«Особенности реализации STEAM-образования в дошкольном образовательном учреждении».
статья

Зверкова Евгения Юрьевна

О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок впоследствии может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты.

STEAM – технология применима во всех видах детской деятельности, организуемых в условиях дошкольного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_realizatsii_steam-obrazovaniya.docx92.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности реализации STEAM-образования

 в  дошкольном образовательном учреждении».

Что же нужно знать о STEАM-технологии? 

О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок впоследствии может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты.

STEAM – технология применима во всех видах детской деятельности, организуемых в условиях дошкольного учреждения. Интегрированный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков у детей. STEAM легко вовлекает детей в научно – техническую и непринужденно переводит ее в коммуникативно – творческую деятельность.

Новизна обстановки, необычные материалы и технологии, возможность выбора помогают не допустить в детскую жизнь однообразие и скуку. Именно такие условия вызывают у детей положительные эмоции, предвосхищение нового и интересного на занятиях, восторженное удивление от результата своих стараний, желание творить и самосовершенствоваться.

 Как реализовать STEAM-образование в детском саду?

Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность:   кабинеты IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центры.

Во-вторых, STEAM интеграция  различной деятельности дошкольников, которая объединяет все направления, и дает возможность демонстрации результатов. 

Главный девиз STEAM – технологии: «Минимум теории, максимум практики».

Для себя мы определили, что реализовать STEAM-образование мы можем в формате STEAM-парка.

STEAM-парк - это образовательная среда, способствующая формированию и развитию у воспитанников технических, инженерно-конструкторских, исследовательских и изобретательских компетенций.

STEAM-парк включает в себя:

1.  Лаборатории образовательного STEAM-парка («LEGO-конструирование», «Робототехника»,   «Мультстудия», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Дидактическая система Ф. Фребеля», «Математическое развитие»);

 2. Центры активности в группах,  соответствующие лабораториям STEAM-парка, которые организуются  в целях  закрепления  образовательных результатов воспитанников, полученных в период работы в лабораториях STEAM-парка.

Реализация STEAM-технологий на разных уровнях образования имеет свою специфику. В дошкольном образовании ставится акцент на проектно-исследовательскую и игровую деятельность, ориентированную на развитие самостоятельности в поиске решений жизненных проблем.

При решении исследовательского, научного вопроса в познании необходимо педагогу понимать: каков объект исследования («дождь», «архитектурная форма» и т.п.), каким инструментом познания нужно воспользоваться (включенное наблюдение, опыт, виртуальная экскурсия и т.п.), чтобы дети раскрыли самостоятельно сущность явлений. На данном этапе, в дошкольном возрасте,  дети учатся выстраивать предположения, гипотезы, формулировать проблемные вопросы и сами искать на них ответы. Данный процесс формирует критическое мышление в будущем.

Ключевые вопросы STEAM подхода в дошкольном образованииhttps://ucarecdn.com/622878fd-5b94-4d1a-8d9b-46718c73ddff/

Алгоритм реализации моделей STEAM в обязательной части ООП ДО 

          В комплексно-тематическом планировании на учебный год определены и выделены цветом тематические недели, которые реализуются педагогами в модели STEAM-образования с использованием ресурсов STEAM-парка.

          Педагоги разрабатывают "Образ STEAM недели"). Для этого заранее готовят презентацию,  прописывая цель, задачи, планируемый результат (продукт проектной деятельности), основные мероприятия (с датой, темой, целью). Далее педагоги составляют календарный план на предстоящую неделю, выделяя занятия, режимные моменты в цвета лаборатории STEAM-парка.

Затем педагоги вносят изменения в РППС группы в соответствии с запланированными мероприятиями.

И приступают непосредственно к реализации данных мероприятий.

Образовательная деятельность в период данной тематической недели ведется в рамках одного продукта (создание модели, макета, мультфильма и т.п.). В течение недели воспитанники дошкольных групп посещают лаборатории, осваивают технические, инженерно-конструкторские, исследовательские и изобретательские компетенции, закрепляют полученные навыки и умения на занятиях, в совместной деятельности, проектной деятельности и других режимных моментах. Деятельность взрослого направлена на то, чтобы ребёнок принял общую схему действия, почувствовал связь образовательных лабораторий между собой.

Также важно, что дошкольники изучают не отдельные науки, а темы, например, космос, и смотрят на него с точки зрения физики, химии, инженерного дела, математики. Данный комплексный подход помогает сформировать инженерное мышление и использовать все имеющиеся знания для генерации новых идей.

В конце тематической недели проектный продукт презентуется детьми в группе, в том числе и для родителей (законных представителей).

Работа освещается в социальной сети ВКонтакте, на сайте  детского сада, в

Telegram – канале, на личных сайтах педагогов, в родительских группах.

На педагогическом совещании освещаются результаты работы, дальнейшие перспективы в данном направлении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План действия педагога Халюковой Ии Юрьевны по реализации программы развития образовательного учреждения

План действия педагога отражает мероприятия, направленные на реализацию программы развития образовательного учреждения....

Реализация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи через программу родительского клуба «Гармония»

Разработанная программа направлена на создание необходимых условий для формирования благоприятных взаимоотношений с семьями воспитанников, реализацию работы в системе "педагог-ребёнок-родитель", вовле...

Реализация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи через программу родительского клуба «Гармония»

Опыт организации сотрудничества с родителями воспитанников и основные формы взаимодействия с семьей. Тематическое планирование мероприятий в рамках работы родительского клуба «Гармония&raqu...

Реализация воспитательного потенциала образовательного учреждения

В помощь методистам и старшим воспитателям при подготовке педагогического совета на тему "...

Реализация воспитательного потенциала образовательного учреждения

В помощь методистам и старшим воспитателям при подготовке педагогического совета на тему "...