Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину).
план-конспект занятия (старшая группа)

Косницкая Татьяна Олеговна

Формирование навыка подробного пересказа  короткого текста с использованием графических схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД Косницкой Татьяны Олеговны

Дата проведения

14.03.2023 г.

Возраст детей, группа

старшая группа  (5-6 лет). Косницкая Т.О., воспитатель

Тема НОД

Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину).

Культурная практика

Коммуникативная деятельность, игровая деятельность

Культурно – смысловой контекст

Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину) с использованием графических схем.

Цель

Формирование навыка подробного пересказа  короткого текста с использованием графических схем.

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

1. Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведения с природоведческим содержанием.

2. Обогащение представления детей об образе диких животных (лисицы).

3. Активизация и обогащение словарного запаса.

4. Развитие умения отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

Материал

Игрушки (волк, лиса, ёж заяц, медведь); сюжетные картины к рассказу «Лиса», схемы для графического плана, игрушка-лисичка. картина «Лиса в зимнем лесу», загадка про лису, портрет писателя Е.И.Чарушина, сюжетные картинки к дидактической игре «Чей малыш», раскраски «Лиса»

Предполагаемый результат

Дети проявляют любознательность, активность в двигательной, речевой и практической деятельности; умеют внимательно слушать и поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта, проявляют интерес в общении со взрослым и сверстниками (делятся с воспитателем и детьми своими впечатлениями); составляют короткий пересказ с наглядной опорой в виде графических схем.

Методы, приёмы

- словесные: вопросы, рассказ, использование художественного слова, обобщение.

- практические: обследование, пальчиковая игра, подвижная игра, имитация.

Этапы

Содержание ОД

Деятельность педагога.

Планируемые результаты Деятельность детей

1. Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности.

Дидактическая игра «Угадай, чей след».

Здравствуйте ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и подарим свое хорошее настроение друг другу.

через игру «Передай свое настроение»:

Собрались все дети вкруг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вправо, влево повернемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу. Хотите в лес?

Ребята, а скажите, какие растения можно увидеть зимой в лесу? А какие птицы в лесу живут? а звери?

А что еще можно увидеть на снегу в лесу?

А давайте поиграем в игру «Угадай, чей след». (расширить и закрепить знания о животных и птицах, развить логику, речевые навыки, зрительное восприятие, умение наблюдать).

Дети приветствуют педагога используя игровой прием.

У детей активизируется речь, отвечают на вопросы, задают вопросы, высказывают предположения. Участвуют в групповых действиях.

 Дети в процессе дидактической игры учатся различать отпечатки, оставляемые животными на снегу.

2. Основная часть

Создание условий для детской деятельности.

Подготовка к восприятию текста.

Восприятие художественной литературы.

Словарная работа.

 Беседа по содержанию.

Динамическая пауза. 

Дидактическая игра «Чей малыш».

Повторное чтение рассказа.


Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

Педагог: Вот мы и пришли в зимний лес. Ребята, посмотрите, кто это под деревьями прячется? Каких животных вы увидели?

Молодцы, ребята, правильно. Эти животные дикие, они живут в лесу.

Ой, посмотрите, под елочкой берлога и в ней спит медведь. Давайте потихоньку пойдем дальше.

Ребята, посмотрите, что – то лежит под елочкой. Корзинка? Отгадав загадку, мы с вами можем узнать, что лежит в корзинке.

Загадка: Посмотри, она, какая!

Вся горит, как золотая.

В рыжей шубке дорогой

Хвост пушистый и большой.

Ребята, кто это? (лиса).

Правильно, это лиса (достают из коробки игрушку Лиса).

Сегодня мы с вами поговорим о лисе.

Какая лиса?

Как можно назвать лису ласково?

У лисы пушистый хвостик, ушки – острые на макушке! В сказках лису называют лисичка – сестричка, лиса – краса, лисой Патрикеевной. А еще лисичка – охотница. Как вы думаете, за кем она охотится?

Зимой лиса мышкует – ловит мышей.

Я прочитаю вам рассказ русского писателя Евгения Ивановича Чарушина «Лиса». Он написал много рассказов о животных и нарисовал к своим рассказам рисунки. В своем рассказе он описывает не сказочную лису, а настоящую, живущую в лесу хищницу (чтение рассказа.)
Ребята, вы догадались, что значит слово «мышкует»? (педагог объясняет, что «мышкует» означает ловить мышей). 

А что значит «кинется»?

Что делает лисичка зимой?

Куда встает она?

Зачем она встает?
Что она слушает и смотрит?

Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку?
Чем лиса ловит мышей?

Физкультминутка «Лиса»
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису, (виляют хвостиком)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)

Педагог: Молодцы, ребята, давайте поиграем в игру «Чей малыш»?, вам нужно помочь маленьким малышам найти свою маму.

Педагог: Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ, а помогут мне схемы (в процессе чтения педагог заменяет сюжетные картинки схемами).
Педагог: А сейчас кто хочет сам рассказать свой рассказ о лисе по схеме?



Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети дают описание лисе,  подбирают прилагательные, работа по словообразованию.

Дети внимательно слушают рассказ, по ходу чтения рассматривают сюжетные картинки и сопоставляют с прочитанным.

 Отвечают на вопросы педагога. Составляют связные высказывания.

 

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Получение нового игрового опыта.

Дети закрепляют знания детей о животных и их детёнышах в процессе игры.

Дети самостоятельно пересказывают текст с опорой на схемы. Овладение умениями составлять пересказ.

3. Заключительная.

Подведение итогов. Рефлексия.

Какой  рассказ сегодня мы читали?

 Кто его написал?  

Смогли ли вы пересказать рассказ?

Что вызвало затруднения?

Осознание детьми себя, как участников творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Конспект занятия по обучению детей средней группы пере-сказу Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину)

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....

Развитие речи - Пересказ рассказа Лиса (по Е. Чарушину) - средняя группа

Занятие по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа "Лиса" Е.Чарушин....

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...

Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину) с использованием графических схем.

Формирование навыка подробного пересказа  короткого текста с использованием графических схем....

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»

План-конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе «Пересказ рассказа «Лиса» по Е.Чарушину»...

Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину) средняя группа

Конспект  образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину)средняя группа  Выполнила воспитатель Сергеева Светлана А...