Профилактика нарушений осанки дошкольников на занятиях по физической культуре
методическая разработка

Казаринова Галина Михайловна

Дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно – профилактической работе, которая должна быть направлена на коррекцию осанки координацию всего опорно–двигательного аппарата, укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_22-23_kazarinova.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка» корпус «Звездочка»

Тема:  «Профилактика  нарушений осанки  дошкольников на занятиях по физической культуре »

Выполнила:

Инструктор по физической культуре

Казаринова Галина Михайловна

1 квалификационная категория

с.Омутинское, 2022г.

Тема:  «Профилактика  нарушений осанки  дошкольников на занятиях по физической культуре »

1.Актуальность темы:

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж. Ж. Руссо

                Актуальность работы определена тем, что дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений.    С физиологической точки зрения осанка является своеобразным навыком, сочетанием  условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного положения тела. Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций, но

и физической выносливостью ребёнка. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развёрнуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности правильная осанка создаёт условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний. При неправильной осанке может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов, и ребёнок больше подвержен частым респираторным заболеваниям.

У детей дошкольного возраста осанка еще не сформирована окончательно.   Поэтому при неблагоприятных условиях внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются следующими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи выдвинуты вперед и т.д., что в будущем может привести к искривлению позвоночника. По этим причинам выявления начальных форм нарушений осанки и их профилактика эффективные именно в дошкольном возрасте.

Цель: создать комплексную систему оздоровительно-коррекционной работы с детьми, направленной на профилактику  нарушения осанки на занятиях по физической культуре

Задачи:

1. Повышение своего профессионального уровня в изучении здоровьесберегающих технологий

2. Внедрение и применение упражнений и игр по профилактике нарушения осанки  на занятиях по физической культуре.

3.Формировать у родителей и воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.

2. Работа по реализации темы самообразования.

Дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно – профилактической работе, которая должна быть направлена на коррекцию осанки координацию всего опорно –двигательного аппарата, укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.

  • Повышение профессионализма:

1.Изучение и применение в работе здоровьеберегающих технологий.

2. Разработка комплексов упражнений  по профилактике осанки в различных возрастных группах;

3. Применение подвижных игр в коррекционно-оздоровительной работе.

  • Работа с детьми:

1.Подводить каждого ребёнка к пониманию значения физических упражнений для закаливания и оздоровления своего организма.

2.Воспитать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

3. Знакомить детей со строением тела (это помогает ощущать,

«осознавать» двигательный процесс в целом и отдельные движения);

4. Учить ребёнка креативности не только в спорте, но и в жизни;

5.Учить владеть своим телом в движении;

6. Систематически  учить детей самостоятельно регулировать физическую нагрузку, чередуя её с расслаблением и восстановлением сил (через дыхательные упражнения).

Наиболее удачной  и  оптимальной  формой  занятий по физической культуре – образно-игровая. Структура  занятия  строится с учётом заинтересованности детей в целенаправленной двигательной деятельности. Для этого используют частую смену  движений с разной физической нагрузкой, разным темпом, под музыку различного характера.

Вся работа основана на следующих принципах дидактики:

- доступность и постепенность –от простого к сложному;

- систематичность;

- сознательность и активность взрослого и детей в двигательной деятельности на протяжении всего времени занятий.

  •  Организация взаимодействия с родителями.

В тесном сотрудничестве с родителями воспитателем решаются задачи воспитания и развития детей по формированию правильной осанки. Дошкольный возраст является периодом, когда ребенок особенно привязан к дому, семье, при этом родители не всегда уделяют должного внимания формированию правильной осанки у ребенка. Поэтому, именно семья несет ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.

В работе с родителями по профилактике нарушений осанки планируются использовать  следующие формы и способы работы:

1) наглядный материал в виде «Памятки по созданию условий для сохранения правильной осанки…»;  «Причины нарушений осанки»;

2) консультации на  собраниях для родителей: «Профилактика и коррекция осанки»;

3) открытые занятия, показ занятий по физической культуре  в Дни здоровья;

4) анкетирование.

Дополнительно для родителей будут разработаны рекомендации:

• Закаливайте своих детей;

• Следите, в какой позе спит ребенок, сидит за столом и т.д.;

• Следите за двигательной активностью ребенка;

Повышение эффективности профилактики нарушений осанки у детей возможно лишь при условии, если данный процесс приобретает характер педагогической системы, построенной на основе интеграции современных знаний в области оздоровительной и лечебной физической культуры в образовательном процессе и взаимодействии семьи, педагогов и медиков ДОУ.


4. План работы по реализации темы самообразования на 2022-2023 учебный год:

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Асачева Л., Горбунова О. Система занятий по профилактике нарушений осанки  у детей дошкольного возраста – Детство-Пресс, 2013.

2. М.П., В.П. Шульпина «Использование оздоровительной гимнастики в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста».

3.Коновалова Н.Г. Профилактика нарушения осанки у детей: занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской творческой деятельности – Учитель, 2020.

