«Развитие ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
проект по развитию речи (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 53.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра
Проект
«Развитие ролевых связей
у детей среднего дошкольного возраста
через сюжетно-ролевую игру».
Подготовила: воспитатель
первой категории
Лесик И.А.
Жиздра, 2022 г.
Тема: «Развитие ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».
Срок реализации: 9 месяцев.
Актуальность: коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. О того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Проблемы межличностных отношений в дошкольной возрасте оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания.
ФГОС ДО предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, которые предполагают активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх, формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, достаточно хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания, возможность использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Результаты мониторинга на этапе завершения дошкольного образования показывают недостаточное развитие навыков социального взаимодействия, возникают трудности в различных социальных ситуациях при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Трудности в общении со сверстниками, как правило, выражаются в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
В дошкольном возрасте, при первоначальном становления личности ребенка, в общении со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Большое значение для развития ребенка дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.). Как пишет В.С. Мухина: «В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение». Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения.
Проблема: недостаточное развитие игровых умений у детей среднего дошкольного возраста, предметно-игровая среда не в полном объеме обеспечивает ребенку условия для саморазвития, проявления творчества, содержательного общения взрослых и детей. Отсутствует система мероприятий, направленная на развитие диалогической речи детей.
Гипотеза: предполагается, что развитие ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если использовать сюжетно-ролевую игру.
Объект исследования: процесс развития ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование сюжетно-ролевой игры в развитии ролевых связей.
Цель проекта: повышение педагогического мастерства по вопросу развития ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме самообразования.
2. Разработать диагностический инструментарий для выявления уровня развития коммуникативных навыков в игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
3. Пополнить РППС группы атрибутами к с/ролевым играм.
4. Разработать систему мероприятий по развитию ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности по развитию ролевых связей у детей.
6. Обобщить опыт работы.
Участники: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), родители, воспитатели.
Методы и технологии реализации проекта: здоровьесберегающие технологии, метод проекта; личностно-ориентированные технологии; ситуативные беседы с детьми, наблюдения, продуктивные виды деятельности; развивающие, проблемно-игровые и творческо-игровые ситуации, ИКТ-технологии.
Этапы и сроки реализации проекта.
Этапы | Содержание работы | Сроки реализации |
Подготовительный этап | Изучение методической литературы. Разработка диагностического инструментария, проведение диагностики. Разработка системы мероприятий по развитию ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру. | Сентябрь-октябрь, 2021 |
Практический этап | Пополнение РППС группы атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Внедрение сюжетно-ролевой игры в решение проблемных задач по развитию ролевых связей. Вовлечение родителей в совместную деятельность: анкетирование, разработка рекомендаций, оформление фотоальбома «Профессии наших родителей». | Ноябрь 2021 – апрель 2022 |
Обобщающий этап | Подведение итогов. Оформление результатов по теме. | Апрель, 2022 |
Рабочий план реализации проекта.
1. Поиск и анализ методической литературы по теме «Развитие ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».
2. Мониторинг детей по теме самообразования.
3. Разработка системы мероприятий по развитию ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
4. Пополнение РППС группы атрибутами к сюжетно-ролевым играм.
5. Анкетирование родителей, подбор наглядной информации по теме.
6. Оформление фотоальбома «Профессии наших родителей».
7. Мониторинг на конец года по теме самообразования.
8. Анализ образовательной работы с детьми и оформление продукта проекта.
Предполагаемый результат: качественно разработанная система мероприятий предполагает развитие ролевых связей, а далее – коммуникативных навыков.
Продукт проекта: пополнение РППС группы атрибутами к сюжетно-ролевым играм, оформление фотоальбома «Профессии наших родителей».
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.
Риски | Меры для минимизации рисков |
Отсутствие заинтересованности воспитанников в совместных играх из-за неумения поддержать ролевой диалог, проводить сюжетную линию | Применение эффективных игровых форм, вовлечение детей в совместную игровую деятельность. |
Недостаточная оснащенность РППС атрибутами к с/р играм | Пополнение РППС (совместно с детьми и родителями). |
Нежелание родителей принимать участие в совместной деятельности | Суметь замотивировать для дальнейшего сотрудничества. |
Дефицит времени для осуществления проекта | Разработать качественную систему мероприятий |
Форма отчёта: защита проекта. Ознакомление педагогов с продуктом проекта. Срок: апрель, 2022 г.
