Методическая разработка «Знакомим детей с миром профессий»
методическая разработка
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Знакомим детей с миром профессий»
Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Задачи профориентации детей дошкольного возраста:
- Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
- Обобщать знания детей о труде.
- Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
- Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
- Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.
- Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.
- Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).
- Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т. д.), о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т. д.).
- Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
- Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.
- Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.
Знакомство детей с профессиями и их представления о мире труда и людях труда будет эффективным, если родители и педагоги будут использовать разнообразные методы и средства формирования представлений о людях разных профессий в процессе обучения и воспитания.
Ознакомление детей с профессией имеет несколько этапов:
- Предварительный: рассказ или беседа, чтение художественной литературы, просмотр видеороликов о людях труда, мультфильмов (в зависимости от уровня подготовленности детей по данной теме) с целью вызвать интерес к определённому объекту, желание пойти увидеть, узнать.
- Основной, практический: Экскурсии, походы – знакомство с разными профессиями, т.е. рассказ о той или иной профессии с показом трудовых действий. Так как у дошкольников преобладает наглядное мышление и память, то знания полученные в процессе экскурсии более эффективны, ведь при этом дети наглядно знакомятся с различными производствами, техникой, могут увидеть воочию, как трудятся люди.
- Заключительный: закрепление знаний. Беседы с детьми по увиденному на экскурсиях. Рисование по памяти, замыслу: “Что запомнилось?”, «Моя любимая профессия», «В мире профессий» и др. Обыгрывание в сюжетно-ролевой игре.
Ознакомление детей с профессиями только тогда будут успешными, когда будут выполнены все вышеизложенные пункты.
Особое внимание следует обращать на те профессии, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка, являются жизненно необходимыми, понятны и доступны по информации дошкольникам. Это службы детского учреждения: труд сотрудников (повар, воспитатель, помощник воспитателя; медсестра, врач, швея, дворник, шофёр, электрик, плотник и т. д.). В процессе экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают прекрасную возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной специальности. Ребёнка интересует профессионализм, с которым взрослый осуществляет свои трудовые действия. Показывать детям можно только одно трудовое действие в процессе наблюдения, но включать в это действие 4-6 последовательных операций (н-р: знакомство с трудом повара, чтобы получились котлеты, надо порубить мясо в мясорубке, сформировать их и затем пожарить и т. д.). Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их подчеркнуто, выразительно и привлекательно. Необходимо комментировать каждую операцию.
Полученные в процессе экскурсий представления о профессиональных занятиях людей разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные дошкольниками знания о профессиях, корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Если одна сюжетно-ролевая игра плавно переходит в другую или состоит из нескольких сюжетно-ролевых игр, то, значит, ребёнок имеет представление об этих профессиях.
При чтении детской художественной литературы: В.В. Маяковского “Кем быть?” дети знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка; при чтении произведений В.Бианки, М. Пришвина – с профессиями лесника, егеря и т.д.
Так же для закрепления пройденного материала о профессиях, можно использовать дидактические игры: “Угадай профессию”, “Профессия на букву...”, “Кто использует в работе?” (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), “Ассоциация” (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа “Какой запах (цвет) у профессии?”, “Профессия – результат”, “Женские – мужские профессии”, “Кто больше назовет предметов”), детей учат классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская и др. ).
И важно помнить, что деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Игра для детей – путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные.
Круг профессиональных предпочтений довольно разнообразный. Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Но разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Знакомим детей второй младшей группы с названиями пальчиков на руках»
В методической разработке описывается занятие по знакомству детей второй младшей группы с названиями пальцев на руках, привлекает внимание ребенка к этой важной части нашего тела...
Круглый стол с родителями на тему :"Знакомим детей с миром профессий"
Круглый стол в виде деловой игры...
Статья на тему: "Знакомим детей с миром профессий"
Чем больше ребёнок впитает в себя информации о профессиях, чем более разнообразна и богата будет она, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь....
Методическая разработка «Знакомим детей с цветом»
Цель: обучение детей наглядно – образному цветовому восприятию.Задачи: формировать умение группировать предметы по определённому признаку (по цвету); формировать навыки культуры повед...
Знакомим детей с миром профессий
Все мечтают обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу другим людям. Дети уже в ...
Ранняя профориентация Знакомим детей с миром профессий Фермер
Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизничеловека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настояниюродителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить н...
Методическая разработка. Дидактическая игра «В мире профессий».
Игра является ведущей деятельностью ребенка. В связи с этим, воспитатели дошкольного учреждения уделяют этому виду деятельности большое значение. Дидактическая игра в ДОУ– это метод всестор...