | «Правила дорожного движения знают все без исключения» | подготовительная к школе группа |
Собрание- беседа с элементами практикума | «Семья – здоровый образ жизни» | подготовительная к школе группа |
Собрание – опыт | «На пути к школе» | подготовительная к школе группа |
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы позволяет широко знакомить родителей с разнообразными вопросами. В уголках здоровья размещается обширная информация от медицинского и педагогического персонала: рекомендации по профилактике заболеваний, использованию одежды, правильной организации выходных и праздничных дней, закаливанию, питанию дошкольников.
Действенной формой педагогической пропаганды и здорового образа жизни является специально подготовленное посещение детского сада родителями. «Дни открытых дверей» – не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной, оздоровительной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка.
В рамках «Дней открытых дверей» проводились различные мероприятия с детьми. По итогам проводилось анкетирование: родителям была предоставлена возможность обменяться мнениями, высказать пожелания и предложения о работе ДОО. Результаты анкетирования показали, что родители довольны проведением оздоровительной работы в ДОО и оказанием дополнительных платных услуг. И надеются, что в дальнейшем все проводимые мероприятия окажут положительное влияние на здоровье детей.
План работы МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в рамках «Дня открытых дверей»
№п/п | Наименование мероприятия | Ответсвен- ные | Место |
1 | День открытых дверей в МАДОУ№41 Экскурсии по ДОО, общее родительское собрание, видеопрезентация работы, выставки наглядной информации для родителей: «Знакомьтесь, наш детский сад!» (знакомство с содержанием работы ДОУ, перспективами его развития); - выставка совместного творчества детей и родителей «Наш любимый детский сад»; - экспозиция по материалам фотоальбома «Развивающая среда детского сада». | заведующая МАДОУ №41, старший воспитатель, воспитатели | музыкальный зал МАДОУ № 41 |
2 | Анкетирование родителей «Качество социальных услуг в ДОО» | старший воспитатель, воспитатели | по группам |
3 | «Наша жизнь в детском саду» размещение материалов о мероприятиях, проводимых в ДОО, группе в течение дня в родительских уголках, на сайте ДОО | старший воспитатель, воспитатели | по группам |
4 | Информационно – педагогическая гостиная - о системе работы ДОУ в инновационном направлении; -реализация образовательных программ в детском саду. - о работе кружков дополнительного образования. | заведующая МАДОУ №41, старший воспитатель, руководители кружков дополнительного образования | Музыкальный зал |
5 | Семья на пороге школьной жизни. Осуществление преемственности дошкольного и школьного звена образования. Заседание Клуба «Будущий первоклассник» для родителей воспитанников подготовительной к школе группы с приглашением учителей начальных классов | старший воспитатель, воспитатели подготовительной к школе группы | группа |
6 | Клуб молодого родителя «Роль отца в воспитании детей» | старший воспитатель, воспитатели средней группы | группа |
7 | Работа бесплатного консультативного пункта для родителей «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?» (родительский практикум) | старший воспитатель, воспитатели первой младшей группы | группа
|
8 | Один день в детском саду: Организация совместной деятельности педагогов и детей в течение дня: режимные моменты, игры, развлечения, НООД. | (по отдельному графику) старший воспитатель, воспитатели музыкальный руководитель инструктор по физической культуре | по группам |
9 | Круглый стол для родителей: - «Работа с родителями по вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми» - Диспут: «Наказывать – не наказывать?»; - тестирование «Какие мы родители?» | старший воспитатель, воспитатели второй младшей группы | группа |
10 | «Детский сад – тропинка к здоровью» Родительская гостиная «О здоровье всерьез»: - формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; - встречи с медицинским персоналом ДОУ «Будем здоровы!» (профилактика простудных заболеваний в семье и детском саду; вакцинация – мифы и реальность; «ЗОЖ начинается с семьи»; - выставка «Опасности, которые меня окружают», «Педагогическая копилка для родителей» и т.д. | старшая медицинская сестра, старший воспитатель, воспитатели старшей группы, подготовительной к школе группы инструктор по физической культуре | Музыкальный зал |
«Я, ты, он, она – мы спортивная страна!»: - физкультурно-оздоровительная работа в системе дополнительного образования детского сада; «Спортивный калейдоскоп» - физкультурный праздник для детей и родителей | |||
11 | Клуб по интересам «Спрашивали – отвечаем» по материалам опроса родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. | заведующая МАДОУ №41, старший воспитатель, воспитатели | Музыкальный зал МАДОУ №41 |
Эффективной формой работы с семьей являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих своего ребенка. Для родителей организован клуб «Здоровый малыш», целью которого является ознакомление родителей с оздоровительной работой в ДОО, обучение методам и приемам оздоровления детей. Занятия в семейном клубе значительно повышают как уровень знаний родителей, так и скорость формирования жизненно важных представлений и навыков у дошкольников. Безусловно, занятия в семейном клубе приносят ощутимые результаты. В каждой семье есть газеты, журналы, книги, радио, телевизор, поэтому дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях в семейном клубе, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Таким образом, занятия в семейном клубе «Здоровый малыш», не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Родители подключаются к педагогическому и оздоровительному процессу.
