Опыт работы педагогического коллектива по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье»- физическое, душевное, социальное благополучие - требуют от работников системы дошкольного образования  осмысления стоящих перед ними задач. От этого зависит здоровье детей, их жизнедеятельность, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы. В сохранении здоровья не менее важен и образ жизни, под которым следует понимать достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня, отсутствие вредных привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_innovatsii_12-17_gotov.docx100.04 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Саранск

Департамент по социальной политике

Управление образования

МУ «Информационно-методический центр»

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение городского округа Саранск

«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

Опыт работы педагогического коллектива

по теме

«Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

г. Саранск

 «От того, как прошло детство, кто вел

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье»- физическое, душевное, социальное благополучие - требуют от работников системы дошкольного образования  осмысления стоящих перед ними задач. От этого зависит здоровье детей, их жизнедеятельность, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы. В сохранении здоровья не менее важен и образ жизни, под которым следует понимать достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня, отсутствие вредных привычек.

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» основано в 1975 г. В ДОУ функционируют 5 групп: 1 – раннего возраста, 4 – дошкольного возраста. Состав детей 130 человек. Детский сад комплектуется из числа детей, имеющих в основном вторую и третью группу здоровья и часто болеющих детей.

     Наше дошкольное учреждение с 2000 года имеет статус «Детский сад присмотра и оздоровления». С 2008 года дошкольное учреждение поменяла свою организационно – правовую форму, и в настоящее время мы работаем в режиме автономии.

      Приказом Управления образования Администрации г.о. Саранск  №01 – 02/93 от 18.04.2012 г. МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» присвоен статус учреждения работающего в инновационном режиме по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».  

      Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

       Изменение социально-экономических условий в стране влечет за собой изменение социального заказа общества в системе образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит во главу угла функционирования образовательной системы интересы развития конкретной личности. Воспитанники и их родители  становятся главными заказчиками в этой сфере, на удовлетворение их образовательных потребностей направлена деятельность дошкольных образовательных организаций. Это привело к изменению акцентов в деятельности  педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления», поиску своего места в современном образовательном пространстве.

          По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности необходимо и детское сообщество в дошкольной организации, где он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольной организации.

           Большинство педагогов пытается найти новые формы сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах формирования здорового образа жизни у дошкольников, новые формы оздоровительного процесса,  изменяют его содержание. Коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления не стал исключением. Успешное решение задач по  созданию модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста стало профессиональным  интересом.

       Необходимость работы по созданию модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста основывается на:

  1. потребности родителей в поддержке;
  2. праве ребенка на педагогически образованных родителей;
  3. стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).

        Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания, обучения и оздоровления ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия.

        Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта

    Творческая группа педагогов МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» разработала программу по инновационной деятельности, главной целью которой является:

      -воспитание физически, психологически здорового и социально-адаптированного ребенка   через   создание модели «Детский сад – семья»   и  практической реализации данной модели через приобщение родителей к здоровому образу жизни.

Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:

*обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

*разработать и обосновать модель «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста у детей дошкольного возраста, обеспечивающую индивидуальную и коллективную высокоэффективную педагогическую деятельность, позволяющую достигнуть наилучшие из возможных, результаты в образовании  и оздоровлении воспитанников при рациональных затратах усилий и времени всех участников педагогического процесса через:

  • обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей раннего возраста в период адаптации и пребывания в детском саду;
  • оптимальную организацию двигательного режима дошкольников, включая организованные формы обучения и совместную деятельность взрослых и детей в соответствии с ФГОС ДО, СанПиН и потребностями детей для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

*формировать доступные представления и знания о здоровом образе жизни (ЗОЖ), об основных гигиенических требованиях и правилах;

*реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками по формированию основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);

*оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

        Решая данные задачи, мы прогнозировали следующие результаты  инновационной деятельности:

  • Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
  • повышение эффективности, улучшения оздоровительной и профилактической работы с детьми;
  • педагогическая целесообразность распределения обязанностей между всеми специалистами ДОО по разработке и созданию модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
  • разработка эффективной комплексной системы здоровьесбережения для всех возрастных групп;
  • повышение методического мастерства педагогов, творческого потенциала, развития профессиональных и личностных качеств педагогов;
  • повышение интереса педагогов, детей и родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха в дальнейшей жизни;
  • установление сотрудничества со школой и  другими учреждениями.

Реализация инновационного проекта включала в себя 5 этапов.

Этапы: (2012-2017 г.г.)

       1.На первом этапе (сентябрь 2012 года – май 2013 года) прошло  изучение массового и передового опыта по созданию модели «Детский сад – семья»  в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

*Инструктивно-методическая работа с педагогами детского сада,                                   работающими в инновационном режиме.

*Оценка условий, необходимых для проведения инновационной деятельности, изучение состояния воспитательно-образовательной работы педагогов и качества результатов формирования привычки к здоровому образу жизни у воспитанников.

* Диагностика профессиональной подготовленности педагогов к проведению инновационной деятельности в детском саду.

2.На втором этапе (июнь 2013 года – август 2014 года) проводилось  моделирование и одновременная отработка компонентов модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста (подготовка и переподготовка педагогических кадров, работающих в инновационном режиме, перспективное планирование  деятельности по направлениям развития, совершенствование предметно - развивающей среды, координация работы с другими учреждениями, просвещение родителей воспитанников по инновационной деятельности и др.).

*Разработка направлений работы  детского сада с учетом интегрированного подхода к совершенствованию процесса здоровьесбережения, формированию привычки к здоровому образу жизни у дошкольников.

* Проведение научно-практического семинара для воспитателей ДОО  по проблеме «Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме».

*Для изучения эффективности инновационной деятельности в детском саду была создана творческая группа.

       3.На третьем этапе (сентябрь 2014 года – май 2015 года) прошла отработка модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом полученных результатов предыдущих этапов инновационной деятельности.

*Разработка перспективно-тематических планов по физическому направлению для разных возрастных групп.

*Диагностика эффективности воспитательно-образовательного процесса совершенствования процесса здоровьесбережения, формирования привычки к здоровому образу жизни у дошкольников.

* Отчеты о промежуточных результатах эксперимента на заседаниях педагогических Советов, заседаниях творческой группы.

         4.На четвертом этапе (июнь 2015 – май 2016 года) были проанализированы результаты инновационной деятельности.

* контрольный анализ результативности совершенствования модели «Детский сад – семья»  в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

* Обобщен опыт детского сада по созданию модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

        5.На пятом этапе (сентябрь 2016 года - май 2017 года) проводилось распространение педагогического опыта (проведение семинаров, взаимопосещения, обмен опытом).

Теоретическая база опыта

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

В основе концепции воспитательно – образовательной системы  выделяются:                                

- Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.

- Теория Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида — игры) для развития ребенка.

-Теория А.С. Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии вхождения его в человеческую культуру.

   По мнению Ю.Ф Змановского, основным разделом воспитательно – образовательной работы в ДОО должны стать: организация рациональной двигательной активности, эффективной системы закаливания, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, оздоровительных режимов.

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольной  организации  и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пользу первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.

Другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци писал о том, что семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

А.С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должен быть детский сад, как представитель государственного воспитания. При этом семейное воспитание должно играть подчиненную роль, зависеть от "заказа общества".

В 60 - 70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы "государственное воспитание-семья-общественность". В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: "педагогическое просвещение", "педагогическая пропаганда", "взаимодействие семейного и общественного воспитания" и т.п. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.

Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей .

Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации и ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.

Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общения с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А. А. Леонтьев, Е. А. Ножин, Н. И. Мехонцев).

В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон.

Проведенные исследования (А. И. Захаров, Р. Ж. Мухамедрахимов) доказывают, что новый тип общения, взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных образовательных организаций. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание , методы, приёмы воспитания и обучения

Условия, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. При этом в центре внимания оказываются вопросы готовности семьи к взаимодействию с педагогами, создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в ДОО как одного из условий полноценного развития ребенка. Вот почему так важно тесное взаимодействие образовательной организации (детского сада, а потом школы) с семьей ребенка. Родители должны стать главными помощниками в воспитании здорового ребенка, формировании у детей  ценностей здорового образа жизни. Организуя сотрудничество с родителями, педагогам необходимо опираться на следующие принципы:

  • равенство (педагоги и родители — абсолютно равноправные
    субъекты воспитательного процесса);
  • диалогичностъ (умение слушать и слышать друг друга, приходить к общему мнению);
  • единство (педагоги и родители должны придерживаться
    общих целей и задач, предъявлять единые требования к себе и ребенку для достижения этих целей);
  • взаимное доверие (между всеми субъектами должны сложиться
    деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении
    каждого как личности);

—        совместный поиск и принятие решений (педагоги и родите
ли в ходе дискуссий, обсуждений за круглым столом находят пути решения той или иной проблемы).

В рамках инновационной деятельности постоянно совершенствуется материально-техническая база детского сада. Отремонтированы пищеблок, прачечная, коридор, физкультурный зал. Оконные блоки заменены на пластиковые. Дополнительно к уже имеющимся приобретаются и обновляются пособия и оборудование в физкультурно – оздоровительном центре, медицинском кабинете, музыкальном зале. Для групповых помещений купили современную игровую мебель, столы, стулья, шкафчики в приемную.

       Центры детской деятельности «Развития движений, подвижных и спортивных игр в группах ежегодно пополняются традиционным и нетрадиционным оборудованием, сделанным совместно педагогами и родителями.  Обновлены уголки для родителей в приемных (во всех группах), уголок «Здоровячок» в физкультурном зале. В рамках инновационной деятельности по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» проводится оформление и пополнение здоровьесберегающей среды групп:

- ЦДД «Безопасности, дорожной азбуки»;

- ЦДД «Наше здоровье»;

- ЦДД «Арт – терапия»;

- ЦДД «Детская литература» и «Театра, музыки, искусства»  пополняются атрибутами соответствующей тематики. Педагоги систематически   организовывают выставки детских работ  в ЦДД «Художественное творчество и изодеятельность».

        Для развития физической подготовленности детей на прогулке оформлены разметки для игр, обучения правилам дорожного движения.  Пополняется оснащение предметно - развивающей среды для работы с детьми на свежем воздухе: групповые игровые площадки, спортивная площадка (в соответствии с требованиями СанПиН).

Такой подход к организации жизненного пространства в группах создает у детей   благоприятное эмоциональное состояние и способствует сохранению и  укреплению здоровья детей, формированию привычки к здоровому образу жизни.

    В группах созданы здоровьесберегающие условия: образовательный процесс строится в соответствии с ФГОС ДО, с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. С целью создания эффективной комплексной системы оздоровления детей в детском саду была пересмотрена  организация воспитательно-образовательного процесса. Воспитание и обучение детей  строится так, что возможно проведение лечебно - оздоровительных мероприятий. Оздоровительное направление интегрируется с физическим,  познавательным,  речевым, социально – коммуникативным, художественно – эстетическим направлениями развития дошкольников.

Работа педагогического коллектива и медицинских работников ведется в трех направлениях:

1. Здоровьесбережение детей в период адаптации;

2. Сохранение и укрепление здоровья детей;

3. Активное сотрудничество ДОО и семьи в в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

В работе по освоению образовательных областей  реализовываются следующие программы:

 примерная образовательная  программа дошкольного образования «Детство» (авторы Т.И.Бабаева  и др.),

 региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (авторы авт. О.В. Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др.).

Парциальные программы по физическому развитию:

      «Основы безопасности  жизнедеятельности  дошкольника» (авторы:

        Р.Б.Стеркина, Н.Н. Князева),

 «Физическая культура – дошкольникам»: программа и программные требования.(автор Л.Д.Глазырина).

       Технологии по физическому развитию :      

      «Остров здоровья» (автор Е.Ю. Александрова),

      «Театр физического развития и оздоровления» (автор Н.Н.Ефименко).

      «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» (автор Л.В.Гаврючина),

      «Арт-терапия в работе с детьми» (автор - М.В.Киселева),

«ОБЖ для дошкольников» (автор – Т.П.Гарнышева),

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (авторы – Полынова В.К., Дмитриенко З.С.),

«Основы безопасного поведения дошкольников» (автор О.В.Чермашенцева),

«Формирование здорового образа жизни» (автор Т.Г.Карепова).,  «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» (автор А.И.Иванова),

«Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» (автор О.Н.Арсеневская).

В рамках дополнительного образования организована работа кружков и спортивных секций:

-занятия в оздоровительной группе «Будь здоров!» для часто болеющих детей (руководитель – инструктор по физической культуре Липатова С.В.);

- занятия в спортивной секции по физической подготовке детей к занятиям по спортивной гимнастике (ОФП) (средняя группа) (руководитель – инструктор по физической культуре Липатова С.В.);

-занятия в кружках ритмики, хореографии (руководитель – музыкальный руководитель Тюшева Т.А.).

- занятия в кружке по обучению дошкольников ПДД «Юный пешеход» (руководитель – воспитатель Шахоткина С.В.).

Ежегодно в феврале и мае руководители кружков дополнительного образования проводят открытые просмотры  занятий с приглашением родителей.

В целях повышения уровня педагогической компетентности  по созданию здоровьесберегающей системы в дошкольной организации, создания условий для взаимодействия с родителями, с социумом по формированию привычки к ЗОЖ у дошкольников были проведены заседания педагогических Советов по темам:

- «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

- «Гендерный подход в ДОУ»

- «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в рамках реализации регионального компонента»

- «Реализация проектного метода в рамках инновационной деятельности дошкольного учреждения»

- «Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов»

- «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма»

- «Формирование у дошкольников элементарных знаний и навыков безопасного поведения во время пожара»

Семинары:

- «Использование методов игровой терапии в разных возрастных группах».