Теоретическое обоснование проекта
- Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей.
Особенности взаимоотношений сегодняшнего дошкольника с другими людьми определяются не только современными условиями его развития: техническим прогрессом, всеобщей компьютеризацией, но также родительскими и общественными установками. О.Е. Смирнова называет одной из негативных современных тенденций в дошкольном образовании стремление к раннему развитию детей и, как следствие, предпочтение дидактических игр, направленных на обучение, сюжетно-ролевой игре, развивающей эмоциональную и социальную сферу дошкольника. Д.И. Фельдштейн одной из негативных тенденцией нашего времени называет экранную зависимость. Нельзя не отметить, что в настоящее время вопросы развития коммуникативных навыков дошкольников являются проблемными и актуальными.
Речь – наиважнейшая психическая функция, благодаря которой человек выражает свои мысли и эмоции, самовыражается и входит в социум. Для того, чтобы речь выполняла присущие ей функции, необходимо полноценное усвоение всех компонентов языковой системы: лексической, грамматической, фонетико-фонематической, которое начинается с первых лет жизни ребенка.
Коммуникативная деятельность - понятие сложное и многогранное. Анализируя коммуникативною деятельность в группах детей дошкольного возраста мы пришли к выводу, что данная деятельность осуществляется на трех условных уровнях:
- уровень «Я - Я», или общение с самим собой, связан с самооценкой ребенка, осознанием своего места в детском коллективе, с тем, как он воспринимает и чувствует себя в группе детей;
2) уровень «Я - Он», или общение с партнером, показывает, насколько успешно ребенок общается один на один с другим человеком, умеет ли он слушать и слышать, может ли выражать и распознавать эмоции, способен ли он к эмпатическим проявлениям;
3) уровень «Я - Они», или взаимодействие с группой, показывает, насколько успешно ребенок может осуществлять деятельность в группе, в сотрудничестве между ее членами, умеет ли он вырабатывать общий план действий и следовать ему, предвосхищать и оценивать результат деятельности группы.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков - это процесс взаимодействия субъектов, приводящий к качественным преобразованиям структуры коммуникативной деятельности «в ходе установления личностных отношений и познания другого человека», позволяющий достичь наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами, с помощью осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией и непосредственного эмоционального контакта между людьми.
Современные исследования, раскрывающие особенности формирования и развития общения дошкольников, широко представлены исследованиями И.И. Иванец, посвященных речевой коммуникации детей. В своих работах исследователь рассматривает средства развития речевых коммуникаций дошкольников, делая вывод о том, что, к примеру искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения человека, позволяя познать и пережить ситуации, недоступные в его реальной жизни, дает возможность взглянуть на уже знакомую ситуацию с точки зрения другого человека, представляет эталоны разнопланового общения.
Непосредственно формированием коммуникативных навыков дошкольников занимались Л.Р. Мунирова, С.В. Проняева, Е.Г. Савина, О.С. Степина, О.А. Черенкова и др. Они отмечали, что отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности.
Именно развитие коммуникативных умений является «важнейшим направлением социально-личностного развития дошкольника».
В рамках внедрения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) развитие речи дошкольников приобретает первостепенное значение.
В связи с этим перед дошкольным образованием стоит важная задача, связанная с организацией условий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), которые бы удовлетворяли потребности ребенка-дошкольника в развитии и «способствовали его позитивной социализации».
Необходимо сказать о том, что педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками (В.А. Сохин, О.С. Ушакова) выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков дошкольников. К примеру, необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи является одним из таких недостатков. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей коммуникативных навыков: дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их. Другим видам диалогических реплик – «сообщению, побуждению и реакциям на них – внимания не уделяется, хотя без них не может быть полноценного диалога». Не освоив разнообразия диалогических реплик, отмечают лингвисты, ребенок не может усвоить и разнообразия их функций, страдают коммуникативные навыки.
