Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики «Ладушки-ладошки»
рабочая программа (младшая группа)
Данная программа составлена для развития мелкой моторики рук у дошкольников раннего возраста. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Поэтому следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по развитию мелкой моторики
«Ладушки-ладошки»
Срок реализации: 1 год
Возраст: 2-3года
Автор – составитель:
Воспитатель
Соломон Ю.П.
1.Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Данная программа составлена для развития мелкой моторики рук у дошкольников раннего возраста. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Поэтому следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста.
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками,но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека;
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
2.Актуальность программы
Актуальность дополнительного образования по направлению развитие мелкой моторики рук с элементами изодеятельности заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Программа носит комплексный характер, включает в себя изучение различных приемов работы с материалами, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие
способности.
Приобретая практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают поделки своими руками, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды деятельности.
2.1 Цель и задачи программы
Цель данной программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями; развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом; способствовать овладению детьми пальчиковыми играми; развитию тактильных ощущений, мелкой моторике пальцев рук, глазомера, логического мышления, воображения, создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики; побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.
Возрастные особенности детей 2-3лет
Особенности мелкой моторики у детей 2 -3 лет:
Мелкой моторикой называется способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и ног, кистями в результате координации действий таких основных систем организма, как мышечная, костная, нервная. Нередко относительно развития пальцев УК используется термин «ловкость».
К области мелкой моторики детей относятся самые разнообразные движения, от самых простых жестов вроде захвата игрушки, до сложнейших движений – рисования, письма. Поэтому развитие мелкой моторики исключительно важно для каждого ребенка с периода рождения. Изначально малыши просто изучают свои руки и только после этого обучаются науке управления ими.
Основная и важнейшая особенность мелкой моторики непосредственно связана с нервной системой, памятью, вниманием и восприятием ребенка. При этом она тесно взаимосвязана с развитием речи малышей. Объясняется эта связь близким расположением в головном мозге центров речевого и моторного. Поэтому активация речевого центра происходит при стимуляции пальцев рук. Помимо речи мелкая моторика оказывает огромное влияние на формирование почерка, скорость реакции и ловкость рук ребенка.
2.2 Условия реализации программы
Занятия проводятся с октября по апрель включительно 2 раза в неделю по одному учебному часу, во второй половине дня.
Длительность одного учебного часа: 10-15 минут (2-3 года)
Количество занятий: 64
Форма обучения – групповая, индивидуальная
Программа реализуется в формате совместных занятий детей и педагога. Отбор детей проводится в соответствии с желанием родителей и индивидуальными особенностями детей.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- Тесто для лепки
- Гуашь
- Дощечки для моделирования
- Пальчиковые краски
- Ватные палочки
- Поролоновые шарики
- Подносы
- Матерчатые салфетки
- Таз с фасолью
- Стаканы для воды
- Подставки под кисти
- Кисти
- Игрушки от киндеров
- Картон цветной
- Прищепки
- Счётные палочки
- Деревянные палочки
Количество материалов соответствует числу детей, присутствующих на занятии.
3. Учебный план программы
Возрастные группы | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Продолжительность занятий | Кол-во занятий в год |
2-3года | 2 | 8 | 10-15 мин | 64 |
4. Содержание и форма программы.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, игры с детьми, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, конкурс работ, вручение готовых работ родителям.
Для развития моторики рук используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, );
- рисование (на песке, пальчиками, ладошками, пластилином, закрашивание);
- работа с сыпучими материалами (крупа, песок);
- работа с бумагой (аппликация);
- работа со шнурками, нитками
- лепка, изготовление поделок из различных материалов;
Подходы и методы реализации программы:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
5. Календарно-тематический план.