- «Шаги навстречу»  (для воспитателей младших групп)

- «Физическое развитие в условиях ФГОС»

- «Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

- «О правилах хорошего тона за столом»

- «Формирование у дошкольников знаний о пожарной безопасности»

- «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей  при организации приема пищи»

В рамках инновационной деятельности по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» педагоги разработали и внедряют в работу с воспитанниками и родителями проекты «Страна Детсадия», «Мы здоровье бережем и воспитанными растем!» (адаптация детей младшего дошкольного возраста) - воспитатель Ефанова В.Н.,  «Мама, папа, я – здоровая семья» - воспитатель  Забатурина Е.В., «Законы улиц и дорог» (взаимодействие с семьей по обучению дошкольников ПДД) – воспитатель Шахоткина С.В., «Кинезиологические упражнения в оздоровительной работе с детьми» - воспитатель Гришунина Л.В., «Профилактика вредных привычек», «Хорошее питание – здоровья процветание», «Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников»  (детско – родительские проекты) – воспитатель Кантеева В.П., «Неделя без опасности», «Познай себя», «Уроки пожарной безопасности»  - воспитатель Иванова М.В.,  «Искру туши до пожара, беду отведи до удара» (развитие у воспитанников и родителей осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности) – воспитатель Клейменова М.В. «Сигналы опасности природы» (знакомство с навыками безопасного поведения в природе детей и родителей) –воспитатель Порткина С.А., - «Мордовские подвижные игры»  (расширение знаний детей и родителей о разнообразии мордовских подвижных игр) – воспитатель Капкова Н.И., «Если хочешь быть здоров!», «К здоровой семье – через детский сад!» (воспитание у воспитанников и родителей положительного отношения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры) – инструктор по физической культуре Липатова С.В.).

      Большая работа проводится с родителями по данному направлению. Совместные проекты - это мероприятия, которые нацелены на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОО становится организацией комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и ДОО рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Педагоги проводят индивидуальные и коллективные консультации, дают рекомендации, практические советы. Проводят анкетирование, совместные мероприятия: развлечения, досуги, викторины. Родители активно участвуют в изготовлении пособий,  атрибутов для работы с детьми.

       Алгоритм совместной оздоровительной работы ДОО и семьи по теме инновации представлен следующим образом:

* анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;

* ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

* создание в ДОО и семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей;

*проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.;

* ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в ДОО;

* обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и др.);

* организация совместных праздников, мероприятий по обмену опытом;

*освещение передового опыта оздоровительной работы в информационных уголках для родителей, на сайте МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления».

         Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию.

В соответствии с этими положениями система работы с семьей включает три блока: информационно-аналитический, практический, контрольно-оценочный.

В информационно-аналитический блок входит сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Необходимая информация собирается с помощью бесед, анкетирования, опроса, наблюдения, изучения медицинских документов.

Практический блок включает работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:

- просвещение родителей, передача информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и групповое консультирование, групповые родительские встречи, оформление информационных стендов и памяток для родителей, домашнее визитирование);

- организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями и чувствами. С этой целью проводятся праздничные и досуговые мероприятия. Также на индивидуальных и групповых игровых сеансах создаются условия для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе совместной деятельности: рисунок, поделка, подготовка к празднику и т. д.

Контрольно – оценочный блок позволяет нам проанализировать эффективность работы, проводимой в детском саду. Качество контролируется на групповых и индивидуальных обсуждениях, а также на основе анализа в книге отзывов.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Основная форма с коллективом родителей – групповое родительское собрание, которое обычно проводится один раз в квартал. Встреча родителей и воспитателей делается оживленной и сопровождается показом совместной деятельности с детьми, выставкой детских работ детских работ, экскурсий по детскому саду. Мы планируем создание видеотеки, материалы которой можно будет демонстрировать с использованием мультимедийной аппаратуры на родительских собраниях. Формы проведения родительских собраний в настоящее время самые разнообразные.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

форма

тематика

Возрастная группа

Собрание – вечер - встреча

«Огонек знакомств»

1 младшая группа

Собрание – консультация

«Как помочь ребенку в период адаптации»

1 младшая группа

Собрание - деловая игра

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»

2 младшая группа

Собрание – круглый стол с элементами игротртенинга

 «Наши верные друзья – полезные привычки

2 младшая группа

Собрание – конференция

«Бережем здоровье с детства»

2 младшая группа

Собрание – конкурс:

«Мы  - спортивная семья», «Мы – читающая семья»

средняя группа

Собрание семинар – практикум

«Детское питание»

средняя группа

Собрание - тренинг  

«Психологический климат в семье»

старшая группа

Собрание - диспут:

«Сигналы опасности природы»

старшая группа

Собрание – познавательно – игровой конкурс

«Правила дорожного движения знают все без исключения»

подготовительная к школе группа

Собрание- беседа с элементами практикума

«Семья – здоровый образ жизни»

подготовительная к школе группа

Собрание – опыт

«На пути к школе»

подготовительная к школе группа

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы позволяет широко знакомить родителей с разнообразными вопросами. В уголках здоровья размещается обширная информация от медицинского и педагогического персонала: рекомендации по профилактике заболеваний, использованию одежды, правильной организации выходных и праздничных дней, закаливанию, питанию дошкольников.

Действенной формой педагогической пропаганды и здорового образа жизни является специально подготовленное посещение детского сада родителями. «Дни открытых дверей» – не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной, оздоровительной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка.

В рамках «Дней открытых дверей»  проводились различные мероприятия с детьми. По итогам проводилось анкетирование: родителям была предоставлена возможность обменяться мнениями, высказать пожелания и предложения о работе ДОО. Результаты анкетирования показали, что родители довольны проведением оздоровительной работы в ДОО и оказанием дополнительных платных услуг. И надеются, что в дальнейшем все проводимые  мероприятия окажут положительное влияние на здоровье детей.  

План работы МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в рамках «Дня открытых дверей»

№п/п

Наименование мероприятия

Ответсвен-

ные

Место

1

День открытых дверей в МАДОУ№41

Экскурсии по ДОО, общее родительское собрание, видеопрезентация работы, выставки наглядной информации для родителей:

«Знакомьтесь, наш детский сад!»

(знакомство с содержанием работы ДОУ, перспективами его развития);

- выставка совместного творчества детей и родителей «Наш любимый детский сад»;

- экспозиция по материалам фотоальбома «Развивающая среда детского сада».

заведующая МАДОУ №41,

старший воспитатель,

воспитатели

музыкальный зал

МАДОУ № 41

2

Анкетирование родителей «Качество социальных услуг в ДОО»

старший воспитатель,

воспитатели

по группам

3

«Наша жизнь в детском саду» размещение материалов о мероприятиях, проводимых в ДОО, группе в течение дня в родительских уголках, на сайте ДОО

старший воспитатель,

воспитатели

по группам

4

Информационно – педагогическая   гостиная

- о системе работы ДОУ в инновационном направлении;

-реализация образовательных программ в детском саду.

- о работе кружков дополнительного образования.

заведующая МАДОУ №41,

старший воспитатель,

руководители кружков дополнительного образования        

Музыкальный зал  

5

Семья на пороге школьной жизни. Осуществление преемственности дошкольного и школьного звена образования.