В рамках реализации инновационной деятельности по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» проводились различные мероприятия с воспитанниками и родителями.
2012 – 2013 уч. год
В январе 2013 г. на базе МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в рамках работы городского методического центра «Совершенствование здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений» проводилось конференция для воспитателей МДОУ, МАДОУ городского округа Саранск «Взаимодействие педагогов дошкольных учреждений и родителей в воспитании здорового ребенка, формировании основ безопасности жизни и валеологической культуры взрослых и детей».
Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Кислякова О.Ю. познакомила участников заседания с опытом работы педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» по реализации инновационного направления деятельности дошкольного учреждения по теме «Создание модели «Детский сад - семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Вниманию присутствующих были представлены следующие мероприятия: «Работа клуба «Здоровый малыш» в условиях ДОУ» - видеоролик (Ефанова Венера Низаметдинована, воспитатель I кв.категории), «Праздник мордовской кухни» - видеоролик (Капкова Наталья Ионовна, воспитатель высшей кв. категории), «Формирование навыков безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста и родителей» - видеоролик (Шахоткина Светлана Викторовна, воспитатель высшей кв. категории).
Участники конференции принимали участие в тестировании «Требования СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» с использованием современных технических средств (мультимедийного проектора).
В своем выступлении (рубрика «Говорят специалисты») заведующей отделением медицинской профилактики ГАУЗ «РВФД» Трофимовой Е.А. еще раз подчеркнула необходимость налаживания более тесных контактов с родителями воспитанников. Проведение совместных мероприятий приводит к увеличению числа семей, которые целенаправленно занимаются формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей, в том числе закаливанием детей в домашних условиях.
2013-2014 уч. год
- В январе 2013 г. в дошкольном учреждении прошла спортивно – интеллектуальная игра «ПДД от А до Я знает вся моя семья», в которой приняли участие сотрудник ГИБДД Сухарева Татьяна Васильевна, дети и родители подготовительной к школе группы. Мероприятие подготовили и провели: воспитатель высшей квалификационной категории Шахоткина Светлана Викторовна, инструктор по физической культуре Круглова Наталья Алексеевна.
Цель мероприятия: выявить уровень теоретических и практических знаний правил дорожного движения воспитанников и их родителей, способствовать поддержанию благоприятного психологического климата в семье.
- В целях знакомства родителей с различными формами организации оздоровительных мероприятий, обучения методам и приёмам оздоровления детей в январе 2013 г. в первой младшей группе прошел семинар- практикум для родителей воспитанников на тему «Играем пальчиками».
Мероприятие подготовила и провела: воспитатель высшей квалификационной категории Ефанова Венера Низаметдиновна.
«День национальной кухни»
«Праздник национальной кухни» с участием воспитанников и родителей средней группы был проведен в целях знакомства с традициями гостеприимства русского и мордовского народа, расширения представлений о блюдах национальной кухни. Проведение таких мероприятий предусматривал воспитание у детей чувства гордости за свою малую Родину, знакомство с бытом и обычаями мордовского народа.
На празднике дети и воспитатели были одеты в мордовские костюмы. Прозвучали песни, потешки, пословицы о труде на мокшанском языке. Девочки исполнили мордовский танец. Дети играли в мордовскую подвижную игру «Жнецы», загадывали загадки об овощах на русском и мокшанском языках.
Активное участие на празднике приняли родители. Они приготовили и продемонстрировали национальные блюда мордвы: пироги с картошкой, пшенную кашу с тыквой, дрожжевые блины, тыкву пареную с медом. Мамы с детьми показали свое умение и мастерство в кулинарных конкурсах. На празднике ансамбль мам исполнил песню о Мордовии. Мероприятие прошло весело, интересно и с большой пользой для всех присутствующих.
- В феврале в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» проводилась «Олимпийская декада». Был разработан и реализован цикл мероприятий по физическому, познавательному, речевому, художественно – эстетическому, социально – коммуникативному направлениям, посвященных открытию и проведению XXII Олимпийских игр 2014 г. Целями «Олимпийской декады» стали приобщение детей и родителей к традициям большого спорта, укрепление здоровья, выявление интересов, склонностей, спортивных способностей, подведение итогов работы коллектива по развитию физических качеств детей, а также воспитание умения не только побеждать, но и проигрывать.
4. В марте - апреле 2014 г. в нашем дошкольной организации прошла акция «Птичий дом» (совместно с организацией «Зеленый мир»).
