Отчёт по самообразованию.
материал
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.
По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые близки мышлению и представлениям ребёнка.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
А для достижения цели определила следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний:
- прохождения курсов повышения квалификации;
- изучения учебной, справочной и научно – методической литературы по данной теме;
- посещения РМО;
- самообразование.
2. Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование и др.)
3. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей среднего дошкольного возраста к детской литературе.
Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:
-Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.
-Шиян О. Я. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: Мозаика – Синтез, 2013.
-Интернет – ресурсы.
Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.
В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним разных художников, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры, кроме того в группе есть театральный уголок с различными видами театров, в которых есть сказки.
Изучение темы начала с подбора русских народных сказок: «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Мороз – Иванович», «Царевна – лягушка», «Мужик и медведь», «Бобовое зёрнышко», «Теремок».
В течение года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям сказок. Дети учились пересказывать фрагменты сказки, закрепляли их названия.
В январе в группе был организован конкурс детских рисунков «Мой любимый сказочный герой».
В апреле была проведена литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» В ходе викторины обобщили знания по русским народным сказкам.
В конце апреля была проведена итоговая диагностика уровня развития дошкольников. В ходе диагностики дети показали высокие результаты.
В мае было организовано театральное выступление детей группы по русской народной сказке «Колобок», которое мы показали родителям.
Также, большое значение имеет и работа с родителями. В течение года были проведены консультации: «Воспитание сказкой», «Роль сказки в жизни детей», «Как и когда, рассказывать сказки».
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- дети научились понимать смысл сказок;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
-благодаря совместной работе детей и родителей, улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
ВЫВОД:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, т. к. нравственность изначально заложена в их сюжете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-88737-1424632739.jpg)
Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-295010-1380445598.jpg)
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388301-1390377205.jpg)
Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"
Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-418916-1395320124.jpg)
Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"
К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/10/picture-435689-1399729870.jpg)
Мой отчёт по самообразованию
Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...