Конспекты НОД к проекту "Русская изба"
план-конспект занятия (средняя группа)

Артемьева Елена Иннокентьевна

Конспекты НОД к проекту "Русская изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_nod_k_proektu_russkaya_izba.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты НОД к проекту «Русская изба»

Конспект НОД в средней группе «Русская матрёшка»

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символа русского народного искусства.

Задачи:

- познакомить детей с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства;

- развивать интерес детей к народному творчеству;

- развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

- воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно - прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.

Планируемые результаты: ребенок имеет представление о матрешке как о символе русского народного искусства; проявляет интерес к народным игрушкам, творчеству.

Оборудование: матрешки, конверты с разрезными картинками, картинки с контурным изображением матрешек, цветные карандаши, коллекция матрешек, иллюстрации с матрешками (сгруппированы по стилям росписи), карточки — заготовки матрешек.

Ход занятия:

-Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? А чтобы узнать, что в сундуке нам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно. (Достает матрешку, все внимательно ее рассматривают, слушают стихотворение)

Сто лет назад известный мастерИгрушку чудную создал,

Игрушка-кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир.

Рассказ воспитателя о матрешке.

-Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе).

Воспитатель предлагает подойти к мольберту и рассмотреть картинки матрешек.

(Воспитатель показывает и рассказывает)

-Родиной русской расписной матрешки считается подмосковный город Сергиев Посад. Здесь впервые было налажено производство русской деревянной куклы, которая до сих пор вызывает восхищение во всем мире. Эту Сергиеву Посадскую матрешку раскрашивают гуашевыми красками, но ее расцветка не очень пестрая. Но матрешки Сергиево Посадские отличаются от своих сестриц, которых выполняют и в других местах России. Вот в Нижегородской области матрешка представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщенно. А в руке такая матрешка обязательно держит букет цветов. Есть матрешка не только статная да пухленькая, а вытянутая да стройная.

Воспитатель: Дети, матрешки хотят поиграть с нами. Хочется вам поиграть с матрёшкой? Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот потопает с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Воспитатель. Внутри каждой матрешки спрятано задание для нас.

Открываем первую матрешку. (Воспитатель читает задание)

Задание первой матрешки:

Раскажите, какая матрешка (опишите ее)? (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами).

Из чего она сделана? (из дерева)

Задание от второй матрешки:

Назовите матрешку ласково. (Мотя, Матюша, Матрёнушка, Матрена).

Задание третей матрешки:

Дети, а у этой матрешки есть интересные картинки. Вам нужно их собрать.

Проводится игра «Собери матрешку». (Разрезные картинки матрешек).

Воспитатель. Молодцы, дети, все справились с заданием, давайте немного отдохнем и поиграем.

Игра «Мы веселые Матрешки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево - вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит?

Дети. У нее сарафан не расписан.

Воспитатель. Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

 (Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши, раскрашивают матрешку).

Воспитатель. Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

 В конце занятия воспитатель. Дети, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети. С матрешкой.

Воспитатель. А из чего матрёшка сделана?

Дети. Из дерева.

Воспитатель. А какие у нас матрешки?

Дети. Нарядные, красивые.

Воспитатель. Какие матрёшки бывают по росту?

Дети. Разные, маленькие и большие.

Воспитатель. А как можно с ними играть?

Дети. Собирать, разбирать.

Воспитатель. А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети. Да

Воспитатель. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Дети. Бережно, аккуратно.

Воспитатель. Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали, из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Конспект НОД в средней группе

на тему «Беседа в музее «Русская изба»

Цель: Дать детям представление о русской избе.

Задачи:

- дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи;

- познакомить с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук, самовар);

- развивать интерес к русскому фольклору, умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей. Пополнять пассивный и расширять активный словарь детей. Расширять кругозор;

- формировать любовь и бережное отношение к предметам старины;

- воспитывать интерес к истории России.

Словарная работа: печь, чугунок, ухват, сундук, самовар.

Демонстрационный материал: “Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар, русские народные костюмы, иллюстрации к сказкам, игрушка – домовенок Кузя, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры “Вышел Ваня погулять», два разноса, книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.