Участники акции: педагоги, родители, воспитанники ДОО. Цели акции: пропаганда экологических знаний и природоохранительной деятельности среди дошкольников, родителей, педагогов ДОО г. Саранска; повышение интересов дошкольников к проблемам окружающей среды через творческую активность.
Участники акции: дети совместно с родителями изготовили и прикрепили скворечники во дворе своего дома, на даче. Экологическая акция проходила под девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».
2014 – 2015 уч. год
- В рамках проведения месячника по семейному воспитанию «Вместе дружная семья» в ноябре 2014 г. года в детском саду была проведена семейная спортивная Спартакиада «Мама, папа, я – вместе дружная семья!» (совместно с родителями воспитанников подготовительной к школе группы).
Подготовили и провели мероприятие инструктор по физической культуре Круглова Наталья Алексеевна и воспитатели высшей квалификационной категории Ларькина Мария Николаевна, Порткина Светлана Александровна.
В ходе проведения развлечения решались следующие задачи: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту; осмысливать и решать задачи, возникающие в непредвиденной ситуации; развивать физические качества дошкольников: силу, выносливость, быстроту, смелость, ловкость, уверенность; воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, формировать мышечно-двигательные навыки; развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений; воспитывать доброту и взаимовыручку в команде.
- В декабре 2014 г. в целях закрепления представлений о том, что главное в жизни человека - это здоровье; улучшения работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада, расширять знания о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья в ДОО был организован и проведен физкультурно – оздоровительный досуг в средней группе «Дорожки Здоровья» (инструктор по физической культуре Круглова Наталья Алексеевна., воспитатель Гришунина Людмила Васильевна).
- Весенняя Неделя Добра (ВНД) - ежегодная общероссийская неделя добровольцев проводится в России с 1997 года в третью или четвертую неделю апреля .
В целях распространения идей, ценностей и практики добровольчества; активизации созидательного добровольческого потенциала; вовлечения молодежи в социальную практику, укрепления сотрудничества между школой и дошкольным учреждением 30 апреля 2015 г. в нашем детском саду прошло праздничное мероприятие в рамках акции «Неделя добра». К воспитанникам и родителям МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» пришли волонтеры - завуч Калитина Людмила Ивановна и старшеклассники школы №27. Волонтеры подготовили для дошкольников плакаты, рисунки, поделки весенней тематики. Сюрпризом для дошколят стали скворечники, изготовленные и ярко, красиво оформленные волонтерами. Наши воспитанники подготовили небольшой концерт: прозвучали стихи и песни о весне, о Родине, о Дне Победы. (сотрудничество)
- 8 августа 2015 г. в Пролетарском районе городского округа Саранск была проведена семейная Олимпиаде спортивных семей, в которой принимали участие мамы, папы, дети, посещающие дошкольные учреждения и школы.Наше дошкольное учреждение представила команда семьи Забатуриных: мама - Елена Викторовна, папа - Сергей Геннадьевич, братья Илья и Артем. Наша команда заняла почетное 4 место. Всем участникам вручили дипломы и сладкие призы.
2015-2016 уч. год
- В рамках проведения месячника по семейному воспитанию «Вместе дружная семья» 24 ноября 2015 года в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» прошел открытый просмотр физкультурного досуга «Движение – это жизнь!» (совместно с родителями воспитанников средней группы).
Подготовили и провели занятие инструктор по физической культуре первой квалификационной категории Круглова Наталья Алексеевна и воспитатели высшей квалификационной категории Ларькина Мария Николаевна, Порткина Светлана Александровна.
- Ежегодно 15 мая с 1993 года отмечается Международный день семьи. В целях формирования представлений о семейных нравственных ценностях, преемственность духовных традиций поколений, воспитания любви к своим родственникам 18 мая 2016 года в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в рамках Международного дня семьи были проведены следующие мероприятия:
- Изготовления ромашек – символа семьи и вручение родителям, сотрудникам и гостям дошкольного учреждения.
- Выставка совместных рисунков «Наша дружная семья»
- Конкурс рисунков на асфальте «Семь Я!».
4. Физкультурный праздник «Мама, папа, я – здоровая семья!» и другие мероприятия.
- К Первомаю в городе Саранске были приурочены профсоюзные акции “Чистота и забота - детским садам!”. Акция проводилась совместно с педагогичес4ким коллективом и родителями. В рамках акции нашей дошкольной организации оказали помощь по благоустройству территории студенты учебных групп 3 ЭО (куратор – Потанина Татьяна Федоровна), 3 ПКС (куратор - Потанина Игорь Николаевич) ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники им. А.И.Полежаева». Волонтеры потрудились на славу – окапывали деревья и кустарники, клумбы.
Администрация МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в лице заведующей Светланы Владимировны Семтиной выразила благодарность участникам акции с вручением благодарственных писем и высказала пожелание о дальнейшем сотрудничестве.
