Консультация для педагогов "Дидактические игры по формированию финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте".
консультация (старшая группа)

Митрошенкова Светлана Анатольевна

      Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

      Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
      Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
     Грамотное отношение к собственным деньгам в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

      Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

      Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

      К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекательным. 

      Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью  игры, естественно для дошкольника.  Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
  • Объяснять, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  • Сначала зарабатываем - потом тратим.
  • Рассказать, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили»,  соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
  • Объяснять, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.
  • Деньги любят счет.
  • Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
  • Финансы нужно планировать. Приучать вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
  • Договариваться о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
  • Не все покупается.
  • Прививать понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь.
  • Финансы - это интересно и увлекательно.

   

          Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

         В качестве средства формирования основ финансовой грамотности необходимо использовать дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

 В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

        Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

     Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

     В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились в них. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

  С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Ненавязчиво привлекая детей к участию в планировании семейного бюджета, учим их грамотно распоряжаться карманными деньгами. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Наблюдения за играми детей показывает, что их интересует жизнь взрослых. Они с удовольствием играют в игры: «Семья и семейный бюджет», «Магнат», «Супермаркет», «Профессия и товар» и другие.

С помощью игр и практик необходимо объяснить детям:

- как люди зарабатывают деньги и, как заработок зависит от вида деятельности.

- сначала заработать – потом тратить. Чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

- стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

- цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

-деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

-приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

- деньги могут стать объектом чужого интереса. Проговариваем ключевые правила финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

- не все покупается. Главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

        Из выше сказанного можно сделать вывод, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет.

1. «Что продается в магазине?».

Цель – формирование у детей представления о товаре.

Задачи:

1) Познакомить детей с понятием «товар».

2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

2. «Давай положим в корзинку…».

Цель – закрепление у детей представления о товаре.

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
  2. Учить выбирать товары по необходимости.
  3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

- продукты для завтрака,

- подарок на день рождения другу,

- продукты для супа и т.п.

3. «Какой товар лишний?».

Цель – закрепление у детей понятия «товар».

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
  2. Учить выбирать товары по необходимости.
  3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

4. «Что забыли положить в корзинку?».

Цель – формирование представления у детей о «категории товара».

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «категория товара».
  2. Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

5. «Все по полочкам».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

  1. Закрепить понятие «категория товара».
  2. Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине и отбирает нужные карточки.

6. «Путаница».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

  1. Закрепить понятие «категория товара».
  2. Формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

7. «Что угодно для души».

Цель - формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Задачи:

Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.

Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

- сам ребенок, когда он голоден;

- семья, которая ждет гостей;

- мама, выбирающая подарок для дочки;

- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

8. «Что сколько стоит».

Цель – познакомить с понятием «цена».

Задачи:

Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

9. «Давай поменяемся».

Цель – познакомить детей с понятием «обмен».

Задачи:

  1. Закрепить представление о цене товара.
  2. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.
  3. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

 

10. «Деньги»

Цель – познакомить с понятием «деньги».

Задачи:

  1. Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
  2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
  3. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

 

 

 

 

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет.

1. «Нужные покупки»

Цель – закрепить представление детей о деньгах.

Задачи:

  1. Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
  2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
  3. Закрепить представления детей о категориях товаров.
  4. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

2. «Много - мало».

Цель – познакомить детей с понятием «спрос».

Задачи:

  1. Дать представление детям о том, что такое «спрос».
  2. Закрепить представление о «потребности».
  3. Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.
  4. Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.

Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:

- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;

- семья, состоящая из мамы, папы и сына;

- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;

- семья, живущая на Крайнем Севере;

- семья, живущая на юге и т.п.

3. «Дорого – дешево».

Цель – познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Задачи:

  1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
  2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.
  3. Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).
  4. Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Ход игры:

  1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
  2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
  3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

4. «Потребность – возможность».

Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Задачи:

  1. Дать представление детям о понятии «ресурсы».
  2. Сформировать представления детей о понятии «возможности».
  3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

5. «Запланированная покупка».

Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».

Задачи:

  1. Учить детей следовать запланированному «списку покупок».
  2. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

6. «Запланированная покупка - 2».

Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок».

Задачи:

  1. Учить детей составлять «Список покупок».
  2. Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок».
  3. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:

- день рождения;

- поездка на пикник;

- приготовление завтрака (обеда, ужина);

- отправляемся в путешествие;

- ждем гостей и т.п.

7. «Что откуда берется?»

Цель – дать детям представление о производстве товаров.

Задачи:

  1. Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.
  2. Закрепить представление о ресурсах.

Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.

8. «Бюджет».

Цель – познакомить с понятием «бюджет».

Задачи:

  1. Сформировать представление о том, что такое «бюджет».
  2. Сформировать представление о том, что такое «доход».
  3. Сформировать представление о том, что такое «расход».
  4. Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.
  5. Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

8. «Сдача».

Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Задачи:

  1. Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму

покупки.

2) Формировать умение давать сдачу.

