Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Почемучки" для детей старшего дошколного возраста
рабочая программа (подготовительная группа)

Воробьева Ольга Александровна

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.

Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Одарённые дети как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_pochemuchki.docx59.23 КБ

Предварительный просмотр:

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130

236011,г.Калининград, ул. Батальная 71А, тел/факс: (4012) 39-55-39

Email: ds130@edu.klgd.ru

 

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Почемучки»

Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

                                                                           Автор составитель:

   Воробьева О.А

педагог-психолог

 

г. Калининград, 2022г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучки» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.

Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Одарённые дети как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется еще несколькими обстоятельствами:

  • В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
  • Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно - в обществе отмечается  новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими  способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

Одаренность интеллектуальная  - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой, интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.

     В основу программы по психологическому сопровождению интеллектуально способных и одарённых детей положены принципы:

1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;

2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;

3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);

4. Принцип ведущей деятельности.

Адресат программы. Данная программа предназначена к реализации  для работы с интеллектуально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет.

Объем и срок освоения программы  

Срок освоения программы - 1год.

На полное освоение программы требуется  32 часа.

Форма обучения - очная.

Особенности организации образовательного процесса  

Набор детей в кружок – по результам диагностики. Программа  предусматривает групповую  форму работы с детьми. Состав групп 6-8 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год - 32 часа.

Продолжительность занятий в соответствии с возрастными особенностями:

- подготовительная группа – 30 мин.

 Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 Педагогическая целесообразность

         Педагогическая целесообразность данной Программы заключается в том, что предлагаемый программный материал предоставляет воспитаннику возможность развивать свои задатки до уровня способностей.

       Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. В процессе игр интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно не доступен на обычном занятии.

        Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!

Практическая значимость

        Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость  данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

      Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.


Цель программы:

 Психологическое сопровождение интеллектуально одарённых детей в ДОУ. развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

1.     Образовательные:

- формировать сенсорные способности, ориентировку в пространстве,

аналитическое восприятие.

2.     Развивающие:

     - развивать познавательную активность детей, память, концентрацию и

       переключение внимания, мышление, творческое воображение, мелкую

        моторику.

-  развивать  школьно-значимые навыки и умения.

        3.     Воспитательные:

  • повысить мотивацию обучающихся к изобретательству и созданию собственных конструкций;
  • формировать у учащихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата;

Принципы отбора содержания.  

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества;
  • принцип комплексного подхода.

 

Основные формы  и методы работы.

Работа с одарёнными дошкольниками предполагает использование специальных методов и способов преподнесения заданий, различных педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы.

Ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.

         Поскольку развивающая программа рассчитана на детей дошкольного возраста, то психолог должен следить за тем, чтобы дети не уставали, не отвлекались, были включены в работу. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя здоровьесберегающие технологии, телесно-ориентированные подходы, методы и приёмы, способствующие саморегуляции детей,

Начало и конец занятия носят «ритуальный» характер и повторяются на каждом занятии, что позволяет сохранить у детей ощущение целостности и завершенности занятия, а также чувствовать себя более комфортно.

После проведения каждого занятия психолог отмечает наиболее трудные для детей игры и упражнения и на их основании корректирует свою работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, рекомендуется в дальнейшем усложнить. При этом не стоит детей перегружать сложными задачами, так как именно опыт достижения успеха повышает самооценку.

Планируемые результаты

  1. Дети с хорошо развитой интеллектуальной сферой.
  2. Сформированной адекватной самооценкой и уверенностью в себе.
  3. Сформированной внутренней мотивацией деятельности и системы ценностей, которые создают основу для успешной социализации и самореализации одаренных детей.
  4. Изменения качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).

  Механизм оценивания образовательных результатов.

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Почемучки»  применяются входящий и итоговый виды контроля.

1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

Для этого используется наблюдение и анкетирование. Анкета на определение склонностей ребенка, Савенков А.И.. (Приложение 1)

        Педагоги  групп заполняют анкету, где определяют склонность у детей признаков одарённости: дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых склонность проявляется в интеллектуальной сфере.

2-й этап: отбор детей в группу интеллектуально одарённых.

        Интеллектуальное  развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в  начале  XXI века - века информационных технологий, т.к.  учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

        При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей  (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

        Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного  определения уровня развития  интеллекта у детей используем следующие методики (Приложение 2):

  • Экспресс диагностика психически - познавательных процессов (Н.Н. Павлова и Л.Г. Руденко)
  • Методика «Дерево желаний» В.С. Юркевич
  • Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф

        На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии интеллектуальной одарённости детей.

 3-й этап: мониторинг одарённости.

        Для того чтобы отследить динамику развития одарённости проводиться психолого-педагогическая диагностика (в начале года), и итоговая диагностика  (в конце года).

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей.

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и

среде сверстников.

Кадровые: педагог-психолог.

 Материально-технические условия.