2016-2017 уч. год
1. В рамках проведения праздника, посвящённого Дню матери, с целью бережного отношения к женщине, укрепления семьи, в дошкольной организации проведены следующие мероприятия: в группах были проведены фотовыставки «Маму милую свою, очень сильно я люблю», «Моя мама лучше всех», проведены консультации для родителей «День матери в России», воспитанники совместно с педагогами изготовили сувениры к празднику, выразили свою любовь к мамам в рисунках и пожеланиях.
- Воспитание дошкольника в духе уважения к старшему поколению, формирования желания у подрастающего поколения помогать и заботиться о близких людях, пожилых людях - основная цель проведения общегородского месячника пожилых людей, который проходил в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в октябре 2016 г. в музыкальном зале прошел концерт «Согреем ладони, разгладим морщины». В празднике принимали участие педагоги, воспитанники семейных подготовительной к школе группы, бабушки и дедушки воспитанников, ветераны педагогического труда.
- В рамках проведения Месячника по формированию здорового образа жизни 25 января 2017 года в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления был проведено физкультурно-оздоровительное досуг «Любит спорт моя семья- любит папа, мама, я!» совместно с родителями воспитанников старшей группы.
Подготовили и провели занятие инструктор по физической культуре Липатова Светлана Витальевна, воспитатели старшей группы Порткина Светлана Александровна и Ларькина Мария Николаевна, музыкальный руководитель Тюшева Татьяна Александровна.
В ходе проведения досуга решались следующие задачи: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту; развивать память, внимание; развивать способности коммуникативного общения; способствовать развитию положительных эмоций и чувств; воспитывать в детях осознание доли собственного участия в создании тёплых семейных отношений; воспитывать уважительное и бережное отношение к маме и папе; доставить удовольствие и радость от общения.
4.С целью привлечения внимания родителей к проблеме профилактики детского дорожно – транспортного травматизма и необходимости применения светоотражающих элементов на одежде детей 26 января 2017 г. в подготовительной к школе группе МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» было проведено интеллектуально – спортивное развлечение по правилам дорожного движения «Фликер – яркий маячок». Мероприятие проходило совместно с родителями воспитанников. Подготовили и провели мероприятие воспитатель высшей квалификационной категории Светлана Викторовна Шахоткина, инструктор по физической культуре Светлана Витальевна Липатова, музыкальный руководитель Тюшева Татьяна Александровна. В мероприятии приняла участие Дания Шамильевна Плешачкова , инспектор ГИБДД. Она ещё раз напомнила родителям о том, что они – главный пример для детей. И именно родителям необходимо заботиться о поведении и здоровье маленьких пешеходов и пассажиров.
2017 – 2018 уч. год
- В ноябре 2017 г. в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления было проведено общее родительское собрание «День правовой помощи детям».
Капитан полиции Якунина Дмитрий Владимирович, инспектор по делам несовершеннолетних ОП №4 УМВД РФ ознакомил родителей с законодательными актами, обеспечивающими защиту прав и достоинств ребенка (Конвенцией ООН о правах ребенка, Уголовным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»). Родители задавали вопросы по данной тематике. Инспектор по делам несовершеннолетних провел консультирование граждан по вопросам детско-родительских отношений на базе ДОО.
2. 3 марта 2018 г. на площади Коваленко (Пролетарский район г. Саранска) прошёл общегородской День Здоровья. В программе мероприятий прошли соревнования среди семей «Папа, мама, я – спортивная семья!» В соревнованиях принимали участия семьи, воспитанники которых посещают дошкольные организации и школы Пролетарского района.
Все участники соревнований были награждены Дипломами Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск, сувенирами.
МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления представляла команда семьи Липатовых – папа Василий Иванович, мама Светлана Витальевна, дети Владимир и Дарья.
3. Городская акция «Чистый город» проходит ежегодно с 1 апреля по 1 ноября, а мы активно подключаемся: сотрудники, родители, дети - убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем. Участвуя в акции «Чистый город», каждый житель Саранска вносит свой вклад в дело благоустройства любимого города!
