Профилактика нарушений осанки дошкольников на занятиях по физической культуре
методическая разработка
Дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно – профилактической работе, которая должна быть направлена на коррекцию осанки координацию всего опорно–двигательного аппарата, укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya_22-23_kazarinova.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка» корпус «Звездочка»
Тема: «Профилактика нарушений осанки дошкольников на занятиях по физической культуре »
Выполнила:
Инструктор по физической культуре
Казаринова Галина Михайловна
1 квалификационная категория
с.Омутинское, 2022г.
Тема: «Профилактика нарушений осанки дошкольников на занятиях по физической культуре »
1.Актуальность темы:
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж. Ж. Руссо
Актуальность работы определена тем, что дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. С физиологической точки зрения осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного положения тела. Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций, но
и физической выносливостью ребёнка. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развёрнуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности правильная осанка создаёт условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний. При неправильной осанке может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов, и ребёнок больше подвержен частым респираторным заболеваниям.
У детей дошкольного возраста осанка еще не сформирована окончательно. Поэтому при неблагоприятных условиях внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются следующими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи выдвинуты вперед и т.д., что в будущем может привести к искривлению позвоночника. По этим причинам выявления начальных форм нарушений осанки и их профилактика эффективные именно в дошкольном возрасте.
Цель: создать комплексную систему оздоровительно-коррекционной работы с детьми, направленной на профилактику нарушения осанки на занятиях по физической культуре
Задачи:
1. Повышение своего профессионального уровня в изучении здоровьесберегающих технологий
2. Внедрение и применение упражнений и игр по профилактике нарушения осанки на занятиях по физической культуре.
3.Формировать у родителей и воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.
2. Работа по реализации темы самообразования.
Дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно – профилактической работе, которая должна быть направлена на коррекцию осанки координацию всего опорно –двигательного аппарата, укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
- Повышение профессионализма:
1.Изучение и применение в работе здоровьеберегающих технологий.
2. Разработка комплексов упражнений по профилактике осанки в различных возрастных группах;
3. Применение подвижных игр в коррекционно-оздоровительной работе.
- Работа с детьми:
1.Подводить каждого ребёнка к пониманию значения физических упражнений для закаливания и оздоровления своего организма.
2.Воспитать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
3. Знакомить детей со строением тела (это помогает ощущать,
«осознавать» двигательный процесс в целом и отдельные движения);
4. Учить ребёнка креативности не только в спорте, но и в жизни;
5.Учить владеть своим телом в движении;
6. Систематически учить детей самостоятельно регулировать физическую нагрузку, чередуя её с расслаблением и восстановлением сил (через дыхательные упражнения).
Наиболее удачной и оптимальной формой занятий по физической культуре – образно-игровая. Структура занятия строится с учётом заинтересованности детей в целенаправленной двигательной деятельности. Для этого используют частую смену движений с разной физической нагрузкой, разным темпом, под музыку различного характера.
Вся работа основана на следующих принципах дидактики:
- доступность и постепенность –от простого к сложному;
- систематичность;
- сознательность и активность взрослого и детей в двигательной деятельности на протяжении всего времени занятий.
- Организация взаимодействия с родителями.
В тесном сотрудничестве с родителями воспитателем решаются задачи воспитания и развития детей по формированию правильной осанки. Дошкольный возраст является периодом, когда ребенок особенно привязан к дому, семье, при этом родители не всегда уделяют должного внимания формированию правильной осанки у ребенка. Поэтому, именно семья несет ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.
В работе с родителями по профилактике нарушений осанки планируются использовать следующие формы и способы работы:
1) наглядный материал в виде «Памятки по созданию условий для сохранения правильной осанки…»; «Причины нарушений осанки»;
2) консультации на собраниях для родителей: «Профилактика и коррекция осанки»;
3) открытые занятия, показ занятий по физической культуре в Дни здоровья;
4) анкетирование.
Дополнительно для родителей будут разработаны рекомендации:
• Закаливайте своих детей;
• Следите, в какой позе спит ребенок, сидит за столом и т.д.;
• Следите за двигательной активностью ребенка;
Повышение эффективности профилактики нарушений осанки у детей возможно лишь при условии, если данный процесс приобретает характер педагогической системы, построенной на основе интеграции современных знаний в области оздоровительной и лечебной физической культуры в образовательном процессе и взаимодействии семьи, педагогов и медиков ДОУ.