  •  Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и

   технике безопасности;

  • Доска
  • Парта, стулья
  • Карандаши, ручки, бумага, ножницы
  • Тетради в клетку
  • Раздаточный материал
  • Наглядные пособия
  • Дидактический материал
  • Мяч

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 №

Тема раздела, занятия

        Количество академических

       Часов

Форма

аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство

1

0,10

0.50

2

Добро пожаловать в лабораторию Профессора Ума

1

0,10

0,50

3

Попробуй, разберись!

1

0, 10

0.50

4

Наш первый эксперимент

1

0,05

0,55

5

Продолжаем эксперимент

1

0,05

0,55

6

Перепутанные буквы

1

0,05

0,55

7

Ассоциации

1

0,05

0,55

8

Хочу все знать

1

0,05

0,55

9

Почемучки

1

0,05

0,55

10

Логические задачки от Профессора Ума

1

0,05

0,55

11

Что спрятано?

1

0,05

0,55

12

День в лаборатории работы с клеткой

1

0,05

0,55

13

Тренируем зрительную память

1

0,05

0,55

14

Тренируем слуховую память

1

0,05

0,55

15

Тренируем зрительную память

1

0,05

0,55

16

Что на что похоже?

1

0,05

0,55

17

В лаборатории Ума

1

0,05

0,55

18

В гостях у сказки

1

0,05

0,55

19

Учимся думать

1

0,05

0,55

20

Учимся думать

1

0,05

0,55

21

Заколдованные слова

1

0,05

0,55

22

И снова сказки!

1

0,05

0,55

23

Царство геометрических фигур

1

0,05

0,55

24

Царство геометрических фигур

1

0,05

0,55

25

Волшебный лес

1

0,05

0,55

26

Умники и умницы

1

0,05

0,55

27

Школа арифметики

1

0,05

0,55

28

Город мастеров

1

0,05

0,55

29

Умники и умницы. О чем говорит линейка роста?

1

0,05

0,55

30

Страна сообразилия

1

0,05

0,55

31

Думаем, анализируем, размышляем

1

0, 05

0,55

32

Заключительное

1

0,05

0,55

Итого объем программы

32

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (6-7 лет) (32 часа, 1 час в неделю)

Занятие 1. Вводное (30мин.)

Знакомство с детьми, создание благоприятного психологического климата в группе, знакомство дошкольников с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них. Формирование у детей интереса и положительного отношения к

занятиям в группе. Изучение необходимых учебных принадлежностей для занятий.

Занятие 2. Добро пожаловать в лабораторию профессора Ума (30 мин.)

Знакомство с программой занятий, изучение творческих мастерских. Развитие когнитивной сферы, внимания, произвольности поведения.

Упражнения: «Раскрась круги», «Дорисуй узоры по образцу», игра «Зеваки» (М. Чистякова).

Занятие 3. Попробуй, разберись! (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Упражнения: «Лабиринт», «Узнай по контуру», «Слушай хлопки» (М. Чистякова).

Занятие 4. Наш первый эксперимент (30 мин.)

Развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

Упражнения: «Продолжи узор», «Игра с обручами», физкультминутка.

Занятие 5. Продолжаем эксперимент (30мин)

Развитие наглядно-образного мышления, произвольности, слухового внимания.

Упражнения: «Продолжи узор», «Игра с обручами», игра «Пожалуйста».

Занятие 6. Перепутанные буквы (30 мин.)

Развитие наглядно-образного мышления, произвольного контроля поведения, концентрации и устойчивости внимания.

Упражнения: «Узнай по контуру», «Разложи буквы по ящичкам», «Дорисуй узор», игра «Расставь посты».

Занятие 7. Ассоциации (30мин.)

Развитие когнитивной сферы, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам.

Упражнения: «Конкретизация абстрактного», активная игра «Кричалки - шепталки - молчалки» (И. Шевцова), «Раскрась по образцу».

Занятие 8. «Хочу все знать» (30 мин.)

Развитие  понятийного мышления, внимания.

Упражнение  «Эрудит», «Аналогии»,

Занятие 9. «Почемучки» (30 мин.)

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза»

Упражнения: «Парные картинки», «Волшебный поясок», «Черный ящик»

Занятие 10. Логические задачки от Профессора Ума (30 мин.)

Развитие словестно-логического мышления.

Упражнения: «Логические задачки».

Занятие 11. Что спрятано? (30 мин.)

Развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки.

Упражнения: «Что спрятано?», игра «Улитка» (Н. Кряжева), «Повтори рисунок».

Занятие 12. День в Лаборатории работы с клетками (30мин.)

Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики руки.

Упражнения: «Заполни пробел», активная игра «Зоопарк», «Сделай копию».

Занятие 13. Тренируем память (30мин.)

Развитие когнитивной сферы.

Упражнения: «Запоминание слов», активная игра «Мы такие разные!»

Занятие 14. Тренируем слуховую память. (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы.

Упражнения: «Я кладу в мешок», «Что изменилось».

Занятие 15 Тренируем зрительную  память. (30 мин.)

Развитие зрительной памяти.

Упражнения: «Пуговица», «Фотоаппараты», «Сделай как я»

Занятие 16. Что на что похоже? (30 мин.)