Педагоги, воспитанники, родители нашей дошкольной организации принимают активное участие в республиканских и городских мероприятиях:
Участие педагогов
МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»
в конкурсах, соревнованиях различного уровня
Название конкурса | Дата проведения | Количество педагогов | Результат участия |
Международный уровень | |||
- | - | - | - |
Российский уровень | |||
Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» | 2015 г. | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» |
Всероссийский реестр «Книга Почета» | 2015 г. | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» |
IV Всероссийский конкурс «Радужные облака» | Март – апрель 2016 г. | Порткина С.А. Капкова Н.И. Ефанова В.Н. Ларькина М.Н. | Победитель 3 степени Победитель 2 степени Победитель 1 степени Победитель 1 степени |
Всероссийский проект «Воспитатель.ру» | 16.11.2016 г. | Иванова М.В. -воспитатель | 1 место |
III Всероссийский конкурс «Воспитатели России» | 08.2017 | Шахоткина С.В. – воспитатель – | участник |
Открытый публичный конкурс среди ДОО субъектов РФ на лучшую модель (практику), обеспечивающую доступность дошкольного образования, номинация «Здоровый ребенок – здоровая нация» | 10. 2017 г. | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» | Участие |
Центр Всероссийского и международного онлайн тестирования. Блиц – олимпиада «Воспитание культуры гигиены у дошкольников» | 10.2017 г. | Ефанова В.Н. – воспитатель – | победитель 1 степени Международного уровня |
Конкурс »Мой детский сад» (организационный комитет Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста») | 13.02.2018 | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» | Участие |
Всероссийский конкурс «Безопасность дошкольника на дороге: как ее обеспечить?» Номинация: «Совершенствование содержания, форм и технологий работы с детьми дошкольного возраста» | 01.03.2018 | Шахоткина С. В., воспитатель | участие |
Республиканский уровень | |||
Республиканский конкурс среди образовательных учреждений РМ «Электробезопасность глазами детей» | 2014 г. | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» | Благодарность коллективу МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» - за активное участие |
X Республиканский конкурс детско – юношеского творчества по пожарной безопасности | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Шахоткина С.В. - воспитатель | Грамота за активное участие | |
Республиканский смотр – конкурс «Зеленый огонек» номинация «Дошкольные образовательные организации» | 2015 г. | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Шахоткина С.В. - воспитатель | 3 место |
Республиканский фотоконкурс «Безопасное движение – это..» | 17.03.2017 | Воспитатели - Ларькина М. Н., Порткина С. А. Шахоткина С.В. Клейменова М.В. | участие |
V Республиканский экологический конкурс «Птичий дом» | 04.2017 | Коллектив МАДОУ | Номинация «Городские детские сады» - 2 место |
Республиканский конкурс дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ социально-педагогической направленности | 04.2018 | Кислякова О.Ю. – старший воспитатель Тюшева Т.А. – музыкальный руководитель Ларькина М.Н., Порткина С.А., Иванова М.В., Капкова Н.И., Шахоткина С.В. –воспитатели | Участие педагогов |
Муниципальный уровень | |||
Городской конкурс на противопожарную тематику «Внимание, огонь!» | 2012 г. | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» | 3 место |
Городской конкурс «Опасности, которые меня окружают!» | 2012 г. | Ларькина М.Н., Порткина С.А. - воспитатели | 3 место |
Городской конкурс «Огонь – друг, огонь – враг!» | 2013 г. | Ларькина М.Н., Порткина С.А. - воспитатели | 1 место |
Городской конкурс наглядной информации для родителей «Безопасное детство» | 2013 г. | Иванова М.В., Кантеева В.П. - воспитатели | 3 место |
Городской конкурс «Опасности, которые меня окружают!» | 2012 г. | Гришунина Л.В., Шахоткина С.В. - воспитатели | 2 место |
Городской конкурс «Мир глазами детей» | 2013 г. | Шахоткина С.В. - воспитатель | 1 место |
Городской конкурс лучшего сценария народного (национального) праздника | Март 2016 г. | Ларькина М.Н., Порткина С.А. - воспитатели | 3 место |
Городской конкурс методических разработок по ознакомлению с мордовским фольклором «Вечкевикс мастор» | 2014 г. | Ларькина М.Н., Порткина С.А. - воспитатели | 3 место |
Городской конкурс методических разработок по ознакомлению с мордовским фольклором «Вечкевикс мастор» | 2014 г. | Капкова Н.И.- воспитатель | 3 место |
Городской конкурс на создание эмблемы конкурса «Саранск – город детей – город семей» | 08.2016 г. | участие | Забатурина Е.В. - воспитатель |
Городской конкурс детского творчества «Сохраним мордовские леса» | 10.2016 | Призер номинации «Лучшая дошкольная организация по сбору макулатуры» | Коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» |
Городской конкурс наглядной информации «Экологическая копилка» | 05.2017 | Воспитатели – Забатурина Е. В., Ефанова В.Н. Иванова М. В., Кантеева В. . Ларькина М. Н., Порткина С. А. | участие 3 место |
Творческий конкурсе, посвященном Чемпионату Мира по футболу FIFA 2018 в России «Саранск – город футбола» | 05.2017 | воспитатели – Ефанова В. Н., Забатурина Е. В., Шахоткина С.В. | участие |
