Математическое развитие детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
материал (средняя группа)

Мельникова Елена Карловна

 Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плечами приличный багаж жизненных навыков и знаний, в том числе - математических. Именно этот возраст формирует у детей элементарные математические представления.

          Объём элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста следует рассматривать в качестве основы познавательного развития, без освоения которого дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка этого возраста, направленная на математическое познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем играх.

           Взрослый должен создавать условия и игровую обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка среднего дошкольного возраста  в игровую деятельность с целью формирования элементарных математических представлений. Но при этом инициатива в развёртывании игры, игровые действия должны принадлежать ребёнку. А взрослый может  анализировать ситуацию, направлять процесс её развития, способствовать получению результата. Любой вид игровой деятельности при условии правильного руководства со стороны взрослого может привести к формированию элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте. И это не только развивающие игры математической направленности, но и творческие игры, в том числе сюжетно-ролевые.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математическое развитие детей среднего дошкольного         возраста через сюжетно-ролевые игры.

 Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плечами приличный багаж жизненных навыков и знаний, в том числе - математических. Именно этот возраст формирует у детей элементарные математические представления.

          Объём элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста следует рассматривать в качестве основы познавательного развития, без освоения которого дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка этого возраста, направленная на математическое познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем играх.

           Взрослый должен создавать условия и игровую обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка среднего дошкольного возраста  в игровую деятельность с целью формирования элементарных математических представлений. Но при этом инициатива в развёртывании игры, игровые действия должны принадлежать ребёнку. А взрослый может  анализировать ситуацию, направлять процесс её развития, способствовать получению результата. Любой вид игровой деятельности при условии правильного руководства со стороны взрослого может привести к формированию элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте. И это не только развивающие игры математической направленности, но и творческие игры, в том числе сюжетно-ролевые.

Современные малыши среднего дошкольного возраста куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Остаётся один выход – игра.  Игровая деятельность привлекала дошкольников во все времена, и в этом плане ничего не изменилось в наши дни!

          К счастью, формирование элементарных математических представлений вписывается в любое игровое действие, в том числе и в процесс организации сюжетно-ролевой игры. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. А уж если интерес к игре  появился, то появится и желание более тесно познакомиться с математикой. Второе – мы, взрослые,  должны организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно это касается сюжетно-ролевых игр, и особенно, если наша цель в этих играх -  формирование элементарных математических представлений. Без наглядности, без большого количества атрибутов, всевозможных предметов-заместителей в данной ситуации не обойтись.  

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие и интеллектуальные способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

          Без образовательного процесса в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – игра!

Сюжетно-ролевая игра на определенную тему осваивается детьми среднего дошкольного возраста поэтапно. Важное условие организации сюжетно-ролевых игр — предварительное формирование у детей определенных представлений об окружающей действительности, соответствующих лексической теме игры, для этого проводятся сюжетно-дидактические игры.  Подготовительная работа к сюжетно-ролевым играм с точки зрения математического развития заключается в формировании элементарных математических представлений с использованием игрового материала, который затем вводится в игровое действие. Это возможно сделать в познавательных беседах, в дидактических играх.

   После того как дети среднего дошкольного возраста усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, проводится сюжетно-дидактическая игра на заданную тему. Она разворачивается при непосредственном участии взрослого, который   не только принимает активное участие в игре, но и берет на себя наиболее сложную роль, требующую математических навыков.

       Далее в групповой комнате выделяется место для сюжетно-ролевой игры, где размещается кукольный уголок со всеми атрибутами для сюжетно-ролевой игры,  дети соотносят эти предметы между собой в соответствии с содержанием игры.

          Важно направлять сюжетно - ролевые игры для детей с целями формирования элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте с использованием косвенных методов, сохраняя при этом  самодеятельный и творческий характер игры.

         В организации и проведении сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста можно условно выделить три этапа.

1 этап - воспитатель направляет развитие сюжета, контролирует действия детей.

2 этап -  ведущую роль начинают выполнять дети, воспитатель принимает участие на второстепенных ролях.

3 этап - дети самостоятельно выбирают сюжет игры, разыгрывают роли, используют счетно-измерительные действия, а воспитатель наблюдает за игрой и лишь в некоторых случаях включается в игру.

         Развитие сюжета с учетом средств сюжетно-ролевой игры, применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей. Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-ролевых играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда.

          Для проведения сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста игровой материал подготавливается заранее. Целесообразно подключить к этому родителей.  Дети также с радостью участвуют в создании атрибутов для игры. У детей при этом развивается инициатива, и они получают чувство удовлетворения от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута. Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы во время сюжетно-ролевой игры внимание детей привлекала не только игровая сторона, но и математическая.  

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Кукольная посуда и тканевые салфетки. Эти атрибуты помогут формированию представлений о цвете, форме, размере. Можно посчитать сколько кукол посадили пить чай, сколько надо поставить чашек? Можно взять алгоритмы сортировки стола: карточки с обозначением столовых принадлежностей. Например, синий квадрат- салфетка синего цвета, желтый большой круг-желтая тарелка, маленький красный прямоугольник-красная кружка. Вариантов таких алгоритмов можно составить великое множество, что очень разнообразит игру и поможет ребенку закрепить представление о формах, размерах и цвете. Муляжи конфет. Фруктов и овощей пригодятся для закрепления представлений о счете, форме и величине. Сколько нужно конфет, чтобы все хватило? Сколько не хватает. Интересным атрибутом могут стать муляжи продуктов, которые можно делить на части, с их помощью дошкольник усваивает понятия «часть-целое».

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Одними из немало важных атрибутов для этой игры являются заколки, резинки. Как можно использовать все эти атрибуты для формирования математических представлений? Парикмахер в беседе с клиентом интересуется, какую прическу надо сделать: с длинными или короткими волосами, чёлку зачесать на правый или левый бок, сколько косичек или хвостиков сделать.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Развивающая среда для этой игры очень богата и разнообразна. С помощью «денег» для покупок, ребенок закрепляет состав числа, счет, формируется умение группировать, сравнивать, ребенок учиться использовать меры веса.

Сюжетно-ролевая игра «Строители»

Различные виды конструкторов, макеты домов, чертежи мостов, схемы различных построек, способствуют формированию знаний об объемных геометрических фигурах, ориентировке в пространстве, понятий «справа, слева, вверху, внизу», совершенствуется счет.

Отсюда можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра дает возможность детям использовать, закреплять, уточнять математические представления, полученные в процессе накопления жизненного опыта, совместной деятельности со взрослыми или непрерывной образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Актуальность: коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности...

Проект "Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

ПАСПОРТ ПРОЕКТАНаименование проекта«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».Основание для разработкиФедеральный уровень: -Федеральный закон №273-фз «...

Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Цель:Создание условий для социализации дошкольниковчерез сюжетно-ролевую игру. Задачи:-Развивать содержание игр, отражающих социальную действительность.-Воспитывать нравственные чувства, дружески...

План по самообразованию«Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

laquo;Социализация детей среднего  дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...

план по самообразованию "Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь иначинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в...

Самообразование на тему: «Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Самообразование на тему:«Социализация детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...