Развитие образного мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики руки.

Упражнения: «Что на что похоже?», «Повтори рисунок», активная игра «Ой, ой».

Занятие 17. В Лаборатории Ума (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков.

Упражнения: «Найди закономерность», «Дорисуй картинку», «Место рядом со мной свободно...», физкультминутка.

Занятие 18. В гостях у сказки (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики руки.

Упражнения: «Заколдованный сказочный герой», «Сломанные сказки», активная игра «Пары слов», физкультминутка.

Занятие 19. Учимся думать (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков, эмпатии.

Упражнения: «Назови одним словом», «Логические задачи профессора Ума», Игра «Войди в круг - выйди из круга».

Занятие 20. Учимся думать (30 мин.)

Развитие словесно-логического мышления, внимания, мелкой моторики руки.

Упражнения: «Решение логических задач» (А. Ф. Ануфриев), игра «Съедобное - несъедобное», «ЧП в лаборатории профессора Ума».

Занятие 21. Заколдованные слова (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве.

Упражнения: «Анаграммы» (А. Ф. Ануфриев), игра «Угадай животное», «Повтори рисунок».

 Занятие 22. И снова сказки (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования и коммуникации.

Упражнения: «Заколдованный сказочный герой», «Паз-лы», «Изобрази предмет».

Занятие 23. Царство геометрических фигур (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования, мелкой моторики руки.

Упражнения: «Наводим порядок», «Собери по образцу», физкультминутка.

Занятие 24. Царство геометрических фигур (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Упражнения: «Повтори рисунок», игра «Геометрические фигуры»,«Найди закономерность и заверши чертеж» (О. В. Узорова).

Занятие 25. Волшебный лес (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы, внимания, мелкой моторики руки.

Упражнения: «Логические задачи» (А. Ф. Ануфриев), физкультминутка «Прогулка», «Повтори рисунок» (О. В. Узорова).

Занятие 26. Умники и умницы (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы и внимания.

Упражнения:  «Реши примеры» (О.  В.  Узорова),  игра «Четвертый лишний», игра «Как было раньше?».

Занятие 27. Школа арифметики (30 мин.)

Развитие когнитивной сферы.

Упражнения: «Больше,  меньше или равно», «Раздели на группы», «Зонтики», «Парашютисты». (папка интеллектуальные игры).

Занятие 28.  Город мастеров (30 мин.)

Развитие наглядно-образного мышления, зрительного восприятия.

Упражнения:  «На катке», «Садовники», «На улице»,внутри, снаружи».

Занятие 29. Умники и умницы. О чем говорит линейка роста?(30 мин.)

Развитие творческого мышления, мелкой моторики руки, подведение итогов.

Занятие 30.  Думаем, анализируем, рассуждаем.

Упражнения: «Марафон», «Меняем ягоды на фрукты», «Логические ряды».

Занятие 31.  Страна сообразилия

Упражнения: «Что лишнее»,  «Ребусы», «Стеклышки», «Истина или ложь»

Занятие 32. Заключительное занятие (30 мин.)

Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков. Создание коллективного подарка профессору Уму.

Подведение итогов курса.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная  

общеобразовательная  

общеразвивающая программа  гуманитарной направленности

«Почемучки»

1

Начало учебного года

01 октября

2

Продолжительность учебного периода  

32 учебные недели

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий на каждом году обучения

32 занятия

6

Количество часов всего

32 часов

7

Окончание учебного года

31 мая

8

Период реализации программы

01.10.2022 – 31.05.2023

 

Список литературы 

Нормативные правовые акты

  1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
  3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Для педагога дополнительного образования:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов Вузов - М.: издат. Центр "АКАДЕМИЯ", 1997.
  2. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Просвещение;  2005. – 64 с.
  3. Савенков, А.И. Психология детской одаренности /А.И. Савенков. - М.:  Учебник XXI века, 2010. – 448 с.
  4. Широкова, Г. А. Практикум детского психолога  - 2-е изд. - (Серия «Психологический практикум»). - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

         Для обучающихся и родителей:

 11. Узорова, О. В. Нефедова. - М.: 350 упражнений для подготовки детей к школе:   игры,  задачи,  основы  письма  и рисования    АСТ: Астрель, 2005.

12.        Гаврина, С. Е. Рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» - М.: РОСМЕН, 2002.

13.        Образцова,   Т.   Н.   Психологические   игры   для   детей - М.: ООО «Этрол», 2005.

14. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми –  Курган: РАГС, 2009. – 82 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно при...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Степ – аэробика» для детей старшего дошкольного возраста.

Дополнительная общеразвивающая программа "Степ-аэробика" для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности "Умелые ручки" для детей старшей группы (возраст 5 - 6 лет)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа социально - гуманитарной направленности "Умелые ручки" для детей старшей группы (возраст 5 - 6 лет)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 2 младшей группы «Пластилиновые чудеса»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 2 младшей группы «Пластилиновые чудеса»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" (для детей старшего дошкольного возраста)

Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки программы дошкольного образования. Решение математических задач, связанных с логиче...