Городской конкурс детского творчества «Мы дети твои – Россия» | 05.2017 | Воспитатели -Гришунина Л. В. Шахоткина С.В. | участие |
Благотворительная ярмарка – выставка творческих работ | 01.06.2017 | Коллектив МАДОУ | участие |
Городской конкурс детского творчества «Сохраним мордовские леса» | 11.2017 | Участие в номинации «Лучшая дошкольная организация по сбору макулатуры» | Коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» |
Благотворительная ярмарка – выставка творческих работ | 01.06.2018 | участие | Коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» |
Участие воспитанников
МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в конкурсах, соревнованиях различного уровня
Название конкурса | Дата проведения | Количество детей | Результат участия | |||
Республиканский уровень | ||||||
Республиканский конкурс чтецов | 19-22.05.2015 | Юсупова Софья Солодовникова Мария Логинов Максим | 1 место 1 место 1 место | |||
X Республиканский конкурс детского творчества «Святыни земли мордовской» | 04.2015 | Горбунова Дарья Кузнецова Александра Негря Полина Тяпкин Егор Кошелева Полина | участие | |||
Региональный этап XIII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» | 10.2017 г. | Панфилова Софья, Юткина Дарья, Белкина Дарья, Ефимова Дарина, Захватова София | Участие | |||
Республиканские соревнования по беговелам | 24.12.2017 | Становкин Макар – 3 место | ||||
Республиканская неделя информационных технологий. Конкурс по робототехнике ROBOLEVELS | 2-7.04.2018 | Становкин Макар – призер | ||||
Муниципальный уровень | ||||||
Фестиваль – конкурс детского творчества «Планета детства» | 2015 | Вокальный ансамбль «Колокольчик» - воспитанники подготовительной к школе группы Хореографический ансамбль «Маленькая страна – воспитанники кружка ритмики | Диплом II степени Участие | |||
Городской фестиваль - конкурс детского творчества «Планета детства» среди МДОУ г.о. Саранск | 2016 | Хореографический ансамбль «Маленькая страна – воспитанники кружка ритмики | Участие | |||
Физкультурно – спортивный комплекс среди детей дошкольных учреждений г.о. Саранск «К стартам готов!» (I ступень ГТО) | 2015 | воспитанники подготовительной к школе группы – 10 человек | 2 место | |||
Городской конкурс спортивный семей Пролетарского района, посвященному празднованию Дня Физкультурника | 08.08.2015 г. | Семья Забатуриных - 2 детей | 4 место | |||
Городской конкурс «Мир глазами детей» | 2013 г. | Семья Забатуриных (мама и ребенок) | 3 место | |||
Городской конкурс «Мир глазами детей» | 2013 г. | Семья Гречка (мама и ребенок) | 1 место | |||
Городской конкурс «Огонь – друг, огонь – враг!» | 2013 г. | Воспитанники подготовительной к школе групп. – воспитатель Шахоткина С.В. | 3 место | |||
Городской конкурс детских рисунков «Лекарства будущего» | 16.11.2015 – 11.12.2015 | 2 детей | Участие | |||
Городской конкурс на создание эмблемы конкурса «Саранск – город детей – город семей» | 08.2016 г. | участие | 1.Варюхин Георгий с мамой 2.Долматова Полина с мамой | |||
Городской конкурс детского творчества «Сохраним мордовские леса» | 10.2016 | участие участие участие призер победитель участие участие участие участие | 1.воспитанница Сержантова Мария, 2. воспитанница Федоткина Полина, 3. воспитанница Архипова Ева, 4. воспитанница Аристова Лиза 5. воспитанник Никишев Иван 6.воспитанник Постнов Ярослав 7.воспитанник Игушкин Ярослав 8. воспитанник Голышев Роман | |||
Конкурс детских рисунков «Завод «Биохимик» глазами детей» | 11.2016 | Воспитанница Князева Ольга, воспитатели Ефанова В.Н., Забатурина Е.В. | ||||
Городской конкурс «Заповедная природа Мордовии» | 02.2017 | участие | 1. воспитанница Сержантова Мария 2.воспитанница Артамонова Ульяна 3. воспитанница Саттарова Алина 4. воспитанница Юткина Дарья | |||
Творческий конкурсе, посвященном Чемпионату Мира по футболу FIFA 2018 в России «Саранск – город футбола» | 05.2017 | участие 2 место | 1. Воспитанник – Гридасов Владимир, мама – Гридасова Светлана Викторовна 2. Воспитаннца – Капкова Арина, мама – Капкова Юлия Владимировна 3. Воспитанник – Фараджов Рустам, мама – Фараджова Гуля Азис кезе, папа – Фараджов Сарван Рустам оглы | |||
Городской конкурс детского творчества «Мы дети твои – Россия» | 05.2017 | участие | 1.Воспитанник – Солодовников Константин, мама – Солодовникова Галина Анатольевна 2. Воспитанник Макеев Матвей, мама Макеева Надежда Николаевна | |||
Городской конкурс детского творчества «Сохраним мордовские леса» | 11.2017 | Участие в номинациях «Конкурс плакатов и рисунков», «Конкурс флористических работ» (Ефимова Дарина, Дворянцев Иван, Ковалева Вика, Солодовников Константин, Кудашкина Алена, Королев Глеб) | ||||
Этнокультурный смотр – конкурс художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов» | 11.2017 | Хореографический ансамбль «Танцевальная мозайка» - победитель в номинации «Хореография» | ||||
Спортивное мероприятие по фигурному катанию на коньках «Юные звездочки» | 19.12.2017 | Тяпкина Виктория – участие | ||||
Соревнования среди семей Пролетарского района городского округа Саранск «День здоровья» | 03.03.2018 | Семья Липатовых | ||||
Диплом за спортивные достижения и добросовестное отношение к фигурному катанию на коньках | 26.04.2018 | Тяпкина Виктория | ||||