Заседание Клуба «Будущий первоклассник» для родителей воспитанников подготовительной к школе группы с приглашением учителей начальных классов

старший воспитатель,

воспитатели подготовительной к школе группы

группа

6

Клуб молодого родителя «Роль отца в воспитании детей»

старший воспитатель,

воспитатели средней группы

группа

7

Работа бесплатного консультативного пункта для родителей «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?» (родительский практикум)

старший воспитатель,

воспитатели первой младшей группы

группа

 

8

Один день в детском саду: Организация совместной деятельности педагогов и детей в течение дня: режимные моменты, игры, развлечения, НООД.

(по отдельному графику) старший воспитатель,

воспитатели

музыкальный руководитель

инструктор по физической культуре

по группам

9

Круглый стол для родителей:

- «Работа с родителями по вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми»

- Диспут: «Наказывать – не наказывать?»;

- тестирование «Какие мы родители?»

старший воспитатель,

воспитатели второй младшей группы

группа

10

«Детский сад – тропинка к здоровью»

Родительская гостиная «О здоровье всерьез»:

- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

- встречи с медицинским персоналом ДОУ «Будем  здоровы!» (профилактика простудных заболеваний в семье и детском саду; вакцинация – мифы и реальность; «ЗОЖ начинается с семьи»;

- выставка «Опасности, которые меня окружают», «Педагогическая копилка для родителей» и т.д.

старшая медицинская сестра,

старший воспитатель,

воспитатели старшей            группы, подготовительной к школе группы

   инструктор по физической          культуре

Музыкальный зал

«Я, ты, он, она – мы спортивная страна!»:

- физкультурно-оздоровительная работа в системе дополнительного образования детского сада;

«Спортивный калейдоскоп» - физкультурный праздник для детей и родителей  

11

Клуб по интересам «Спрашивали – отвечаем» по материалам опроса родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

заведующая МАДОУ №41,

старший воспитатель,

воспитатели

Музыкальный зал

МАДОУ №41

        

       Эффективной формой работы с семьей являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих своего ребенка. Для родителей организован клуб «Здоровый малыш», целью которого является ознакомление родителей с оздоровительной работой в ДОО, обучение методам и приемам оздоровления детей. Занятия в семейном клубе значительно повышают как уровень знаний родителей, так и скорость формирования жизненно важных представлений и навыков у дошкольников. Безусловно, занятия в семейном клубе приносят ощутимые результаты. В каждой семье есть газеты, журналы, книги, радио, телевизор, поэтому дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях в семейном клубе, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Таким образом, занятия в семейном клубе «Здоровый малыш», не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Родители подключаются к педагогическому и оздоровительному процессу.

        В рамках реализации инновационной деятельности по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» проводились различные мероприятия с воспитанниками и родителями.

2012 – 2013 уч. год

В январе 2013 г. на базе МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в рамках работы городского методического центра «Совершенствование здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений» проводилось конференция  для воспитателей МДОУ, МАДОУ городского округа Саранск «Взаимодействие педагогов дошкольных учреждений и родителей в воспитании здорового ребенка, формировании основ безопасности жизни и валеологической культуры взрослых и детей». 

       Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Кислякова О.Ю. познакомила участников заседания с опытом работы педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» по реализации инновационного направления деятельности дошкольного учреждения по теме «Создание модели «Детский сад - семья» в формировании  здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Вниманию присутствующих были представлены следующие мероприятия: «Работа клуба «Здоровый малыш» в условиях ДОУ» - видеоролик (Ефанова Венера Низаметдинована, воспитатель I кв.категории),  «Праздник мордовской кухни» - видеоролик (Капкова Наталья Ионовна, воспитатель высшей кв. категории),  «Формирование навыков безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста и родителей» - видеоролик (Шахоткина Светлана Викторовна, воспитатель высшей  кв. категории).

      Участники конференции принимали участие в тестировании «Требования СанПиН к устройству, содержанию и  организации режима работы в дошкольных организациях» с использованием современных технических средств (мультимедийного проектора).

       В своем выступлении (рубрика «Говорят специалисты») заведующей отделением медицинской профилактики ГАУЗ «РВФД» Трофимовой Е.А. еще раз подчеркнула необходимость налаживания более тесных контактов с родителями воспитанников. Проведение совместных мероприятий приводит к увеличению числа семей, которые целенаправленно занимаются формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей, в том числе закаливанием детей в домашних условиях.

2013-2014 уч. год

  1. В январе 2013 г.  в дошкольном учреждении прошла спортивно – интеллектуальная игра «ПДД от А  до Я знает вся моя семья», в которой приняли участие сотрудник ГИБДД Сухарева Татьяна Васильевна, дети и родители подготовительной к школе группы. Мероприятие подготовили и провели: воспитатель высшей квалификационной категории Шахоткина Светлана Викторовна, инструктор по физической культуре Круглова Наталья Алексеевна.

Цель мероприятия: выявить уровень теоретических и практических знаний правил дорожного движения воспитанников и их родителей, способствовать поддержанию благоприятного психологического климата в семье.

  1.    В целях знакомства    родителей   с  различными формами организации оздоровительных    мероприятий,  обучения   методам   и приёмам   оздоровления детей  в январе 2013 г. в первой  младшей  группе    прошел    семинар-    практикум    для  родителей воспитанников  на  тему    «Играем   пальчиками».  

Мероприятие подготовила и провела: воспитатель высшей квалификационной категории Ефанова Венера Низаметдиновна.

«День национальной кухни»

   «Праздник национальной кухни» с участием воспитанников и родителей средней группы был проведен в целях знакомства с традициями гостеприимства русского и мордовского народа, расширения представлений о блюдах национальной кухни. Проведение таких мероприятий предусматривал воспитание у детей чувства гордости за свою малую Родину, знакомство с бытом и обычаями мордовского народа.

     На празднике дети и воспитатели были одеты в мордовские костюмы. Прозвучали песни, потешки, пословицы о труде на мокшанском языке. Девочки исполнили мордовский танец. Дети играли в мордовскую подвижную игру «Жнецы», загадывали загадки об овощах на русском и мокшанском языках.

     Активное участие на празднике приняли родители. Они приготовили и продемонстрировали национальные блюда мордвы: пироги с картошкой, пшенную кашу с тыквой, дрожжевые блины, тыкву пареную с медом. Мамы с детьми показали свое умение и мастерство в кулинарных конкурсах. На празднике ансамбль мам исполнил песню о Мордовии.   Мероприятие прошло весело, интересно и с большой пользой для всех присутствующих.

  1. В феврале в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» проводилась «Олимпийская декада». Был разработан и реализован цикл мероприятий по физическому, познавательному, речевому, художественно – эстетическому, социально – коммуникативному направлениям, посвященных открытию и проведению XXII Олимпийских игр 2014 г. Целями «Олимпийской декады» стали приобщение детей и родителей  к традициям большого спорта, укрепление здоровья, выявление интересов, склонностей, спортивных способностей, подведение итогов работы коллектива по развитию физических качеств детей, а также воспитание умения не только побеждать, но и проигрывать.

4.    В марте - апреле 2014 г. в нашем дошкольной  организации  прошла акция «Птичий дом» (совместно с организацией «Зеленый мир»).

  Участники акции: педагоги, родители, воспитанники ДОО.  Цели акции: пропаганда экологических знаний и природоохранительной деятельности среди дошкольников, родителей, педагогов ДОО г. Саранска; повышение интересов дошкольников к проблемам окружающей среды через творческую активность.

