Проект "Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
материал

Мария Андреевна Малыгина

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Основание для разработки

Федеральный уровень:

-Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (с изменениями от 31июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации");

-Национальная Доктрина образования в РФ;

-Стратегия развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года;

-Указ Президента РФ В.В. Путина от 21.07.2020 №474 ««О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

Региональный уровень:

-Региональная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 г.;

-Государственная программа ХМАО – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 г.»;

-Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа Югры» с изменениями в распоряжении от 20.05.2016 г. № 253-рп.

Участники

проекта

-дети дошкольного возраста;

-педагог системы дошкольного образования ХМАО-Югры (Малыгина М.А.)

-педагоги системы дошкольного образования ХМАО-Югры

- родители.

Цель проекта

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.

Вид проекта

практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта

Проект реализуется в течение учебного года.

Долгосрочный проект (сентябрь 2021г. – май 2022г.)

Принципы и подходы к созданию проекта

Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнёра, который умеет интересно играть».

Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании инновационного метода проектной деятельности, презентаций, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями.

Содержание проекта

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание оборудования для сюжетно-ролевых игр и дополнение игровых зон.

Ожидаемые результаты

 Ребенок договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.

Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

Объяснять правила игры сверстникам.

Сопровождение при внедрении проекта

Разработчики оставляют за собой право осуществлять методическую поддержку педагогическим работникам и дошкольным образовательным организациям в форме проведения вебинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов и др., а также осуществлять координацию деятельности по внедрению  Программы в образовательный процесс.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr._igry.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»

Проект «Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

                                                                               

Автор: Малыгина М.А.

                                                                  Воспитатель 1 квалификационной категории

2018-2019 уч.год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Основание для разработки

Федеральный уровень:

-Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (с изменениями от 31июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации");

-Национальная Доктрина образования в РФ;

-Стратегия развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года;

-Указ Президента РФ В.В. Путина от 21.07.2020 №474 ««О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

Региональный уровень:

-Региональная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 г.;

-Государственная программа ХМАО – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 г.»;

-Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа Югры» с изменениями в распоряжении от 20.05.2016 г. № 253-рп.

Участники

проекта

-дети дошкольного возраста;

-педагог системы дошкольного образования ХМАО-Югры (Малыгина М.А.)

-педагоги системы дошкольного образования ХМАО-Югры

- родители.

Цель проекта

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.

Вид проекта

практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта

Проект реализуется в течение учебного года.

Долгосрочный проект (сентябрь 2028г. – май 2019г.)

Принципы и подходы к созданию проекта

Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнёра, который умеет интересно играть».

Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании инновационного метода проектной деятельности, презентаций, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями.

Содержание проекта

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание оборудования для сюжетно-ролевых игр и дополнение игровых зон.

Ожидаемые результаты

 Ребенок договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.

Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

Объяснять правила игры сверстникам.

Сопровождение при внедрении проекта

Разработчики оставляют за собой право осуществлять методическую поддержку педагогическим работникам и дошкольным образовательным организациям в форме проведения вебинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов и др., а также осуществлять координацию деятельности по внедрению  Программы в образовательный процесс.

Актуальность темы:

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.

Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность работать в команде.  Находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.  И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором ребенок бы мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность.

Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, настольные игры, дидактические. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это моторно-двигательная, строительная, для девочек - зона игры с куклами, зона игры с машинами для мальчиков.

Регулярное проведение совместных игр обогатит детей новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

Цель: 

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

1. Развитие игровой деятельности детей;

2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.

6. Развивать речевую активность у детей.

7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.

План работы

Сентябрь

1. Изучение литературы по теме самообразования.

2. Написание плана работы на год.

3. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.

4. Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в среднем дошкольном возрасте».

5. Анкетирование для родителей «Во что играют дети дома?»

5. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте».

Октябрь 

1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».

2.  «Сюжетно - ролевая игра «Магазин игрушек».

3. Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника».

4. Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.

Ноябрь 

1. Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться».

2. Просмотр видеофильма по теме «Профессии взрослых людей»

3. Игровое упражнение: «Накрой на стол».

4. Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».

Декабрь

1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо».

3.Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская».

Январь

1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».

2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.

Февраль

1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».

2. «Знакомство с профессией библиотекарь» - экскурсия в сельскую библиотеку. 

3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек»

 Март

1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».

2.  Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».

Апрель

1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»

2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».

3.  Экскурсия по улице Победы (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, транспортом, пешеходами).  

4. Сюжетно-ролевая игра: «Я -  шофер, вы – пешеходы»

Май 

1. Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).

2. Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» (презентация)

Оптимальность и эффективность средств

Успешность сюжетно - ролевой игры зависит от предметно - игровой среды, последовательной и систематической организации игровой деятельности, активного использования методов и приёмов обучения детей игровым действиям.

Формы и методы руководства сюжетно - ролевой игрой должны быть направлены на формирование игры как деятельности.

В своей работе стараюсь чётко следовать принципам организации сюжетной игры:

Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнёра, который умеет интересно играть».

Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании инновационного метода проектной деятельности, презентаций, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями.

Формы и методы работы

Формы

Методы

Целевые прогулки

Дидактическая игра

Развлечения, праздники

Наблюдение

НОД

Беседа

Инсценирование

Создание проблемной ситуации

Выставка

Чтение художественной литературы

Встречи с людьми разных профессий

Заучивание стихов

Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями.

В течении полу года мною были подготовлены и проведены:

1.  Мною были оформлены центры для игр «Парикмахерская», «ПДД», «Аптека», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

2. Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде воспитателя», «Беседа о труде инспектора ГИБДД», «Мастера своего дела»).

3. Экскурсия в сельскую библиотеку.  «Знакомство с профессией библиотекарь»

4. Постоянно проводились сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская», «Семья», «Больница», «В гостях у куклы Кати» и др. Игровое упражнение: «Накрой на стол».

5. Организация самостоятельных сюжетно – ролевых игр (Больница, салон красоты, строители, автобус и другие).

6. Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Я хочу быть воспитателям», «Моя мама продавец»).

7. Дидактические игры («Кому что нужно для работы», «Профессии»)

8. Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»

9. Анкетирование для родителей «Во что играют дети дома?»

10. Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Учим ребёнка общаться». Было предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль).

Результативность опыта.

 Работая по данной теме, дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но учу улаживать их самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развитие детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плеч...

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"...

«Развитие ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Актуальность: коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности...

Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Цель:Создание условий для социализации дошкольниковчерез сюжетно-ролевую игру. Задачи:-Развивать содержание игр, отражающих социальную действительность.-Воспитывать нравственные чувства, дружески...

План по самообразованию«Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

laquo;Социализация детей среднего  дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...

план по самообразованию "Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь иначинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в...