4. План работы по реализации темы самообразования на 2022-2023 учебный год:
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1.Асачева Л., Горбунова О. Система занятий по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста – Детство-Пресс, 2013. 2. М.П., В.П. Шульпина «Использование оздоровительной гимнастики в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста». 3.Коновалова Н.Г. Профилактика нарушения осанки у детей: занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской творческой деятельности – Учитель, 2020. 4.Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей./ М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002 5.Интернет-ресурсы. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | В течение года | Наблюдение за осанкой детей. | Коррекция нарушений осанки. |
В течение года | Утренняя гимнастика, физкультурные занятия с включением упражнений для укрепления мышц спины и профилактики нарушений осанки. | Ежедневная физическая нагрузка на протяжении дня. | |
В течение года | Внедрение закаливающих процедур и мероприятий в режимные моменты. | Закаливающие мероприятия под наблюдением медицинского работника. | |
Октябрь | Организация деятельности в соответствии с планом «Недели здоровья» | Неделя здоровья в ДОУ. | |
Ноябрь | |||
Январь | Игры и упражнения с мячом. | Совместная и самостоятельная деятельность. | |
Февраль | Игры и упражнения для профилактики нарушения осанки | Совместная и самостоятельная деятельность. | |
Март | Подготовка к открытому мероприятию. | Открытое мероприятие «Ровная спинка» | |
Апрель-май | Гимнастика пробуждения для профилактики нарушения осанки. | Ежедневная гимнастика с включением упражнений для осанки. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Подготовка информации для родителей | Буклет на тему «Профилактика нарушений осанки». |
Октябрь | Изготовление пособий для занятий физическими упражнениями, пополнение оборудованием из подручных средств. | Оборудованный физкультурный зал. | |
Ноябрь | Изготовление буклета для родителя и ребенка | «Игры и упражнения для сохранения правильной осанки» | |
Декабрь | Подготовка к показу утренней оздоровительной гимнастики. | Показ утренней оздоровительной гимнастики. | |
Февраль | Консультация «Меню для здорового позвоночника» | Консультация на родительском собрании. | |
Май | Подготовка информации к презентации (сбор информации, фотографий). | Презентация на итоговом родительском собрании. | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации для составления картотеки игр, упражнений, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения для профилактики правильной осанки. | |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Профилактика нарушений осанки в ДОУ». | Выступление на педсовете. | |
Март | Сбор информации, оформление презентации из опыта работы на тему «Создание благоприятной среды в ДОУ для профилактики нарушений осанки» | Выступление на районном МО. | |
Май | Отчёт о результатах работы по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
5. Ожидаемый результат реализации темы самообразования
- повышение профессионального уровня инструктора по физической культуре;
- создание системы занятий по физической культуре, направленных на , формирование здоровых, физически развитых, увлечённых спортом воспитанников, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
- снижение показателей заболеваемости;
- положительная динамика показателей физического развития детей.
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.
6.Список литературы:
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 811 с.
2. Алексеева, Л. М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики [Текст] / Л. М. Алексеева – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 208 с.
3. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду [Текст] / Е. А. Алябьева. – М. : Сфера, 2003. – 88 с.
4. Барбашов, С. В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников [Текст] / C. B. Барбашов. – Омск, 2000. – 389 с. 5. Безруких, М. М., Физиология развития ребенка [Текст] : теоретические и прикладные аспекты / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. – М. : Академия, 2002. – 416 с.
6. Безруких, М. М., Возрастная физиологи [Текст] : физиология развития ребенка / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М. : Академия, 2003. – 416 с.
7. Белая, К. Ю., Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К. Ю. Белая, В. А. Зимонина. – М. : Просвещение, 2000. – 94 с.
8. Васильева, М. А., Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
9. Виноградов, П. А., Основы физической культуры и здорового образа жизни [Текст] / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. – М. : Просвещение, 1996. – 587 с.
10. Воротилкина, И. П. Организация двигательной активности дошкольников. [Текст] / И. П. Воротилкина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 26-31.
11. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15714.htm (дата обращения 29.07.2017).
12. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] / – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 03.08.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по стране «Физическая культура» конспект занятия по физической культуре в старшей группе с элементами круговой тренировки.
Цель: Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Задачи:Образовательная: закреплять технику ходьбы и бега; формировать правильну...
Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...
Физическая культура: Открытое занятие по физической культуре на тему: "Введение мяча с правой и левой рукой"
Тема: «Введение мяча с правой и левой рукой»Цель: Приобщение детей к занятию спортом и спортивными играми. Привитие потребности в здоровом образе жизни.Задачи:Развивать и совер...
Нетрадиционная форма работы на занятиях по физической культуре. Конструирование на занятии по физической культуре
Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, который носит познавательный и творческий характер и направлен на создание определенного предмета. Сегодняшний день требует от челове...
Презентация по физической культуре : Социализация детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и спорту на тему "Россия и Крым - одна семья!"
Данный материал представлен в форме презентации: на слайдах отражены: цель, задачи, этапы проекта, прогнозируемый результат. Также показана актуальность воссоединения Крыма с Россией.Представлен ...
конспект занятия по физкультуре в средней группеКонспект занятия по «Физической культуре» в средней группе занятие 7 Доминирующая ОО: «Физическое развитие» Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие
Конспект занятия по «Физической культуре» в средней группе занятие 7Доминирующая ОО: «Физическое развитие»Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие»,...
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: « ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ» В СТАРШИХ ГРУППАХ
Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и обучения детей, можно отметить рост количества воспитанников с ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют нарушения всех видов моторики: общей, мел...