РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
статья по развитию речи на тему
Использование сюжетно-ролевых игр в работе по развитию коммуникативной сферы дошкольников с нарушениями речи является одним из современных методов, который используют логопеды и психологи для решения коррекционных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Брянкина С.В.
МБДОУ детский сад №8 «Рябинка», г. Котовск Тамбовской обл.
Использование сюжетно-ролевых игр в работе по развитию коммуникативной сферы дошкольников с нарушениями речи является одним из современных методов, который используют логопеды и психологи для решения коррекционных задач. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.[1]
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. По мнению С. Я. Рубинштейн, игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. А в раннем и дошкольном возрасте общение ребенка со взрослыми и сверстниками является важным фактором психического развития. В процессе коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности.[3] Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
Интерес к проблеме развития коммуникативной сферы детей с нарушениями речи в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире. Исследования отечественных и зарубежных Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др. рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре.
У детей с относительно высоким уровнем развития речи исследователями было выделено следующее особенности коммуникации: они оперировали большим количеством слов, в их высказываниях были представлены все основные части речи. Больше всего эти дети употребляли существительные конкретного значения, меньше – глаголов. В целом, для речи детей данной группы характерны многочисленные повторения, шаблонность.
У детей со средним уровнем развития речи наблюдалось употребление в основном существительных, незначительное количество остальных частей речи. При построении связного высказывания дети пользовались простым распространенным предложением, имелись единичные попытки построения сложных синтаксических конструкций. Эти дети подвижны, расторможены, быстро утомляются, мешают остальным.
В следующую группу вошли дети, имеющие уровень речевого развития ниже среднего, о чем свидетельствовали выраженные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении фразы. При построении высказываний испытуемые использовали простые распространенные и нераспространенные предложения, составление рассказа было возможным только при оказании помощи педагогом. [4]
Поведение дошкольников в ситуации общения свидетельствовало о значительном смущении, в некоторых случаях – страхе перед собеседником, при разговоре они отводили взгляд в сторону, были скованны. Эти дети отличались пассивностью на занятиях, предпочитали индивидуальные игры, редко обращались к педагогу с просьбами. Одним из эффективных средств развития коммуникативных умений специалисты считают сюжетно-ролевую игру. [2]
Мы теоретически выявили, что целенаправленная логопедическая работа по формированию речевого общения в игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи является эффективным средством развития связной речи и коммуникативных умений у данной категории детей.
В ходе игровой деятельности дети объединяются в игровые коллективы, перенимают друг от друга имеющиеся знания, необходимость объединяться со сверстником стимулирует развитие связной речи и коммуникативных умений. Педагог организуя игру, руководит процессом общения детей.
Таким образом, коммуникативные способности у детей дошкольникольного возраста с ОНР будут развиваться успешно, если педагог организует сюжетно-ролевую игру, действия в которой будут направлены на развертывание диалога со сверстником и взрослым. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Литература
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987.
- Жукова, Н.С.,Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Е. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Рубинштейн С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у
детей.-// Основы общей психологии.– Т. 1. – М.: 1989.
- Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальный педагогический опыт по теме: "Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью игр экологического содержания"
Актуальный педагогический опыт по теме:"Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста" выполнен мной на базе МБДОУ детский сад № 41 г. Белгорода. Он содержит опирание моей работы ...
Социализация детей младшего дошкольного возраста с помощью сюжетно – ролевых игр
Задачи: •Развитие игровой деятельности детей; •Приобщение к элементарным общепринятыми нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через сюжетно – р...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук «Техника рисования Эбру»
Актуальность методической разработки. Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации предполагают постоянное обновление условий и индивидуального подхода, поиск...
Тема самообразования:Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
Социальная природа ролевой игры очень важна!Ведь игра-универсальный способ жизнедеятельности ребенка.Все знания и умения,которые дети получают в разных видах деятельности, находят отражение в иг...