  1. Закреплять умение классифицировать товар по категориям.
  2. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок

составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров

определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель

проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить

вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными

буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает

чек.

10. «Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи:

  1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
  2. Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.
  3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).

 

 

Сейчас предлагаю вам поиграть.

Для начала пройдем небольшой тест и узнаем насколько вы финансово грамотный человек.

1. Поставьте 1 балл, если Вы ведете учет доходов и расходов;
2. Поставьте 1 балл, если Вы планируете доходы и расходы на месяц вперед;
3. Поставьте 1 балл, если Вы анализируете свой бюджет за предыдущий месяц;
4. Поставьте 1 балл, если у Вас остаются деньги в конце месяца и Вы не просите в долг «до зарплаты»;
5. Поставьте 1 балл, если у Вас нет кредитов (кредитная карта, потребительский кредит, кредит на бытовую технику, ипотечный кредит, кредит на автомобиль);
6. Поставьте 1 балл, если у Вас минимум три источника дохода;
7. Поставьте 1 балл, если Вы откладываете минимум 10% от своего дохода на ежемесячной основе;
8. Поставьте 1 балл, если Вы имеете «подушку безопасности», т.е. резерв на непредвиденные расходы в размере 3-6 месячных зарплат;
9. Поставьте 1 балл, если инвестируете деньги (депозит, металлические счета, ПИФы, ценные бумаги, доверительное управление, недвижимость и т.д.)
10. Поставьте 1 балл, если у Вас есть личный финансовый план (ЛФП) на ближайшие 5 – 10 – 15 лет вперед.

Результаты теста:

Если Вы набрали больше 7 и больше баллов, то я Вас поздравляю Вы финансово грамотный человек, и значит у Вас все в порядке с личными финансами.
Но если Вы набрали меньше 7 баллов, то Вам стоит задуматься и Вы входите в зону риска. Вам срочно необходимо взяться за свое обучение!

 

Рефлексия. Игра «Груша-яблоко».

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите педагогам нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, взять в руки ножницы и попросите вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное образование - городской округ

город Рязань Рязанской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД № 55»

ИНН 6231043524  ОГРН1026201271799

390000, город Рязань,                                                                                  тел/факс (4912)25-39-73

ул. Павлова, д. 42 а                                                                                      e-mail:  mdou.ds55@yandex.ru

                                                                     сайт http://s1.obr-rzn.ru/dou55

        

Консультация для педагогов

«Дидактические игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»

Подготовила и провела:

  воспитатель 1 категории

Митрошенкова С.А.

                                          Рязань 2023г.

      Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

      Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
      Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
    Грамотное отношение к собственным деньгам в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

      Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

      Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

      К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекательным. 

      Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью  игры, естественно для дошкольника.  Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
  • Объяснять, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  • Сначала зарабатываем - потом тратим.
  • Рассказать, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили»,  соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
  • Объяснять, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.
  • Деньги любят счет.
  • Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
  • Финансы нужно планировать. Приучать вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
  • Договариваться о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
  • Не все покупается.
  • Прививать понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь.
  • Финансы - это интересно и увлекательно.

   

          Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. 

         В качестве средства формирования основ финансовой грамотности необходимо использовать дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

 В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

        Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

     Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

     В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились в них. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

  С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Ненавязчиво привлекая детей к участию в планировании семейного бюджета, учим их грамотно распоряжаться карманными деньгами. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Наблюдения за играми детей показывает, что их интересует жизнь взрослых. Они с удовольствием играют в игры: «Семья и семейный бюджет», «Магнат», «Супермаркет», «Профессия и товар» и другие.

С помощью игр и практик необходимо объяснить детям:

- как люди зарабатывают деньги и, как заработок зависит от вида деятельности.

- сначала заработать – потом тратить. Чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

- стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

- цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

-деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

-приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

- деньги могут стать объектом чужого интереса. Проговариваем ключевые правила финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

- не все покупается. Главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

        Из выше сказанного можно сделать вывод, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет.

1. «Что продается в магазине?».

Цель – формирование у детей представления о товаре.

Задачи:

1) Познакомить детей с понятием «товар».

2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

2. «Давай положим в корзинку…».

Цель – закрепление у детей представления о товаре.

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
  2. Учить выбирать товары по необходимости.
  3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

- продукты для завтрака,

- подарок на день рождения другу,

- продукты для супа и т.п.

3. «Какой товар лишний?».

Цель – закрепление у детей понятия «товар».

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
  2. Учить выбирать товары по необходимости.
  3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

4. «Что забыли положить в корзинку?».

Цель – формирование представления у детей о «категории товара».

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «категория товара».
  2. Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

5. «Все по полочкам».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

  1. Закрепить понятие «категория товара».
  2. Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине и отбирает нужные карточки.

6. «Путаница».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

  1. Закрепить понятие «категория товара».
  2. Формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

7. «Что угодно для души».

Цель - формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Задачи:

Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.

Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

- сам ребенок, когда он голоден;

- семья, которая ждет гостей;

- мама, выбирающая подарок для дочки;

- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

8. «Что сколько стоит».