4.Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей./ М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002

5.Интернет-ресурсы.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

В течение года

Наблюдение за осанкой детей.

Коррекция нарушений осанки.

В течение года

Утренняя гимнастика,   физкультурные занятия с включением упражнений для укрепления мышц спины и профилактики нарушений осанки.

Ежедневная физическая нагрузка на протяжении дня.

В течение года

Внедрение закаливающих процедур и мероприятий в режимные моменты.

Закаливающие мероприятия под наблюдением медицинского работника.

Октябрь

Организация деятельности в соответствии с планом «Недели здоровья»

Неделя здоровья в ДОУ.

Ноябрь

Январь

Игры и упражнения с мячом.

Совместная и самостоятельная деятельность.

Февраль

Игры и упражнения для профилактики нарушения осанки

Совместная и самостоятельная деятельность.

Март

Подготовка к открытому мероприятию.

Открытое мероприятие «Ровная спинка»

Апрель-май

Гимнастика пробуждения для профилактики нарушения осанки.

Ежедневная гимнастика с включением упражнений для осанки.

Работа с семьёй

Сентябрь

Подготовка информации для родителей

Буклет на тему «Профилактика нарушений осанки».

Октябрь

Изготовление пособий для занятий физическими упражнениями, пополнение оборудованием из подручных средств.

Оборудованный физкультурный зал.

Ноябрь

Изготовление буклета для родителя и ребенка

«Игры и упражнения для сохранения правильной осанки»

Декабрь

Подготовка к показу утренней оздоровительной гимнастики.

Показ утренней оздоровительной гимнастики.

Февраль

Консультация «Меню для здорового позвоночника»

Консультация на родительском собрании.

Май

Подготовка информации к презентации (сбор информации, фотографий).

Презентация на итоговом родительском собрании.

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для составления картотеки игр, упражнений, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения для профилактики правильной осанки.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Профилактика нарушений осанки в ДОУ».

Выступление на педсовете.

Март

Сбор информации, оформление презентации из опыта работы на тему «Создание благоприятной среды в ДОУ для профилактики нарушений осанки»

Выступление на районном МО.

Май

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

5. Ожидаемый результат реализации темы самообразования

  • повышение профессионального уровня инструктора по физической культуре;
  • создание  системы  занятий по физической культуре, направленных на , формирование  здоровых, физически развитых,  увлечённых спортом  воспитанников, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
  • снижение показателей заболеваемости;
  • положительная динамика показателей физического развития детей.
  • формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.

6.Список литературы:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 811 с.

2. Алексеева, Л. М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики [Текст] / Л. М. Алексеева – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 208 с.

3. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду [Текст] / Е. А. Алябьева. – М. : Сфера, 2003. – 88 с.

4. Барбашов, С. В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников [Текст] / C. B. Барбашов. – Омск, 2000. – 389 с. 5. Безруких, М. М., Физиология развития ребенка [Текст] : теоретические и прикладные аспекты / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. – М. : Академия, 2002. – 416 с.

6. Безруких, М. М., Возрастная физиологи [Текст] : физиология развития ребенка / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М. : Академия, 2003. – 416 с.

7. Белая, К. Ю., Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К. Ю. Белая, В. А. Зимонина. – М. : Просвещение, 2000. – 94 с.

8. Васильева, М. А., Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

9. Виноградов, П. А., Основы физической культуры и здорового образа жизни [Текст] / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. – М. : Просвещение, 1996. – 587 с.

10. Воротилкина, И. П. Организация двигательной активности дошкольников. [Текст] / И. П. Воротилкина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 26-31.

11. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15714.htm  (дата обращения 29.07.2017).

12. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] / – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 03.08.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по стране «Физическая культура» конспект занятия по физической культуре в старшей группе с элементами круговой тренировки.

 Цель: Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.    Задачи:Образовательная: закреплять технику ходьбы и бега; формировать правильну...

Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных  группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...

Физическая культура: Открытое занятие по физической культуре на тему: "Введение мяча с правой и левой рукой"

Тема:  «Введение мяча с правой и левой рукой»Цель: Приобщение детей к занятию спортом и спортивными играми. Привитие потребности в здоровом образе жизни.Задачи:Развивать и  совер...

Нетрадиционная форма работы на занятиях по физической культуре. Конструирование на занятии по физической культуре

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, который носит познавательный и творческий характер и направлен на создание определенного предмета. Сегодняшний день требует от челове...

Презентация по физической культуре : Социализация детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и спорту на тему "Россия и Крым - одна семья!"

Данный материал представлен в форме презентации: на слайдах отражены: цель, задачи, этапы проекта, прогнозируемый результат. Также показана актуальность воссоединения Крыма с Россией.Представлен ...

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: « ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ» В СТАРШИХ ГРУППАХ

Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и обучения детей, можно отметить рост количества воспитанников с ОВЗ.    Дети с ОВЗ имеют нарушения всех видов моторики: общей, мел...