Методическая разработка. «Сказка о дружбе» или «Как Иван Змея Горыныча победил»
методическая разработка (подготовительная группа)

Веденская Марина Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 35 «Сказка» г. Южно-Сахалинска

 

Методическая разработка.

По теме: «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности»

Сценарий сказки «Сказка о дружбе» или

««Как Иван Змея Горыныча победил»

 

Воспитатель первой квалификационной категории Веденская М. А.,

музыкальный руководитель Фирсова Е. В.

Актуальность.

Толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в культурном и этническом обществе. Рассматривая театрализацию как пространство толерантного воспитания у детей старшего дошкольного возраста и используя методы и приемы этой деятельности позволят сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал. Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости.

Цель: воспитание основ толерантности у дошкольников с помощью сказок, расширение кругозора.

Задачи:

- Воспитание нравственно-эмоциональных качеств: сочувствие, сопереживание, терпимость.

- Воспитание миролюбия – принятие и понимание других людей.

- Развитие навыков работы детей в коллективе.

      - Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию

Участники: дети, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат: спектакль повысит знания по толерантному воспитанию детей, научат доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Предварительная работа:

- Беседы.

- Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов

- Чтение художественной литературы.

- Рассматривание иллюстраций.

- Дидактическая игра.

- Театрализованные игры и драматизация.

- Подвижные игры разных народов.

- Приготовление декораций, разучивание ролей, изготовление костюмов.

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 35 «Сказка» г. Южно-Сахалинска

 

 

Рецензия

на методическую разработку по теме: «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности» Сценарий сказки «Сказка о дружбе» или ««Как Иван Змея Горыныча победил»

 

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. Поэтому воспитание толерантного отношения к людям стало актуальной проблемой мирового уровня.

Основная идея методической разработки заключается в воспитании толерантности и уважения к другой культуре, а также воспитанию личностных качеств, таких как уважение к себе и другим, ответственность, самостоятельность.

Театрализованные представления становятся образцом для подражания, где рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости.

Педагог использует формы и методы доступные для данного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.

Использование занятий в игровой форме в ДОУ позволяет повысить полученные знания детей, расширить их представление об окружающем мире.

Значимость данной разработки в том, что воспитатель в театрализованном представлении может познакомить детей с особенностями образа жизни, быта, культуры других стран, воспитать дружеские межнациональные отношения.

Данная методическая разработка имеет актуальность и представляет интерес. Материал апробирован в данном детском саду и имеет положительные отзывы сотрудников и родителей.

Разработка может быть рекомендована педагогам для использования в образовательных учреждениях, в дополнительных кружках, театрализованных студиях.

 

 

 

       Рецензент                                                                               ______________________

 

 

 

 

«Сказка о дружбе» или

 «Как Иван Змея Горыныча победил»

 

Декорации: дом Ивана, башня Змея, облака, огненная стена, кипящая река, национальные предметы быта Узбекистана, Таджикистана, Армении, Киргизии, меч, лук и стрела, конь, кирпичики для моста.

Действующие лица: Автор, Рассказчик 1, Рассказчик 1, Иван, Любавушка, УЗБЕК Урман, ТАДЖИЧКА Азиза, АРМЯНИН Тагир, КИРГИЗКЫ Фатима и Али, Змей Горыныч.

 

 Действие:

- Уважаемые зрители! Сказку посмотреть не хотите ли?

Сказок много в мире,     сразу – не прочтёшь,

Но такой как наша сказка, в книжке не найдёшь.

Многому нас учит сказка

Доброте, терпенью, ласке.

Сказка мудрость, знанья свет!

Сказочный вам шлет привет!

Рассказчик 1: - Давно это было. В те времена, когда люди своим трудом жили. Руками себе пропитание добывали. Разводили скот, землю обрабатывали. 

Рассказчик 2: - На Русь-Матушку тогда со всех сторон враги ходить повадились.

    Но страшнее всех, другая напасть – Змей Горыныч. Боялся его народ.   

(Звучит музыка)

Рассказчик 1: - И вот, однажды, налетел лютый Змей, пожег земли,

                      а девицу, прекрасную, Любавушку, с собой забрал.

Змей Горыныч: - Прилетел я на землю русскую, все сожгу, все спалю дотла!

      Никто меня не остановит! И Любаву с собой заберу!

                       (Змей кружит, увидел Любаву и забирает ее с собой)

Рассказчик 2: - Загоревал народ, кто поможет им, от беды спасет.

Рассказчик 1: - Но не перевелись на Руси богатыри. Собрался Иван – крестьянский сын       помочь людям и сразиться со лютым Змеем. Был он сильным, храбрым и добрым.

Рассказчик 2: - Стал Иван думу думать, как освободить народ свой от злого Змея.

Иван: - Нужно освободить и Землю – Матушку, чтобы сады цвели и птицы пели, а народ в радости жил, но одному мне не справиться с силой темною.

Рассказчик 1: - И решил Иван обратиться за помощью к своим друзьям. Послал он им голубей с весточкой. Узнав о беде Ивана, друзья поспешили к нему на помощь. Первым прибыл друг узбек Урман.

(Фоновая узбекская национальная мелодия)

УЗБЕК Урман: Что, друг Иван, за беда приключилась?

Иван: Помоги, Урман, одолеть Змея лютого. Пожег он деревню нашу, Любаву заточил в   темнице и засел в башне высокой с огненными стенами, окруженной кипящей рекой.