Открытое Первенство г.о. Саранск по спортивной гимнастике | 2017 | Становкин Макар – 3 место | ||||
III фестиваль – конкурс детского творчества «Планета детства» среди ДОО г.о. Саранск | 29.05.2018 | Хореографический ансамбль « Танцевальная мозаика», вокальный ансамбль «Колокольчик» (подготовительная к школе группа) |
Анализ результативности
Результаты педагогической диагностики образовательного процесса показали, что организованная таким образом воспитательно - образовательная работа положительно влияет на расширение и закрепление знаний и умений по обучению детей основам безопасного поведения в ДОО, семье, природе, социуме, формировании здорового образа жизни. К концу года многие дошкольники улучшили свои показатели физического развития. Выполнение программы по реализации образовательных областей в 2018-2019 уч. году составило: ОО «Физической развитие» (физическая культура) - 92%, «Физической развитие» (ЗОЖ) - 90%, ОО «Социально коммуникативное развитие» (основы безопасного поведения» - 89%. Мониторинг здоровья дошкольников показал заболеваемость на одного ребенка 8,1. Повысилась педагогическая культура педагогов и родителей воспитанников; установлено сотрудничества со школой и другими учреждениями.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Опыт работы педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» апробировн в работе МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» и не вызывает трудностей при использовании другими педагогами.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт работы педагогов по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» обобщен в дошкольном учреждении и размещен на сайте дошкольного учреждения, на личном сайте педагогов. Опыт педагогического коллектива известен на уровне города и республики.
Выступления педагогов на конференциях, семинарах различного уровня
МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»
№ п/п | Дата | Место представления опыта | Название мероприятия | Тема выступления | ФИО, должность | |
РОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ | ||||||
1. | 2014 | (http://конф.net) | Всероссийская научно – практическая конференция «Современное дошкольное и начальное образование: теория и практика» | «Воспитание и оздоровление детей раннего дошкольного возраста в период адаптации» | Ефанова В.Н., воспитатель | |
2. | 3-5. 12. 2014 г. | ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО | V Всероссийский форум «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» | «Организация здоровьесбрегающей деятельности в системе дошкольного образования» | Забатурина Е.В., воспитатель | |
3. | 30.03. 2016 г. | МГПИ им. М.Е. Евсевьева | Межрегиональный научно – практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» | «Игра – экспериментирования с воспитанниками младшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности» «Интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» в условиях внедрения ФГОС ДО» «Использование методов песочной терапии в оздоровительной работе с дошкольниками» | Кислякова О.Ю. - старший воспитатель Порткина С.А., Ларькина М.Н., Шахоткина С.В. - воспитатели | |
4. | 2-3. 06. 2016 г. | МГПИ им. М.Е.Евсевьева | Международная научно – практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых «52 Евсевьевские чтения» - | «Технология экспериментально – исследовательской деятельности как средство повышения качества экологического образования» «Изотерапия в жизни дошкольников» «Система обучения дошкольников правилам дорожной безопасности» | Порткина С.А., Ларькина М.Н., Шахоткина С.В. - воспитатели | |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ | ||||||
2. | 19.04. 2013 г. | ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО» | Круглый стол «Совершенствование профессиональной деятельности инструктора по физической культуре» | «Использование здоровьесберегающих технологий в рамках работы кружка «Будь здоров!» для часто болеющих детей» | Круглова Н.А., инструктор по физической культуре | |
3. | 26.04. 2013 г. | ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО» | Круглый стол «Совершенствование профессиональной деятельности музыкального руководителя» | «Развитие и оздоровление дошкольников средствами ритмопластики» | Тюшева Т.А., музыкальный руководитель | |
4. | 28.11. 2013 г. | ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» | Республиканская научно- практическая конференция «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» | 1.«Использование арт – терапии в оздоровительной работе с дошкольниками» 2. Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства групп раннего возраста» 3. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников при взаимодействии ДОУ и семьи». | Иванова М.В., Ефанова В.Н., Шахоткина С.В. – воспитатели | |
5. | 16.04. 2014 г. | ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО» | «Круглый стол» для слушателей КПК |
| Ефанова В.Н., Клейменова М.В., Порткина С.А, Шахоткина С.А. - воспитатели | |