Цель – познакомить с понятием «цена».

Задачи:

Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

9. «Давай поменяемся».

Цель – познакомить детей с понятием «обмен».

Задачи:

  1. Закрепить представление о цене товара.
  2. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.
  3. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

10. «Деньги»

Цель – познакомить с понятием «деньги».

Задачи:

  1. Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
  2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
  3. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет.

1. «Нужные покупки»

Цель – закрепить представление детей о деньгах.

Задачи:

  1. Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
  2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
  3. Закрепить представления детей о категориях товаров.
  4. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

2. «Много - мало».

Цель – познакомить детей с понятием «спрос».

Задачи:

  1. Дать представление детям о том, что такое «спрос».
  2. Закрепить представление о «потребности».
  3. Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.
  4. Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.

Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:

- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;

- семья, состоящая из мамы, папы и сына;

- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;

- семья, живущая на Крайнем Севере;

- семья, живущая на юге и т.п.

3. «Дорого – дешево».

Цель – познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Задачи:

  1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
  2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.
  3. Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).
  4. Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Ход игры:

  1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
  2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
  3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

4. «Потребность – возможность».

Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Задачи:

  1. Дать представление детям о понятии «ресурсы».
  2. Сформировать представления детей о понятии «возможности».
  3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

5. «Запланированная покупка».

Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».

Задачи:

  1. Учить детей следовать запланированному «списку покупок».
  2. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

6. «Запланированная покупка - 2».

Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок».

Задачи:

  1. Учить детей составлять «Список покупок».
  2. Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок».
  3. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:

- день рождения;

- поездка на пикник;

- приготовление завтрака (обеда, ужина);

- отправляемся в путешествие;

- ждем гостей и т.п.

7. «Что откуда берется?»

Цель – дать детям представление о производстве товаров.

Задачи:

  1. Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.
  2. Закрепить представление о ресурсах.

Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.

8. «Бюджет».

Цель – познакомить с понятием «бюджет».

Задачи:

  1. Сформировать представление о том, что такое «бюджет».
  2. Сформировать представление о том, что такое «доход».
  3. Сформировать представление о том, что такое «расход».
  4. Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.
  5. Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

8. «Сдача».

Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Задачи:

  1. Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму

покупки.

2) Формировать умение давать сдачу.

  1. Закреплять умение классифицировать товар по категориям.
  2. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок

составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров

определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель

проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить

вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными

буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает

чек.

10. «Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи:

  1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
  2. Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.
  3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).

Сейчас предлагаю вам поиграть.

Для начала пройдем небольшой тест и узнаем насколько вы финансово грамотный человек.

1. Поставьте 1 балл, если Вы ведете учет доходов и расходов;
2. Поставьте 1 балл, если Вы планируете доходы и расходы на месяц вперед;
3. Поставьте 1 балл, если Вы анализируете свой бюджет за предыдущий месяц;
4. Поставьте 1 балл, если у Вас остаются деньги в конце месяца и Вы не просите в долг «до зарплаты»;
5. Поставьте 1 балл, если у Вас нет кредитов (кредитная карта, потребительский кредит, кредит на бытовую технику, ипотечный кредит, кредит на автомобиль);
6. Поставьте 1 балл, если у Вас минимум три источника дохода;
7. Поставьте 1 балл, если Вы откладываете минимум 10% от своего дохода на ежемесячной основе;
8. Поставьте 1 балл, если Вы имеете «подушку безопасности», т.е. резерв на непредвиденные расходы в размере 3-6 месячных зарплат;
9. Поставьте 1 балл, если инвестируете деньги (депозит, металлические счета, ПИФы, ценные бумаги, доверительное управление, недвижимость и т.д.)
10. Поставьте 1 балл, если у Вас есть личный финансовый план (ЛФП) на ближайшие 5 – 10 – 15 лет вперед.

Результаты теста:

Если Вы набрали больше 7 и больше баллов, то я Вас поздравляю Вы финансово грамотный человек, и значит у Вас все в порядке с личными финансами.
Но если Вы набрали меньше 7 баллов, то Вам стоит задуматься и Вы входите в зону риска. Вам срочно необходимо взяться за свое обучение!

Рефлексия. Игра «Груша-яблоко».

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите педагогам нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, взять в руки ножницы и попросите вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...

«Дидактические игры по формированию финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»

laquo;Дидактические игры по формированию финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Буклет "Квест-игра как средство формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Квест-игры по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста – это универсальная образовательная технология, которая помогает расширить представления дошкольников о деньгах, как можно правильно...

Квест-игра по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну Экономику»

Эффективным методом экономического воспитания является использование дидактических игр в обучении детей элементам финансовой грамотности, что обусловлено рядом причин:игровая деятельность как ведущая ...

Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА. Возраст: 5-7 лет.

3. Содержание игры.Игра состоит из двух основных этапов: театрализованного представления и заданий квеста. Группа детей представляет собой единую команду. Столы сдвинуты так, чтобы все были едины и в ...