Календарный план – график занятий с детьми 2-3 лет
Месяц | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц |
Октябрь | 2 | 7 1 диагностика |
Ноябрь | 2 | 8 |
Декабрь | 2 | 8 |
Январь | 2 | 8 |
Февраль | 2 | 8 |
Март | 2 | 8 |
Апрель | 2 | 8 |
Май | 2 | 7 1 диагностика |
Итого | 64 |
5.1 Учебно – тематический план занятий с детьми 2-3лет (10-15 мин)
Срок реализации | Тема занятия | Задачи | Оборудование |
Октябрь Ноябрь Декабрь
Январь
Февраль Март Апрель Май |
| Выявить умения детей по работе с красками, пластилином, бумагой, выполнение движений пальчиковых игр в соответствии с текстом. | Бумага, пластилин, гуашь, кисти, салфетки |
| Познакомить детей с колючим массажным мячиком, показать как можно играть с ним- раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу | Массажный мячик | |
| Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с правилами игр с песком. Показать приемы получения точек и коротких линий. | Емкости с песком | |
| Познакомить детей с прищепками; учить прикреплять прищепки к основе из картона; подбирать цвет и размещать их согласно образцу; развивать любовь к прекрасному; показать красоту изделий. Организация рабочего пространства. Показать готовые работы и заинтересовать детей. | Бельевые прищепки | |
| Вызвать интерес к работе с пластилином, учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху, сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать работу мышцы руки путем примазывания пластилина | Вырезанные из желтого картона шаблоны подсолнухов без семечек, пластилин черного или серого цвета, дощечки для моделирования, салфетки | |
| Укреплять мышцы пальцев рук и кистей; | Цветные карандаши | |
| Учить прикреплять правильно листочки к овощам. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | Прищепки, шаблоны овощей | |
| Учить детей пользоваться поролоновым тампоном для рисования способом примакивания, правильно держать тампон за кончик тремя пальчиками, пользоваться трафаретами, развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. | Поролоновые шарики, гуашевые краски разных цветов, картон, салфетки, клеенки, муляжи овощей и фруктов. | |
| Развить мышление и тактильные ощущения ребенка. | Мешок и различные овощи. | |
| Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение. Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. | Листы бумаги, пальчиковые краски синего цвета | |
| Формировать умение разжимать и сжимать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, выполнять соотносящее действия, координировать мелкие движения рук. | прищепки | |
| Развивать мелкую моторику творческую активность, пространственное мышление, фантазию, усидчивость, аккуратность. | Сухие листья различных деревьев, лист картона, клей ПВА | |
| Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения; | Грецкие орехи | |
| Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) | подносы с песком, с манной крупой | |
| Закрепить название основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх - вниз). | прищепки | |
| Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, стимулировать тактильные ощущения | Таз с фасолью, мелкие игрушки из киндер сюрпризов | |
| Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии, используя оттиск; последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. | Штампы из картофеля, гуашь, кисточки | |
| Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок. | Старые сумки, портфели, кошельки с различными видами застежек, мелкие предметы (фантики, шарики, мелкие игрушки и др.) | |
| Познакомить с необычной техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение. | Картон, пальчиковые краски , салфетки, клеенки, кисти, тряпочки | |
| Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | Коробки разных цветов,прищепки | |
| Продолжаем учить детей рисовать пальчиком. | Листы голубово цвета, белая гуашь | |
| Учить детей собирать из мелких частей мозаики различные геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук | Мозаика | |
| Продолжать укреплять мышцы пальцев рук и кистей | Еловые шишки | |
| Учить детей создавать на бумаге из пластилина картинку. Развивать творческое воображение, навык ориентировки на плоскости листа бумаги. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность. | Альбомные листы бумаги, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, салфетки | |
| Учить прикреплять прищепки к основе из картона; подбирать цвет и размещать их согласно образцу; вызвать желание украсить группу. Показ образца, объяснение, показ работы. Продуктивная деятельность детей. | Шаблоны, прищепки | |
| Познакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Картон, нитки мулине зеленого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением елочки | |
| Укреплять мышцы пальцев рук и кистей | шарики су-джоку. | |
| Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений рук, глазомер. | Картон, ватные диски, клей ПВА, клеенки, салфетки, кисти | |
| Перепутаны 2 матрешки-нужно правильно собрать. Стимулируем тактильные ощущения. | Матрешки | |
| Учить рисовать ватными палочками, выполнять работу на основе собственных наблюдений, ритмично наносить точки по всему листу бумаги. | Листы бумаги синего цвета, кленки, ватные палочки, белая гуашь, салфетки | |
| Формировать умения правильно подбирать прищепки по цвету. Развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение. | Шаблоны шариков, прищепки | |
| Учить наносить пластилин на картон, делать оттиски на пластилине крышкой от фломастера, развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, координацию движений рук. | Картон, цветной пластилин, мыльные пузыри, крышки от фломастеров, пластиковых бутылок | |
| Укреплять мышцы пальцев рук и кистей | карандаши | |
| Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | подносы с манной крупой | |
| Познакомить детей со счетными палочками. Показать какие узоры можно из них сложить. | Счетные палочки | |
| Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по всему листу. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук. | Дощечки для моделирования, пластилин желтого цвета, картон синий | |
| Игры с сухим бассейном: перебирание круп (фасоль, рис, гречка) | Таз с разными крупами | |
| Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы, используя трафарет. Учить соотносить предметы по цвету | Гуашь разных цветов, альбомные листы, поролоновые тампоны, салфетки. | |
| Развивать соотносящие движения рук. Совершенствовать у детей зрительно-моторную координацию и произвольную регуляцию движений. | Колечки су-джоку | |
| Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, втыкать спички в пластилин, развивать мелкую моторику, воспитывать отзывчивость и доброту. | Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, спички, салфетки | |
| Развивать мелкую моторику, пространственное воображение, способствовть развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. | Прищепки | |
| Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук. | Макароны, разноцветные шнурки | |
| Развивать мышление, мелкую моторику рук, внимание и координацию движений ребёнка. | 2 тарелки,крупа,ложка | |
| Продолжать знакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Картон, нитки мулине желтого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением цыпленка | |
8.Игра «Чудесный мешочек» | Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка) | Игрушки | |
| Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом лепки – вдавливание. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами) | Небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина, фасоль, горох, и другие мелкие предметы | |
| Развивать мелкую моторику пальцев и рук. | Прищепки | |
| Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие – лучики | подносы с песком, с манной крупой | |
| Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание | шнуровки «Поросенок», «Зайчик»,«Утенок» | |
| Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики, большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей, развивать творческое воображение, фантазию. | Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, игрушка-неваляшка, салфетки | |
| Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета. | бельевая веревка, цветные платочки, прищепки | |
| Продолжать знакомить детей с техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, приучать работать коллективно. | Ватман, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки | |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую фантазию, интерес к работе с песком, согласованные движения обеих рук. | подносы с песком, с манной крупой | |
| Развивать координацию пальцев рук | Деревянные палочки | |
| Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по в определенном месте-на крыльях божьей коровки. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук | Дощечки для моделирования, пластилин черного цвета, альбомный лист с изображением божьей коровки | |
| Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость. Обогащать сенсорный опыт детей. | Прищепки | |
| Продолжать учить детей рисовать, делая отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Альбомные листы, пальчиковые краски разных цветов, салфетки | |
| Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации. | Картон, клей, салфетки | |
| Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Счетные палочки, геометрические фигуры | |
| Выявить, чему научились дети в течении года, какие навыки и умения получили в работе с пластилином, красками, карандашами | Краски, пластилин, карандаши, бумага, салфетки |
6. Ожидаемый результат
У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.
7. Мониторинг
Цель проведения диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики у детей.
Методы и приёмы диагностики
- Наблюдение;
- Беседа;
- Игровые приемы.
Критерии оценивания:
- Умение разминать пальцами и ладошками пластилин .
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.
- Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь –ребро.
Система показателей
Каждый показатель оценивается исходя из 3-х степеней оценки:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (В) 6 баллов
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (С) 4-5 баллов
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (Н) до 3 баллов
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности ,
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей осуществляющих в рамках индивидуальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия – кружка.
8.Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.17.
2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
5. Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006 - 192 с.- (Ранний возраст) 6. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007, - 56 с.: цв. вкл. 7. Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: . – 72 с. Книголюб, 2006. - (Психологическая служба)
8. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика -синтез, 2007 – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа раннего развития "Вместе с мамой"
Программа нацелена на всестороннее развитие детей раннего возраста, их социализацию и адаптацию к дошкольному учреждению. Программа даёт возможность получить психологическую, просветительскую и практи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (физическое развитие) «Школа мяча»
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа (физическое развитие)«Школа мяча» Пояснительная записка На современном этапе развития общества выявлена тенденция к у...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для развития мелкой моторики и артикуляции «пальчик, ручка, язычок»
Кружковая работа по развитию речи с детьми от двух до четырёх лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей дошкольников "Сказочный мир"
Социально - художественная направленность. Календарный план работы с детьми 4-5 лет с описанием планируемых результатов и диагностикой на начало и конец учебного года....

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитии коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор «Тамчылар»
Цель кружка: Познакомить детей с самобытностью народной культуры. Приобщить к культуре татарского народа, его духовным и нравственным ценностям. Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и устному т...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей дошкольников "Сказочный мир" Возраст 4-5 лет.
Занятия театрализованной деятельностью. Кружковая работа....