Проектная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Яушева Гульнара Наилевна,
методист МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г.Уфа РБ
В обществе возрастает потребность в людях, имеющих не только глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению проблем в различных областях.
Все это требует поиска и разработки новых средств и методов организации познавательной деятельности детей, развивая их интеллектуально-творческие способности. Необходимо изменить не столько содержание и объем информации, сколько стратегию обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Основополагающим в этой стратегии должно быть формирование способности самостоятельно получать ту информацию, которая необходима для решения проблем, возникающих в различных областях.
Степень включения ребенка в познавательный процесс зависит от его желания, которое чаще всего мотивировано потребностями личности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.Е.Веракса. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Е.Г. Кагаров считал, что:
-исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
- проект должен осуществляться поэтапно;
-проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
М.В.Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
По мнению Н.Е.Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование» и программы «От рождения до школы», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
Организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы, позволяет исследовательская деятельность. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте более устойчивое внимание, наблюдательность, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремление к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.
Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений спешат выполнить творческое задание за ребенка. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить, но не решать ее за ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы. Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.
Необходимо создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.
При этом следует учесть, что у ребенка: неустойчивый интерес к познавательной деятельности; не развиты умения выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; не сформированы умения установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Дети не умеют действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах, самостоятельно планировать свои действия для достижения поставленной цели, брать на себя ответственность за конечный результат.
Организуя образовательный процесс не исключать деятельный подход (уделять большое внимание активной деятельности ребенка); отходить от традиционных форм проведения занятий; в планирование включать в достаточной степени деятельность детей по экспериментированию; при тематическом планировании учитывать интересы детей; уделять достаточно времени на продуктивную деятельность детей по замыслу; детям предоставлять право выбора деятельности и материалов.
Большие требования предъявляются педагогам, которые должны владеть информационно-коммуникационными технологиями; методами и приемами организации познавательной деятельности; правильно организовать предметно-развивающую среду, которая отвечала бы потребностям ребенка, формировала его интересы, предпочтения; вовлечь в процесс воспитания и развития ребенка родителей.
Применяя проектную деятельность, педагоги смогут развить у ребенка такие способности, обладая которыми, выпускник детского сада , будет более приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проект позволяет педагогу, ребенку и его родителям работать как партнеры.
Литература
- Зебзеева В.А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС Д. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Тупичкина Е.А., Чардымова И.Н. Развитие познавательного интереса к предметному миру в проектной деятельности старших дошкольников. – журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», № 6/2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство познавательной активности детей и развития художественно-творческих способностей.
Работа по самообразованию в средней группе...
«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение...
Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"
ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную пот...
Тема по самообразованию: "Проектная деятельность как средство познавательного развития и успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС".
Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке ...
Проектная деятельность как средство познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста
самообразование педагога...
«Проектная деятельность как средство познавательно-речевой активности детей среднего дошкольного возраста».
laquo;Проектная деятельность как средство познавательно-речевой активности детей среднего дошкольного возраста»....