 Участники акции: дети совместно с родителями изготовили и прикрепили скворечники во дворе своего дома, на даче. Экологическая  акция проходила под девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

2014 – 2015 уч. год

  1. В рамках проведения месячника по семейному воспитанию «Вместе дружная семья» в ноябре 2014 г. года в детском саду была проведена семейная спортивная Спартакиада «Мама, папа, я – вместе дружная семья!» (совместно с родителями воспитанников подготовительной к школе группы).

Подготовили и провели мероприятие инструктор по физической культуре Круглова Наталья Алексеевна и воспитатели высшей квалификационной категории Ларькина Мария Николаевна, Порткина Светлана Александровна.

В ходе проведения развлечения решались следующие задачи: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту; осмысливать и решать задачи, возникающие в непредвиденной ситуации; развивать физические качества дошкольников: силу,  выносливость, быстроту,  смелость, ловкость, уверенность; воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, формировать мышечно-двигательные навыки; развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений; воспитывать доброту и взаимовыручку в команде.

  1. В декабре 2014 г. в целях закрепления представлений о том, что главное в жизни человека - это здоровье; улучшения работы по взаимодействию с родителями, активизации  позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада, расширять знания о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья в ДОО был организован и проведен физкультурно – оздоровительный досуг в средней группе «Дорожки Здоровья» (инструктор по физической культуре Круглова Наталья Алексеевна., воспитатель Гришунина Людмила Васильевна).
  2. Весенняя Неделя Добра (ВНД) - ежегодная общероссийская неделя добровольцев  проводится в России с 1997 года в третью или четвертую неделю апреля .

 В целях распространения идей, ценностей и практики добровольчества; активизации созидательного добровольческого потенциала; вовлечения молодежи в социальную практику, укрепления сотрудничества между школой и дошкольным учреждением  30 апреля 2015 г. в нашем детском саду прошло праздничное мероприятие в рамках акции «Неделя добра». К воспитанникам и родителям МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» пришли волонтеры  - завуч Калитина Людмила Ивановна и старшеклассники школы №27. Волонтеры подготовили для дошкольников плакаты, рисунки, поделки весенней тематики. Сюрпризом для дошколят стали скворечники, изготовленные и ярко, красиво оформленные волонтерами. Наши воспитанники подготовили небольшой концерт: прозвучали стихи и песни о весне, о Родине, о Дне Победы. (сотрудничество)

  1. 8 августа 2015 г. в Пролетарском районе городского округа Саранск была проведена семейная Олимпиаде спортивных семей, в которой принимали участие мамы, папы, дети, посещающие дошкольные учреждения и школы.Наше дошкольное учреждение представила команда семьи Забатуриных: мама - Елена Викторовна, папа - Сергей Геннадьевич, братья Илья и Артем.  Наша команда заняла почетное 4 место. Всем участникам вручили дипломы и сладкие призы.

2015-2016 уч. год

  1. В рамках проведения месячника по семейному воспитанию «Вместе дружная семья» 24 ноября 2015 года в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» прошел открытый просмотр физкультурного досуга «Движение – это жизнь!» (совместно с родителями воспитанников средней группы).

Подготовили и провели занятие инструктор по физической культуре первой квалификационной категории Круглова Наталья Алексеевна и воспитатели высшей квалификационной категории Ларькина Мария Николаевна, Порткина Светлана Александровна.

  1. Ежегодно 15 мая с 1993 года отмечается Международный день семьи. В целях формирования представлений о семейных нравственных ценностях, преемственность духовных традиций поколений,  воспитания любви к своим родственникам 18 мая 2016 года в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»  в рамках Международного дня семьи были проведены  следующие мероприятия:
  1. Изготовления ромашек – символа семьи  и вручение родителям, сотрудникам и гостям дошкольного учреждения.
  2.  Выставка совместных рисунков «Наша дружная семья»
  3. Конкурс рисунков на асфальте «Семь Я!».

4. Физкультурный праздник «Мама, папа, я – здоровая семья!» и другие мероприятия.

  1. К Первомаю в городе Саранске были приурочены профсоюзные акции “Чистота и забота - детским садам!”. Акция проводилась совместно с педагогичес4ким коллективом и родителями. В рамках  акции нашей дошкольной организации оказали помощь по благоустройству территории студенты учебных групп 3 ЭО (куратор – Потанина Татьяна Федоровна), 3 ПКС (куратор - Потанина Игорь Николаевич) ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники им. А.И.Полежаева». Волонтеры потрудились на славу – окапывали деревья и кустарники, клумбы.

Администрация МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в лице заведующей Светланы Владимировны Семтиной выразила благодарность участникам акции с вручением благодарственных писем и высказала пожелание о дальнейшем сотрудничестве.

2016-2017 уч. год

      1.  В рамках проведения праздника, посвящённого Дню матери, с целью бережного отношения к женщине, укрепления семьи, в дошкольной организации проведены следующие мероприятия: в группах были проведены фотовыставки «Маму милую свою, очень сильно я люблю»,  «Моя мама лучше всех»,  проведены консультации для родителей «День матери в России», воспитанники совместно с педагогами изготовили сувениры к празднику, выразили свою любовь к мамам в рисунках и пожеланиях.  

  1. Воспитание дошкольника в духе уважения к старшему поколению, формирования желания у подрастающего поколения помогать и заботиться о близких людях, пожилых людях - основная цель проведения общегородского месячника пожилых людей, который проходил в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в октябре 2016 г. в музыкальном зале прошел концерт «Согреем ладони, разгладим морщины». В празднике принимали участие педагоги, воспитанники семейных подготовительной к школе группы, бабушки и дедушки воспитанников, ветераны педагогического труда.
  2. В рамках проведения Месячника по формированию здорового образа жизни 25 января 2017 года в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления  был  проведено физкультурно-оздоровительное досуг «Любит спорт моя семья- любит папа, мама, я!» совместно с родителями воспитанников старшей группы.

Подготовили и провели занятие инструктор по физической культуре Липатова Светлана Витальевна, воспитатели старшей группы Порткина Светлана Александровна и Ларькина Мария Николаевна, музыкальный руководитель Тюшева Татьяна Александровна.

  В ходе проведения досуга решались следующие задачи: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту; развивать память, внимание; развивать способности коммуникативного общения; способствовать развитию положительных эмоций и чувств; воспитывать в детях осознание доли собственного участия в создании тёплых семейных отношений; воспитывать уважительное и бережное отношение к маме и папе; доставить удовольствие и радость от общения.

4.С целью привлечения внимания родителей к проблеме профилактики детского дорожно – транспортного травматизма и необходимости применения светоотражающих элементов на одежде детей  26 января 2017 г.  в подготовительной к школе группе МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»  было проведено интеллектуально – спортивное развлечение  по правилам дорожного движения «Фликер – яркий маячок». Мероприятие проходило совместно с родителями воспитанников. Подготовили и провели мероприятие воспитатель высшей квалификационной категории Светлана Викторовна Шахоткина, инструктор по физической культуре Светлана Витальевна Липатова, музыкальный руководитель Тюшева Татьяна Александровна. В мероприятии приняла участие Дания Шамильевна  Плешачкова , инспектор ГИБДД. Она ещё раз напомнила родителям о том, что они – главный пример для детей. И именно родителям необходимо заботиться о поведении и здоровье маленьких пешеходов и пассажиров.