Таким образом, коммуникативные навыки – это взаимодействие с другими людьми, умение находить компромисс, умение слушать и высказывать свое мнение. Проблема коммуникативного развития в дошкольном возрасте широко представлена в ФГОС ДО. Многочисленными исследователями доказано: опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Актуальность формирования коммуникативных навыков у дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.
2. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста
Коммуникативная функция - одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуаций по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь, как отмечают Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова, представляет собой вопросы, возникшие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования.
В среднем дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложнившаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
На протяжении дошкольного возраста продолжает расти словарный запас речи. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словаря непосредственно зависит от условий жизни и воспитания, индивидуальные вариации здесь более велики, чем в любой другой области психического развития.
Имеет свои особенности и развитие общения мальчиков и девочек. Общение мальчиков и девочек в четыре-пять лет носит особенный характер: с одной стороны, это общение по поводу игры, в которой строго распределены роли в зависимости от пола, с другой – это непосредственное общение со сверстниками. В первом случае в начале игры все роли классифицируются как роли для мальчиков и роли для девочек. Поляризация ролей четко выявляет выбор роли для мальчиков и для девочек. Но постоянно помнить друг о друге, что одни - мальчики, а другие - девочки, ребенок не может. Детская живая непосредственность берет свое: нередко дети играют друг с другом просто как сверстники, не заботясь о том, что они как бы нарушают половую индентификацию. И все-таки в среднем дошкольном возрасте ребенок открывает, что все люди делятся на мужчин и женщин: он обретает знание о том, к какому полу принадлежит он сам и как он должен действовать в той или иной ситуации.
В общении со сверстниками к 4-м годам складывается ситуативно-деловая форма и остается наиболее типичной до 6-летнего возраста. После 4-х лет у детей, особенно у тех, кто посещает детский сад, сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Главным содержанием коммуникативного общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество, которое следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие является сотрудничеством, потребность в котором становится главным для общения детей.
Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребёнок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнёров. В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало.
Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые - дети много разговаривают друг с другом, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остаётся преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
Итак, при развитии коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.
3. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста
Коммуникативные навыки дошкольника проходят этап от ситуативного общения (со взрослыми) к внеситуативному. Общение со взрослыми и сверстниками в сюжетно-ролевой игре облегчают формирование коммуникативных навыков дошкольников, так как в сюжетно-ролевой игре такой переход происходит легко и естественно. Планирование сюжетно-ролевой игры уже несет коммуникативную функцию. Навыки совместного планирования являются коммуникативными навыками.
Для формирования коммуникативных навыков необходимо подготавливать или совершенствовать игровую деятельность детей.
Важную роль в этом играет организация педагогом сюжетно-ролевой игры и ее руководство: предложение детям нового сюжета, роли, показ, как можно играть.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре формируется умение подчиняться правилам и следовать им, совместно планировать действия игры в общении и разворачивать игровое действие.
Коммуникативные навыки развиваются в сюжетно-ролевой игре по 2 направлениям: общение со сверстниками во время игры, организации ее и обсуждения, а также во время взятия на себя роли персонажа игры. Поэтому коммуникативные навыки выходят за рамки личностного общения.
Ребенок берет на себя роль медсестры, папы, мамы, больного ребенка и проигрывает разные ситуации общения: звонит по телефону, чтобы вызвать скорую помощь, здоровается с приехавшим по вызову медработником, объясняет, что заболел ребенок и т.д. игры на эту тему представлены в приложениях.
Важную роль играет педагогическое руководство как самой игрой, так и организацией общения между детьми и в игре.
Специалисты советуют проводить сюжетно-ролевую игру в утренние и вечерние часы, находить время для индивидуально-групповых игр в перерывах между занятиями, обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. Воспитатель должен планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, планируя тематику, цели, задачи, примерные роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников.
Для развития коммуникативных навыков педагог должен четко знать, какие средства коммуникации нужно развить в детях. Поэтому, организуя сюжетно-ролевую игру, необходимо определить роли детей и показать, какие невербальные средства коммуникации в этой роли нужно выполнять: причесывать, если парикмахер, иметь громкий, уверенный голос, если кондуктор автобуса. При этом артистизм и эмоциональность показа воспитателем приветствуется, так как дети точно начинают повторять движения, выражения педагога.