Урман: - Не печалься, друг, помогу горю твоему.

              -  Построю тебе я каменный мост через кипящую реку.

(Строит мост из кирпичей и говорит)

УЗБЕК Урман:  Добрым быть совсем-совсем не просто,
                              Не зависит доброта от роста.
                              Доброта приносит людям радость
                              И взамен не требует награды.

Рассказчик 2: - Сказано, сделано. Построил Урман мост.

Иван: - Спасибо тебе, друг Урман!  (прощаются)

Рассказчик 1: - Перешел Иван реку и остановился – перед ним стена огненная.

        Ходил –   ходил он вокруг да около, да высока стена огненная. Пошел Иван коня искать.

Рассказчик 2: Видит, спешит к нему подруга Азиза из Таджикистана.

(Фоновая. таджикская национальная мелодия, Азиза въезжает на коне).

ТАДЖИЧКА Азиза - Узнала, друг мой Ваня, о беде твоей

              и сразу поспешила на помощь. - Чем помочь тебе?

Иван: - Приходил узбек Урман, построил мост каменный через реку кипящую, а стена   огненная так высока, не могу до верха добраться.

(ТАДЖИЧКА Азиза читает стих о дружбе на таджикском языке)

Азиза: - Не печалься, друг Иван, дам тебе коня, он перенесет тебя через огненную стену.

Рассказчик 2: - Сказано – сделано. 

Иван: - Спасибо тебе Азиза!

Рассказчик 1: - Попрощалась Азиза с Иваном, с конем своим и пошла своей дорогой. Иван сел на коня и поехал. Разбежался конь ретивый и перепрыгнул через огненную стену.

Рассказчик 2: - Скачет дальше – видит башню до облаков,

                          а под ней Змея Горыныча о трех головах.

Иван: - Да, голыми руками такого не одолеть.

(Фоновая Армянская национальная мелодия)

Рассказчик 1: - Тут показался невдалеке Тагир, друг из Армении, бежит, руками машет, кричит, радуется встрече. Обнялись они.

АРМЯНИН Тагир - Узнал. Ваня, о беде твоей, рад помочь буду.

(читает стих о дружбе) Пусть будет небо голубым,
                                         А солнце будет ясным!
                                         Пусть человек не будет злым,
                                         И станет мир прекрасным.

   - Не печалься, друг, дам я тебе меч богатырский, вмиг им Змея одолеешь.

Рассказчик 2: - Сказано – сделано.

Иван: - Спасибо тебе друг, Тагир! (прощаются)                     (Фоновая музыка)

 Рассказчик 1: - Сел Иван на коня, взял меч и поскакал к Змею Горынычу головы рубить.

Рассказчик 2: - А в башню – то попасть не может: нет в ней дверей, только окошечко под самыми облаками. Стоит Иван растерянный и не знает, как ему дальше быть. Вдруг слышит, будто зовет его кто-то. Оглянулся вокруг, а это его друзья, Фатима и Али.

(Фоновая Киргизская национальная мелодия)

Кричат оба: - Иван, мы спешим к тебе на помощь!

Рассказчик 1: - Встретились, обнял он своих друзей из КИРГИЗИИ – Фатиму и Али.             

Фатима: - Возьми эту веревку.

Али: - Да луг тугой, привяжи веревку к стреле да пусти её в небо.

           Как зацепится стрела за башню, влезешь по веревке в окошечко.

Рассказчик 2: Сказано – сделано.

Иван: - Спасибо Вам друзья за помощь!                                        (Фоновая музыка)

 Рассказчик 1: - Сел Иван на коня, взял меч и поскакал к башне. Натянул тугой лук и пустил в небо стрелу, а как зацепилась она крепко за башню, залез по веревке в окошечко.

(Иван сражается со Змеем Горынычем)

Рассказчик 1: - День бился Иван с Горынычем. Ночь бился. Одолел он Змея Лютого.   - Стало светло и мирно на земле. И выщла на встречу Ивану его Любавушка,   поклонилась ему в пояс и молвила.

Любава: (поклон) - Спасибо, Ваня, за смелость и храбрость твою. - Не побоялся Змея лютого, освободил всех от беды страшной! За это благодарствую!    (целует в обе щеки)

Иван: - Я бы один не справился, спасибо друзьям моим за помощь в беде!

Все герои выходят, строятся в ряд и кланяются в пояс.

Рассказчики вместе: - Всех друзей пригласил. И был пир на весь мир!

                                     - Тут и сказочке конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!

 

Дети водят «Большой хоровод» (муз. А. Хайт, сл. Е. Жигалкина)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры "Поезд дружбы"

В современнном мире большое  внимание уделяется вопросам талирантности, а именно этно (национальности). Коснувшись его я практически не нашла нужного материала. Пришлось самой придумыва...

Методическая разработка. Развлечение "Праздник дружбы и доброты"

Методическая разработка.  Развлечение "Праздник дружбы и доброты"...

Методическая разработка на тему «Дружба очень нам нужна»

Игра – занятие по социально-коммуникативному развитию «Дружба очень нам нужна»  Вторая младшая группаЦель: Развивать коммуникативные навыки у детей младшего дошкольного воз...

Методическая разработка. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности» Сценарий сказки «Как Иван Змея Горыныча победил» или «Сказка о дружбе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 «СКАЗКА» Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА                ...

Методическая разработка. «Что такое дружба?»

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия по  ознакомлению с окружающим миром в средней группе.Открытое занятие....