2017 – 2018 уч. год

  1. В ноябре  2017 г. в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления было проведено общее родительское  собрание «День правовой помощи детям».

Капитан полиции Якунина Дмитрий Владимирович, инспектор по делам несовершеннолетних  ОП №4 УМВД РФ ознакомил родителей с законодательными актами, обеспечивающими защиту прав и достоинств ребенка (Конвенцией ООН о правах ребенка, Уголовным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»). Родители задавали вопросы по данной тематике. Инспектор по делам несовершеннолетних провел консультирование граждан по вопросам детско-родительских отношений на базе ДОО.

2. 3 марта 2018 г. на площади Коваленко (Пролетарский район г. Саранска) прошёл общегородской День Здоровья. В программе мероприятий прошли соревнования среди семей «Папа, мама, я – спортивная семья!» В соревнованиях принимали участия семьи, воспитанники которых посещают дошкольные организации и школы Пролетарского района.

Все участники соревнований были награждены Дипломами Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск, сувенирами.  

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления представляла команда семьи Липатовых – папа Василий Иванович, мама Светлана Витальевна, дети Владимир и Дарья.

3.  Городская акция «Чистый город» проходит ежегодно с 1 апреля по 1 ноября, а мы активно подключаемся: сотрудники,  родители,  дети -  убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем. Участвуя в акции «Чистый город», каждый житель Саранска вносит свой вклад в дело благоустройства любимого города!

Педагоги, воспитанники, родители нашей дошкольной организации  принимают активное участие в республиканских и городских мероприятиях:

Участие педагогов

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

 в конкурсах, соревнованиях различного уровня

Название конкурса

Дата проведения

Количество педагогов

Результат участия

Международный уровень

-

-

-

-

Российский уровень

Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России»

2015 г.

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Всероссийский реестр «Книга Почета»

2015 г.

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

IV Всероссийский конкурс «Радужные облака»

Март – апрель 2016 г.

Порткина С.А.

Капкова Н.И.

Ефанова В.Н.

Ларькина М.Н.

Победитель

3 степени

Победитель

2 степени

Победитель

1 степени

Победитель

1 степени

Всероссийский проект «Воспитатель.ру»

16.11.2016 г.

Иванова М.В. -воспитатель

1 место

III Всероссийский конкурс «Воспитатели России»

08.2017

Шахоткина С.В. – воспитатель –

участник

Открытый публичный конкурс среди ДОО субъектов РФ на лучшую модель (практику), обеспечивающую доступность дошкольного образования, номинация «Здоровый ребенок – здоровая нация»

10. 2017 г.

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Участие

Центр Всероссийского и международного онлайн тестирования. Блиц – олимпиада «Воспитание культуры гигиены у дошкольников»

10.2017 г.

Ефанова В.Н. – воспитатель –

победитель 1 степени Международного уровня

Конкурс »Мой детский сад» (организационный комитет Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста»)

13.02.2018

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Участие

Всероссийский конкурс «Безопасность дошкольника на дороге: как ее обеспечить?»

Номинация:         «Совершенствование содержания, форм и технологий работы с детьми дошкольного возраста»

01.03.2018

Шахоткина С. В.,       воспитатель

участие

Республиканский уровень

Республиканский конкурс среди образовательных учреждений РМ «Электробезопасность глазами детей»

2014 г.

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Благодарность        коллективу МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»  - за активное участие

X  Республиканский конкурс детско – юношеского творчества по пожарной безопасности

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Шахоткина С.В. - воспитатель

Грамота за активное участие

Республиканский смотр – конкурс «Зеленый огонек» номинация «Дошкольные образовательные организации»

2015 г.

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Шахоткина С.В. - воспитатель

3 место

Республиканский фотоконкурс «Безопасное движение – это..»

17.03.2017

Воспитатели  - Ларькина М. Н., Порткина С. А.

Шахоткина С.В.

Клейменова М.В.

участие

V Республиканский экологический конкурс «Птичий дом»

04.2017

Коллектив МАДОУ

Номинация «Городские детские сады» - 2 место

Республиканский конкурс дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ социально-педагогической направленности

04.2018

Кислякова О.Ю. – старший воспитатель

Тюшева Т.А. – музыкальный руководитель

Ларькина М.Н., Порткина С.А., Иванова М.В., Капкова Н.И.,  Шахоткина С.В. –воспитатели

Участие педагогов

Муниципальный уровень

Городской конкурс на противопожарную тематику «Внимание, огонь!»

2012 г.

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

3 место

Городской конкурс «Опасности, которые меня окружают!»

2012 г.

Ларькина М.Н., Порткина С.А. - воспитатели

3 место

Городской конкурс «Огонь – друг, огонь – враг!»

2013 г.

Ларькина М.Н., Порткина С.А. - воспитатели

1 место

Городской конкурс  наглядной информации для родителей «Безопасное детство»

2013 г.

Иванова М.В., Кантеева В.П. - воспитатели

3 место

Городской конкурс «Опасности, которые меня окружают!»

2012 г.

Гришунина Л.В., Шахоткина С.В. - воспитатели

2 место

Городской конкурс «Мир глазами детей»

2013 г.

Шахоткина С.В. - воспитатель

1 место

Городской конкурс лучшего сценария народного (национального) праздника

Март 2016 г.

Ларькина М.Н., Порткина С.А. - воспитатели

3 место

Городской конкурс методических разработок по ознакомлению с мордовским фольклором «Вечкевикс мастор»

2014 г.

Ларькина М.Н., Порткина С.А. - воспитатели

3 место

Городской конкурс методических разработок по ознакомлению с мордовским фольклором «Вечкевикс мастор»

2014 г.

Капкова Н.И.- воспитатель

3 место

Городской конкурс на создание эмблемы конкурса «Саранск – город детей – город семей»

08.2016 г.

участие

Забатурина Е.В. - воспитатель

Городской конкурс детского творчества                                                              «Сохраним мордовские леса»

10.2016

Призер номинации «Лучшая дошкольная организация по сбору макулатуры»

Коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Городской конкурс наглядной информации

«Экологическая копилка»

05.2017

Воспитатели – Забатурина Е. В., Ефанова В.Н.

Иванова М. В., Кантеева В. .

Ларькина М. Н., Порткина С. А.

участие

3 место

Творческий конкурсе, посвященном Чемпионату Мира по футболу FIFA 2018 в России

«Саранск – город футбола»

05.2017

 воспитатели –

Ефанова В. Н., Забатурина Е. В.,

Шахоткина С.В.

участие

Городской конкурс детского творчества

«Мы дети твои – Россия»

05.2017

 Воспитатели -Гришунина Л. В.

Шахоткина С.В.