При знакомстве с правилами игры воспитатель должен продумать не только содержание инструкции, но и способы ее подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры.
Необходимо научить детей новым словам, которые есть в данной сюжетно-ролевой игре, объяснить их и следить, чтобы они применялись правильно. Любое непонимание необходимо тут же разрешать, чтобы дело не доходило до конфликта.
Планирование игровых сюжетов так же входит в формирование коммуникативных навыков дошкольников.
В самостоятельной игре руководство игрой состоит в подсказывании действий, включении неиграющих детей в игру, участии в игру педагога.
После игры педагог предлагает детям оценить действия игры. В процессе этого дети учатся не только понимать услышанное сообщение, но и пересказывают услышанное своими словами, выделяют общий смысл сообщения и дают оценку услышанному, делают выводы и объясняют.
Таким образом, можно сделать выводы, что сюжетно-ролевая игра наиболее подходит для формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. При этом важную роль играет руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем.
Механизм реализации проекта
На подготовительном этапе, после анализа теоретического материала, разработала диагностический инструментарий и провела педагогическую диагностику, которая позволила определить уровень развития коммуникативных навыков в игровой деятельности детей средней группы.
Для выявления уровня развития коммуникативных навыков в игровой деятельности опиралась на методики и критерии, разработанные В.А. Деркунской и А.Н. Харчевниковой. (Приложение 1)
При этом учитывалось, что признаками развития коммуникативных навыков является наличие следующих компонентов:
- умение вступать в общение, договариваться о совместных действиях в игровой деятельности, осваивать способы взаимодействия с партнерами по общению, подражать их действиям, владеть партнерским диалогом, доброжелательно относиться к партнерам по игре;
- инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение, быть инициатором общения;
- чувствительность к воздействиям сверстника - выражается в готовности ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложение. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;
- понимание задач, предъявляемых взрослым – потребность детей в получении новых представлений, в обобщенности, системности и объеме (полноты) получаемых представлений о чем-либо.
Для выявления каждого компонента были использованы следующие методы: беседы с детьми, анализ ответов детей на вопросы воспитателя, наблюдение, интервьюирование, социометрия.
Анализ результатов диагностики показал 28% средний уровень развития и 72% - низкий. (Приложение 1)
В результате сделала вывод, что основная часть детей испытывает трудности в самостоятельной организации игры. Пассивно или конфликтно участвуют в распределении ролей. Словесно не обозначают игровую роль. Дети самостоятельно затрудняются придумать новую роль, игровой сюжет. Испытывают затруднения в моделировании ролевого диалога со сверстниками. Длительность ролевого взаимодействия – кратковременная.
При составлении перспективного плана работы с детьми учитывала принципы педагогического сопровождения игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста:
- принцип учета детских игровых интересов (учет игровых интересов, предпочтений мальчиков и девочек, использование современного игрового содержания);
- принцип учета деятельностной природы ребенка (учет свободной, творческой природы самой игры, доставляющей детям естественную радость и удовольствие, а также природную активность ребенка);
- принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей (учет общих и различных для мальчиков и девочек особенностей игровой деятельности, что способствует естественному ее развитию, обогащению игрового опыта и укреплению детских игровых объединений);
- принцип эмоциональной комфортности детей (учет полифункциональной игровой среды для мальчиков и девочек);
- принцип педагогической поддержки (помощь ребенку, испытывающему те или иные затруднения в игровой процессе).
В 4-5 лет ребенок в сюжетно-ролевой игре продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры. Ролевое поведение ребенка усложняется: появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей.
Моя задача состояла в том, чтобы переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Игры проводились таким образом, чтобы для ребенка «открывалась» необходимость соотносить его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета, развивая его взаимоотношения.
Задачи развития сюжетно-ролевых игр:
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад» и другие игры).
2. Развивать умение обмениваться ролями в совместной игре с воспитателем, включать детей в разные ролевые диалоги и изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей.
3. Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры.
4. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов и их заместителей.
5. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий. (Приложение 2)
Для решения задач по выявлению отношения родителей к процессу развития у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков был использован метод анкетирования.
За основу взяты вопросы анкетирования, разработанные В.А. Деркунской и А.Н. Харчевниковой (Приложение 3).
В анкетировании принимали участие 89% родителей воспитанников группы (16 человек). Проанализировав результаты анкетирования, сделала вывод, что для большей части родителей тема формирования у детей игрового взаимодействия и игровых интересов является актуальной и интересной.
Реализация поставленных задач по формированию у детей познавательной активности будет малоэффективной без помощи родителей воспитанников, тесного взаимодействия с ними. Составила план работы с родителями, где использовала разнообразные формы, которые направлены на повышение и обогащение педагогического опыта взаимодействия родителей с детьми (Приложение 4).
Ресурсное обеспечение проекта
Для успешного образовательного процесса по направлению темы проекта в группе создана развивающая предметно-пространственная среда. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы проходило с учетом требований, предъявляемых к ней ФГОС ДО: «среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, …должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей… и взрослых». Центральным звеном в развивающей предметно-пространственной среде по развитию ролевых связей у детей являются центры «Сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности», детского творчества, строительно-конструктивных игр. Развивающая среда группы представлена методическими и предметными материалами, которые были использованы для проведения игровой деятельности в режимных моментах (Приложение 5).
В игровую среду группы включены игрушки, отражающие предпочтения как мальчиков, так и девочек:
- для мальчиков – различные машинки, роботы, напольный конструктор ЛЕГО, настольный строительный материал, мелкие игрушки для обыгрывания построек;
- для девочек – различные куклы и необходимые атрибуты для них (наборы одежды, посуда, кухонные приборы, приспособления);
- для детей обоего пола – игрушки, изображающие героев мультфильмов, сказок, предметы, игрушки из разных материалов.
В группе есть бросовый материал, из которого дети самостоятельно могут создавать атрибуты для игр. Игровая среда группы пополнена атрибутами к с/р играм, персонажами настольного театра, театра на фланелеграфе.
На основном этапе реализации проекта использовала такую форму работы, как игровые ситуации для развития ролевых связей:
- у девочек (мальчиков);
- у группы девочек (мальчиков);
- с мальчиками и девочками.
Процесс развития ролевых связей у детей проходил в тесной взаимосвязи «ребенок-взрослый». Он предусматривал педагогическое сопровождение игровой деятельности детей и создание условий для проведения игровой ситуации в режимном моменте (вторая половина дня). Для проведения ситуаций использовала материал учебно-методического пособия «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» авторов Веры Александровны Деркунской и Алены Николаевны Харчевниковой. Игровые ситуации выстраивались на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Шаг первый педагогического сопровождения был направлен на развитие ролевых связей у мальчиков и девочек в игровых ситуациях. Как партнер по игре, предлагала детям основные роли. По ходу игры вводила новые сюжетные события, требующие новые ролевые связи. В игровых ситуациях для девочек через смену женских ролей активизировала ролевой диалог, развивала умение изменять ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой. В игровых ситуациях для мальчиков через смену мужских ролей развивала у детей способы мужского поведения, умение договариваться, вести ролевой диалог, разрешать конфликты.
Шаг второй педагогического сопровождения направлен на развитие ролевого взаимодействия девочек или мальчиков в разнообразных ситуациях игрового взаимодействия. Предлагала различные структуры сюжетов, стимулирующие гибкое ролевое поведение, смену ролей, многоперсонажный ролевой диалог. У девочек – обогащение представлений о ролевых действиях, развитие умения вести ролевой диалог, комбинировать различные действия в одной роли. У мальчиков – формирование положительного опыта разрешения конфликтов, умения длительно вести диалог, использование разных типов игровых отношений. У мальчиков и девочек – развивала умение комбинировать сюжеты.
Шаг третий педагогического сопровождения направлен на развитие совместных импровизационных умений детей посредством игровых приемов, ситуаций игрового взаимодействия. Использовала разные сюжетные импровизации для мальчиков и девочек, учитывая их игровые предпочтения, интересы, уровень развития игровых умений.