6. | 18.08. 2014 г. | ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО» | КПК воспитателей «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» - мастер - класс | «Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада» | Ефанова В.Н., Клейменова М.В., Порткина С.А, Шахоткина С.А. - воспитатели | |
7. | 19.12.2016 | ГБУ ДПО «МРИО» | Педагогическая трибуна «Организация физкультурно – оздоровительной работы в системе современного дошкольного образования» | «Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей от 3 до 7 лет» | инструктор по физической культуре Липатова С.В. | |
8. | 02.03.2017 | ГБУ ДПО «МРИО» | Образовательный форум «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» | «Современные подходы к оздоровительной работе с детьми младшего возраста» «Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности» | воспитатели Ефанова В.Н., Шахоткина С.В. | |
9. | 19.05.2017 | (ГБУ ДПО «МРИО») | «Круглый стол» «Обновление содержания дошкольного образования» | «Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников» | воспитатель Клейменова М.В. | |
10. | 05.2018 | ГБУ ДПО «МРИО» | Образовательный форум | «Социально – нравственное воспитание детей в семье» | Забатурина Е.В. – воспитатель | |
11. | 02.2018 | ГБУ ДПО «МРИО» | Образовательный форум | «Система музыкально – оздоровительной работы на музыкальных занятиях» | Тюшева Т.А. – музыкальный руководитель | |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ | ||||||
1. | 08. 2012 г. | МДОУ №79 | Августовское секционное совещание для воспитателей МДОУ, МАДОУ г.о. Саранск | «Осуществление мониторинга усвоения образовательной программы среди воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГТ». | Гришунина Л.В., воспитатель | |
2. | 03.09.2013 г. | МДОУ №78 | Августовское секционное совещание для медицинских сестер МДОУ, МАДОУ г.о. Саранск | «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ с учетом ФГТ» | Челмакина Г.С., старшая медицинская сестра | |
3. | 29.01.2013 г. | МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» | Заседание ГМЦ для воспитателей МДОУ, МАДОУ г.о.Саранск | «Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в воспитании здорового ребенка, в воспитании основ безопасности жизни и валеологическая культура взрослых и детей» | Семтина С.В., заведующая МАДОУ №41, Ефанова В.Н., воспитатель, Капкова Н.И., воспитатель, Шахоткина С.В., воспитатель | |
4. | 19.02.2013 г. | МДОУ №124 | Проблемный семинар для воспитателей МДОУ, МАДОУ г.о.Саранск | «Создание здоровьесберегающего пространства в группе раннего возраста» | Ефанова В.Н., воспитатель | |
5. | 16.04. 2013 г. | МДОУ №32 | Профильный консультативный пункт для инструкторов по физической культуре МАДОУ, МДОУ г.о.Саранск | . «Использование здоровьесберегающих технологий в рамках работы кружка «Будь здоров!» | Круглова Н.А., инструктор по физической культуре | |
6. | 29.08. 2014 г. | МАДОУ №21 | Августовское секционное совещание для воспитателей МДОУ, МАДОУ г.о. Саранск | Мастер – класс «Психолого педагогическое сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с родителями» | Ефанова В.Н., воспитатель | |
7. | 28.02. 2014 г. | МАДОУ №4 | Профильный консультативный пункт для начинающих воспитателей МАДОУ, МДОУ г.о.Саранск | «Организация детской игровой деятельности в ДОУ» | Порткина С.А., воспитатель | |
8. | 10.11.2017 | МДОУ «Детский сад №120 | Городской семинар – практикум «Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя в дошкольной организации» | «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» | Тюшева Т.А. – музыкальный руководитель | |
9. | 12. 2017 | МДОУ № 125 | Городской семинар для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в раннем развитии коммуникативных и художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста» | «Игра – драматизация – как средство развития детей младшего дошкольного возраста» | Ефанова В.Н. – воспитатель |
Наглядное приложение:
Инновационность - это сложный процесс, представляющий собой «цепь» взаимосвязанных и сознательно инициируемых изменений, возникших в результате творческого акта, имеющий социальную значимость и воплощающийся в реальную образовательную практику для удовлетворения уже существующих потребностей или возникающих новых потребностей.
Анализ продуктов инновационной деятельности за отчетный период, созданных в результате решения задач инновационной деятельности МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления», позволяет сделать вывод о соответствии их понятию «инновация». Представленные продукты соответствуют современному уровню теории и практики, представляют собой систему своеобразного сочетания известного и авторского, модификацию, имеющую в совокупности признаки инновационности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Проблема формирования культуры здоровьесбережения у дошкольников является социально значимой и выступает в качестве главного приоритета внутренней политики государства, о чем свидет...
Консультация для родителей. "Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".
laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось...
Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Материал может быть использован педагогами ДОУ для работы с родителями....
Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
что такое здоровый образ жизни...