участие

Благотворительная ярмарка – выставка творческих работ

01.06.2017

Коллектив МАДОУ

участие

Городской конкурс детского творчества                                                              «Сохраним мордовские леса»

11.2017

Участие в  номинации «Лучшая дошкольная организация по сбору макулатуры»

Коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Благотворительная ярмарка – выставка творческих работ

01.06.2018

участие

Коллектив МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Участие воспитанников

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» в конкурсах, соревнованиях различного уровня

Название конкурса

Дата проведения

Количество детей

Результат участия

Республиканский уровень

Республиканский конкурс чтецов

19-22.05.2015

Юсупова Софья

Солодовникова Мария

Логинов Максим

1 место

1 место

1 место

X Республиканский конкурс детского творчества «Святыни земли мордовской»

04.2015

Горбунова Дарья

Кузнецова Александра Негря Полина

Тяпкин Егор

 Кошелева Полина

участие

Региональный этап  XIII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»

10.2017 г.

Панфилова Софья, Юткина Дарья, Белкина Дарья, Ефимова Дарина, Захватова София

Участие

Республиканские соревнования по беговелам

24.12.2017

Становкин Макар – 3 место

Республиканская неделя информационных технологий.  Конкурс по робототехнике ROBOLEVELS

2-7.04.2018

Становкин Макар – призер

Муниципальный уровень

Фестиваль – конкурс детского творчества «Планета детства»

2015

Вокальный ансамбль «Колокольчик» - воспитанники подготовительной к

школе группы

Хореографический ансамбль «Маленькая страна – воспитанники  кружка ритмики

Диплом

II степени

Участие

Городской фестиваль - конкурс детского творчества «Планета детства» среди МДОУ г.о. Саранск

2016

Хореографический ансамбль «Маленькая страна – воспитанники  кружка ритмики

Участие

Физкультурно – спортивный комплекс среди детей дошкольных учреждений г.о. Саранск «К стартам готов!» (I ступень ГТО)

2015

воспитанники подготовительной к школе группы – 10 человек

2 место

Городской конкурс спортивный семей Пролетарского района, посвященному празднованию Дня Физкультурника

08.08.2015 г.

Семья Забатуриных  -

2 детей

4 место

Городской конкурс «Мир глазами детей»

2013 г.

Семья Забатуриных  (мама и ребенок)

3 место

Городской конкурс «Мир глазами детей»

2013 г.

Семья Гречка  (мама и ребенок)

1 место

Городской конкурс «Огонь – друг, огонь – враг!»

2013 г.

Воспитанники подготовительной к школе групп. – воспитатель

 Шахоткина С.В.

3 место

Городской конкурс детских рисунков «Лекарства будущего»

16.11.2015 – 11.12.2015

2 детей

Участие

Городской конкурс на создание эмблемы конкурса «Саранск – город детей – город семей»

08.2016 г.

участие

1.Варюхин Георгий с мамой

2.Долматова Полина с мамой

Городской конкурс детского творчества                                                              «Сохраним мордовские леса»

10.2016

участие

участие

участие

призер

победитель

участие

участие

участие

участие

1.воспитанница

Сержантова Мария,

2. воспитанница

Федоткина  Полина,

3. воспитанница

Архипова Ева,

4. воспитанница

Аристова Лиза

5. воспитанник

Никишев Иван

6.воспитанник

Постнов Ярослав

7.воспитанник

Игушкин  Ярослав

8. воспитанник

Голышев Роман

Конкурс детских рисунков «Завод «Биохимик» глазами детей»

11.2016

Воспитанница Князева Ольга,

воспитатели Ефанова В.Н., Забатурина Е.В.

Городской конкурс

«Заповедная природа Мордовии»

02.2017

участие

1. воспитанница

Сержантова Мария

2.воспитанница Артамонова Ульяна

3. воспитанница

Саттарова Алина

4. воспитанница

Юткина Дарья

Творческий конкурсе, посвященном Чемпионату Мира по футболу FIFA 2018 в России

«Саранск – город футбола»

05.2017

 участие

2 место

1. Воспитанник – Гридасов Владимир, мама – Гридасова  Светлана Викторовна

2. Воспитаннца – Капкова Арина, мама – Капкова Юлия Владимировна

3. Воспитанник – Фараджов Рустам, мама – Фараджова  Гуля Азис кезе, папа – Фараджов  Сарван Рустам оглы

Городской конкурс детского творчества

«Мы дети твои – Россия»

05.2017

 участие

1.Воспитанник – Солодовников Константин, мама – Солодовникова Галина Анатольевна

2. Воспитанник Макеев Матвей, мама Макеева Надежда Николаевна

Городской конкурс детского творчества                                                              «Сохраним мордовские леса»

11.2017

Участие в  номинациях «Конкурс плакатов и рисунков», «Конкурс флористических работ» (Ефимова Дарина, Дворянцев Иван, Ковалева Вика,  Солодовников Константин, Кудашкина Алена, Королев Глеб)

Этнокультурный смотр – конкурс художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов»

11.2017

Хореографический ансамбль «Танцевальная мозайка» - победитель в номинации «Хореография»

Спортивное мероприятие по фигурному катанию на коньках «Юные звездочки»

19.12.2017

Тяпкина Виктория – участие

Соревнования среди семей Пролетарского района городского округа Саранск «День здоровья»

03.03.2018

Семья Липатовых

Диплом за спортивные достижения и добросовестное отношение к фигурному катанию на коньках

26.04.2018

Тяпкина Виктория

Открытое Первенство г.о. Саранск по спортивной гимнастике

2017

Становкин Макар – 3 место

III фестиваль – конкурс детского творчества «Планета детства» среди ДОО г.о. Саранск

29.05.2018

Хореографический ансамбль « Танцевальная мозаика», вокальный ансамбль «Колокольчик» (подготовительная к школе группа)

 Анализ результативности

    Результаты педагогической диагностики  образовательного процесса показали, что организованная таким образом воспитательно - образовательная работа положительно влияет на расширение и закрепление знаний и умений по обучению детей основам безопасного поведения в ДОО, семье, природе, социуме, формировании здорового образа жизни. К концу года многие дошкольники улучшили свои показатели физического развития. Выполнение программы по реализации образовательных областей в 2018-2019 уч. году составило: ОО «Физической развитие» (физическая культура) - 92%, «Физической развитие» (ЗОЖ) - 90%, ОО «Социально коммуникативное развитие» (основы безопасного поведения» -  89%. Мониторинг здоровья дошкольников  показал заболеваемость на одного ребенка 8,1. Повысилась педагогическая культура педагогов и родителей воспитанников; установлено  сотрудничества со школой и  другими учреждениями.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Опыт работы педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»  по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» апробировн в работе МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» и не вызывает трудностей при использовании другими педагогами.

Адресные рекомендации по использованию опыта

  Опыт работы педагогов по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» обобщен в дошкольном учреждении и размещен на сайте дошкольного учреждения, на личном сайте педагогов. Опыт педагогического коллектива известен   на уровне города и республики.

Выступления педагогов на конференциях, семинарах различного уровня

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

№ п/п

Дата

Место представления опыта

Название мероприятия

Тема  выступления

ФИО, должность

РОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ

1.

2014

(http://конф.net)

Всероссийская научно – практическая конференция «Современное дошкольное и начальное образование: теория и практика»

«Воспитание и оздоровление детей раннего дошкольного возраста в период адаптации»

Ефанова В.Н., воспитатель

2.