Учитывая в работе индивидуальные особенности детей, уровень развития их игровых умений, старалась добиваться проявления активной творческо-деятельностной позиции. Изменение сюжета, смена ролей были направлены на активизацию детского взаимодействия, развития ролевых связей, ролевого диалога.
Заключительный этап
В конце учебного года был проведён итоговый мониторинг. Полученные результаты показали, что проделанная работа дала положительные результаты: дети чаще проявляют желание вступать в общение, могут договариваться о совместных действиях в игровой деятельности, стремятся осваивать способы взаимодействия с партнерами по общению, лучше владеют партнерским диалогом, доброжелательно относятся к партнерам по игре. (Приложение 6).
Выросла активность родителей (хотя и незначительно): 89% родителей проявили интерес к совместным играм с детьми дома, понимают важность развития ролевых связей в дальнейшем процессе социализации детей. (Приложение 7).
Можно сделать следующие выводы: взаимодействие с родителями, построенное на принципах индивидуального подхода, сотрудничества, системности, с использованием разнообразных форм работы, способствовало большей вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.
В результате реализации проекта была подтверждена гипотеза: у детей среднего дошкольного возраста повысился уровень развития ролевых связей, так как использование в работе сюжетно-ролевых игр и их элементов проходило целенаправленно, систематично, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с привлечением родителей.
Заключение
Развитие коммуникативных навыков - это процесс взаимодействия субъектов, приводящий к качественным преобразованиям структуры коммуникативной деятельности «в ходе установления личностных отношений и познания другого человека», позволяющий достичь наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами, с помощью осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией и непосредственного эмоционального контакта между людьми.
При развитии коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.
Коммуникативные навыки дошкольника проходят этап от ситуативного общения (со взрослыми) к внеситуативному. Общение со взрослыми и сверстниками в сюжетно-ролевой игре облегчают формирование коммуникативных навыков дошкольников, так как в сюжетно-ролевой игре такой переход происходит легко и естественно. Планирование сюжетно-ролевой игры уже несет коммуникативную функцию. Навыки совместного планирования являются коммуникативными навыками.
Важную роль в развитии коммуникативных навыков играет организация педагогом сюжетно-ролевой игры и ее руководство: предложение детям нового сюжета, роли, показ, как можно играть. Планирование игровых сюжетов так же входит в формирование коммуникативных навыков дошкольников. В самостоятельной игре руководство игрой состоит в подсказывании действий, включении неиграющих детей в игру, участии в игру педагога.
После игры педагог предлагает детям оценить действия игры. В процессе этого дети учатся не только понимать услышанное сообщение, но и пересказывают услышанное своими словами, выделяют общий смысл сообщения и дают оценку услышанному, делают выводы и объясняют.
Таким образом, можно сделать выводы, что сюжетно-ролевая игра наиболее подходит для формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. При этом важную роль играет руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем.
Список литературы, интернет-ресурсы
1. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
2. Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно – ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие / И.В. Ивакина – Пенза, 2012. – 185с.
3. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 160 с.
4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.
5. Лашкова, Л.И. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание / Л.И. Лашкова. – 2013. № 3. С. 8 – 12.
6. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста /Екатеринбург 1999 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М.: Перспектива, 2014. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »
Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»
Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...
Опыт работы воспитателя по теме "Сюжетно-ролевые игры как средство развития языковых умений детей среднего дошкольного возраста"
Опыт работы воспитателя МДОАУ "ЦРР - д/с №125" г. Орска Беребердиной Н.В. по теме "Сюжетно-ролевые игры как средство развития языковых умений детей среднего дошкольного возраста"...
Перспективный план по поддержке детской инициативы и развитию самостоятельности у детей средней группы в сюжетно-ролевой игре.
Условия развития самостоятельности и инициативы дошкольника:повышение педагогической компетентности педагогов по реализации совместной деятельности с детьми;включение родителей в процесс развития само...
Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.
Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...
Круглый стол «Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра.»
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по организации и руководству игровой деятельностью дошкольников в решении задач образовательной области «соци...