Самообразование на тему: «Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
учебно-методический материал (средняя группа)

Серас Инна Напаевна
 Самообразование на тему:
«Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024.docx56.78 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                                 ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                                АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО

                                                              РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт - Петербурга

 Самообразование на тему:

«Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Выполнила: воспитатель средней группы

Серас Инна Напаевна

Санкт – Петербург

2024

 

Актуальность темы:

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.

Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность работать в команде.  Находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.  И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором ребенок бы мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность.

Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, настольные игры, дидактические. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это моторно-двигательная, строительная, для девочек - зона игры с куклами, зона игры с различными автомобилями для мальчиков.

Регулярное проведение совместных игр обогатит детей новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

Цель:

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

1. Развитие игровой деятельности детей;

2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.

6. Развивать речевую активность у детей.

7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.

Продолжительность самообразования: краткосрочный (9 месяцев)

Участники самообразования: дети средней группы, воспитатели,  родители.

Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения цели самообразования:

- подбор необходимой литературы;

- подбор сюжетно-ролевых игр;

- составление картотеки сюжетно-ролевых игр в среднем возрасте;

- подбор наглядного материала (фотографии);

- создание условий для проведения   сюжетно-ролевых игр, игр - драматизаций.

План реализации :

1 этап - подготовительный:

- изучение методической литературы по данной теме;

- написание плана.

2 этап - основной

 - реализация самообразования через различные виды деятельности детей (занятия, прогулки, в повседневной жизни, праздники, развлечения, досуги, выставки).

– обучение игре.

Научить детей планировать игру,  преобразовывать сказки, выполнять различные роли, новые сюжето-сложения (например доктор - врач – добрый). Учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика). Учить располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.          Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора. Развивать качества организатора, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль. Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.

3 этап – заключительный:

- Самостоятельная игра.

Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка). Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами. Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.  Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

- Ожидаемый результат:

 

 Эффективность педагогического опыта (качественная оценка). Я считаю, что опыт работы  имеет положительный результат. У детей расширился кругозор знаний о профессиях   уважение к труду, развивается память. Внимание друг к другу. Коммуникативные и социальные навыки сформированы в целом на достаточном уровне. Сформированы положительные взаимоотношения между детьми.

План работы

Месяц

Сентябрь

1. Изучение литературы по теме самообразования.

2. Написание плана работы на год.

3. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.

4. Анкетирование для родителей «Во что играют дети дома?»

5. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в среднем  дошкольном возрасте».

Октябрь

1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».

2. Сюжетно - ролевая игра  «Магазин одежды».

3. Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника».

4. Драматизация русской народной сказки «Пых». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.

Ноябрь

1. Консультация  для родителей «Учим ребёнка общаться».

2. Игровое упражнение: «Накрой на стол».

3. Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».

4. Сюжетно-ролевая игра "Магазин мебели"

Декабрь

1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Разучивание с детьми игры-упражнения  на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Обратись к другу вежливо».

Январь

1. Беседа на тему: «Важные профессии».

2. Изготовление атрибутов для игры "Доктор"

3.Сюжетно-ролевая игра: «Доктор».

Февраль

1. Досуг «День защитника отечества».

2. Интервью с детьми: «Каким должен быть папа»

3. Сюжетно-ролевая игра:  «Я-водитель»

Март

1. Взаимодействие с родителями. Помощь в изготовлении атрибутов.

2.  Сюжетно-ролевая игра: «Семья.Идем в театр».

3. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Три медведя».

Апрель

1. Беседа- размышление: «Где прячется наше здоровье?»

3. Наблюдение за окнами Победы.  

4. Сюжетно-ролевая игра: "Космонавты"

Май

1. Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).

2. Самостоятельная игра.

 

Успешность сюжетно - ролевой игры зависит от предметно - игровой среды, последовательной и систематической организации игровой деятельности, активного использования методов и приёмов обучения детей игровым действиям.

Формы и методы руководства сюжетно - ролевой игрой должны быть направлены на формирование игры как деятельности.

Используемая литература:

Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».

Низаева Р. Ф. Социализация детей дошкольного возраста // Актуальные

исследования. 2020

Деркунская В.А., Харчевникова А.Н.: Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет. 2017

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.

Пятница Т.В. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - Мозырь: Белый ветер, 2004.

Мосалова Л.Л. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Детство-экспрес 2015

Абрамова Л.В. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников.Средняя группа. МОЗАИКА-2018

Шарыгина Т.А. "Общительные сказки" СФЕРА-2014

Кобзева, Александрова, Холодова: Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа. УЧИТЕЛЬ-2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование. Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

laquo;Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.Цель: Воспитывать дружеские о...

План по самообразованию«Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

laquo;Социализация детей среднего  дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...

План самообразования на тему: «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

План самообразования на тему:«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...

план по самообразованию "Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь иначинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в...