3-5. 12.

2014 г.

ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО

V Всероссийский форум «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития»

«Организация здоровьесбрегающей деятельности в системе дошкольного образования»

Забатурина Е.В.,

воспитатель

3.

30.03.

2016 г.

МГПИ

 им. М.Е. Евсевьева

Межрегиональный научно – практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования»

«Игра – экспериментирования с воспитанниками младшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности»

«Интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» в условиях внедрения ФГОС ДО»

«Использование методов песочной терапии в оздоровительной работе с дошкольниками»

Кислякова О.Ю. - старший воспитатель

Порткина С.А.,

Ларькина М.Н.,

Шахоткина С.В. - воспитатели

4.

2-3. 06.

2016 г.

МГПИ им. М.Е.Евсевьева

Международная научно – практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых «52 Евсевьевские чтения» -

«Технология экспериментально – исследовательской деятельности как средство повышения качества экологического образования»

«Изотерапия в жизни дошкольников»

«Система обучения дошкольников правилам дорожной безопасности»

Порткина С.А.,

Ларькина М.Н.,

Шахоткина С.В. - воспитатели

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

2.

19.04.

2013 г.

ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО»

Круглый стол «Совершенствование профессиональной деятельности инструктора по физической культуре»

«Использование здоровьесберегающих технологий в рамках работы кружка «Будь здоров!» для часто болеющих детей»

Круглова Н.А., инструктор по физической культуре

3.

26.04.

2013 г.

ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО»

Круглый стол «Совершенствование профессиональной деятельности музыкального руководителя»

«Развитие и оздоровление дошкольников средствами ритмопластики»

Тюшева Т.А., музыкальный руководитель

4.

28.11.

2013 г.

ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО»

Республиканская научно- практическая конференция «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития»

1.«Использование арт – терапии в оздоровительной работе с дошкольниками»

2. Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства групп раннего возраста»

3. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников при взаимодействии ДОУ и семьи».

Иванова М.В.,

 Ефанова В.Н.,

Шахоткина С.В. – воспитатели

5.

16.04.

2014 г.

ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО»

«Круглый стол» для слушателей КПК

  1. «Оздоровительная а с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
  2. «Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности»
  3. «Организация игр с правилами с детьми дошкольного возраста»
  4. Проверка знаний по правилам дорожной безопасности у дошкольников с использованием перфокарт»

Ефанова В.Н.,

Клейменова М.В.,

Порткина С.А,

Шахоткина С.А. - воспитатели

6.

18.08.

2014 г.

ГБОУ ДПО ПК (С) «МРИО»

КПК воспитателей «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» -

мастер - класс

«Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада»

Ефанова В.Н.,

Клейменова М.В.,

Порткина С.А,

Шахоткина С.А. - воспитатели

7.

19.12.2016

ГБУ ДПО «МРИО»

Педагогическая трибуна «Организация физкультурно – оздоровительной работы в системе современного дошкольного образования»

«Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей от 3 до 7 лет»

инструктор по физической культуре Липатова С.В.

8.

02.03.2017

ГБУ ДПО «МРИО»

Образовательный форум «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы»

«Современные подходы к оздоровительной работе с детьми младшего возраста»

«Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности»

воспитатели

 Ефанова В.Н., Шахоткина С.В.

9.

19.05.2017

(ГБУ ДПО «МРИО»)

«Круглый стол»

 «Обновление содержания дошкольного образования»

«Формирование основ противопожарной безопасности у дошкольников»

воспитатель Клейменова М.В.

10.

05.2018

ГБУ ДПО «МРИО»

Образовательный форум

«Социально – нравственное воспитание детей  в семье»

Забатурина Е.В. – воспитатель

11.

02.2018

 ГБУ ДПО «МРИО»

Образовательный форум

«Система музыкально – оздоровительной работы на музыкальных занятиях»

Тюшева Т.А. – музыкальный руководитель

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1.

08. 2012 г.

МДОУ №79

Августовское секционное совещание для воспитателей  МДОУ, МАДОУ г.о. Саранск

«Осуществление мониторинга усвоения образовательной программы среди воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГТ».

Гришунина Л.В., воспитатель

2.

03.09.2013 г.

МДОУ №78

Августовское секционное совещание для медицинских сестер МДОУ, МАДОУ г.о. Саранск

«Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ с учетом ФГТ»

Челмакина Г.С., старшая медицинская сестра

3.

29.01.2013 г.

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Заседание ГМЦ для воспитателей МДОУ, МАДОУ г.о.Саранск

«Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в воспитании здорового ребенка, в воспитании основ безопасности жизни и валеологическая культура взрослых и детей»

Семтина С.В., заведующая МАДОУ №41, Ефанова В.Н., воспитатель, Капкова Н.И., воспитатель, Шахоткина С.В., воспитатель

4.

19.02.2013 г.

МДОУ №124

Проблемный семинар для воспитателей МДОУ, МАДОУ г.о.Саранск

«Создание здоровьесберегающего пространства в группе раннего возраста»

Ефанова В.Н., воспитатель

5.

16.04.

2013 г.

МДОУ №32

Профильный консультативный пункт для инструкторов по физической культуре МАДОУ, МДОУ г.о.Саранск

. «Использование здоровьесберегающих технологий в рамках работы кружка «Будь здоров!»

Круглова Н.А., инструктор по физической культуре

6.

29.08.

2014 г.

МАДОУ №21

Августовское секционное совещание для воспитателей  МДОУ, МАДОУ г.о. Саранск

Мастер – класс «Психолого педагогическое сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с родителями»

Ефанова В.Н., воспитатель

7.

28.02.

2014 г.

МАДОУ №4

Профильный консультативный пункт для начинающих воспитателей МАДОУ, МДОУ г.о.Саранск

«Организация детской игровой деятельности в ДОУ»

Порткина С.А., воспитатель

8.

10.11.2017

 МДОУ «Детский сад №120

Городской семинар – практикум «Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя в дошкольной организации»

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Тюшева Т.А. – музыкальный руководитель

9.

12. 2017

МДОУ № 125

Городской семинар для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в раннем развитии коммуникативных и художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Игра – драматизация – как средство развития детей младшего дошкольного возраста»

Ефанова В.Н. – воспитатель

   

 Наглядное приложение:

Инновационность - это сложный процесс, представляющий собой «цепь» взаимосвязанных и сознательно инициируемых изменений, возникших в результате творческого акта, имеющий социальную значимость и воплощающийся в реальную образовательную практику для удовлетворения уже существующих потребностей или возникающих новых потребностей.

Анализ продуктов инновационной деятельности за отчетный период, созданных в результате решения задач инновационной деятельности МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления», позволяет сделать вывод о соответствии их понятию «инновация». Представленные продукты соответствуют современному уровню теории и практики, представляют собой систему своеобразного сочетания известного и авторского, модификацию, имеющую в совокупности признаки инновационности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Проблема формирования культуры  здоровьесбережения  у дошкольников является социально значимой и выступает в качестве главного приоритета внутренней политики государства, о чем свидет...

Консультация для родителей. "Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл.  Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось...

Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...