Раздаточный материал: картинки к игре «Что было, что стало», соленое тесто для лепки калачей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание стихотворений «Самовар», «Печка»; хороводов «Вышел Ваня погулять»; пословиц, поговорок; отгадывание загадок о предметах быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар); чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка». «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя».

Форма проведения: подгрупповое.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель и дети одеты в русские народные костюмы. Заходят в музей «Русская изба».

Воспитатель. Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Обратите внимание на предметы, которые находятся в музее, они очень древние, старинные и сегодня мы вместе будем рассматривать эти экспонаты.

Воспитатель. Что считалось самым главным в избе и необходимым для проживания?

Дети. Печь.

Воспитатель. Ребята, вы слышите, кажется, кто-то шумит за печкой? (Достает домовенка Кузю)

Да это же домовенок, хранитель нашего музея. Давайте с ним поздороваемся.

Дети здороваются с домовенком.

Воспитатель. Ребята, а Кузя приготовил нам загадки, давайте попробуем их разгадать.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Дети. Печь.

Воспитатель. Правильно, печь. А как вы думаете, в деревенской избе для чего обязательно ставили печь? Для чего она нужна была?

Дети. В ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, топили избу, грели воду, спали на ней.

Воспитатель. Как раньше называли печь?

Дети: Кормилица, поилица, Матушка.

Воспитатель. Молодцы ребята! Ну что, а сейчас послушайте вторую загадку.

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит…

Дети. Чугунок.

Воспитатель. Молодцы. Как вы думаете, для чего нужен чугунок?

Дети. В чугунке варили кашу, щи.

Воспитатель. А у нас третья загадка от домовенка Кузи.

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил…

Дети. Ухват.

Воспитатель. Какие вы умные! Для чего нужен был ухват?

Дети. Чтобы достать из печи чугунок и не обжечь руки.

Воспитатель. Молодцы! Слушайте последнюю загадку.

Выпускает жаркий пар

Древний чайник…

Дети. Самовар.

Воспитатель. Правильно. Любили русские люди почаёвничать, то есть чай из самовара попить. Особенно после баньки пили чай из блюдечка с мёдом, вареньем и баранками.

Воспитатель: А сейчас давайте для Кузи расскажем стихотворения, пословицы и поговорки:

Платон

Сверху пар, снизу пар -

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Кира

Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Полина

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Денис

Без печи хата – не хата.

Дима  

Домом жить – обо всем тужить.

Воспитатель: Дети, раньше не было на Руси в деревнях ни света, ни телевизора, ни компьютера, и чтобы жилось не скучно, народ сочинял сказки, которые так и назывались русские народные сказки. А вы знаете такие сказки?

Дети. Да.

Воспитатель. Сейчас и проверим. Я буду показывать картинки с изображением сюжета из сказки, а вы должны будете отгадать название этой сказки.

Воспитатель показывает иллюстрации из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», а дети называют сказки.

Воспитатель. Молодцы!

Воспитатель. А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел-

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора,

Становитесь в хоровод.

Давайте мы с вами поиграем в хороводную игру «Вышел Ваня погулять»

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

Ваня. “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

В круг выходит девочка, ищет себе друга, дарит ему ленточку. Игра повторяется.

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, как печь печет калачи.

Включается русская народная музыка.

Дети раскатывают соленое тесто прямыми движениями, скрепляют концы. Готовые калачи кладут на разнос и ставят в печь.

Воспитатель. А пока пекутся наши калачи, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Что было, что стало».

Покажем Кузе, как изменились предметы со временем.

Например: был самовар, стал чайник.

Дети подбирают картинки старинных предметов и усовершенствованных предметов по сходству

Воспитатель. Молодцы ребята, справились с заданием. Дети, пока мы с вами играли, наши калачи уже испеклись. (Достает разнос с готовыми калачами).

Воспитатель. Понравилось вам у Кузи в избе?

Дети. Да.

Воспитатель. Что больше всего запомнилось?

Дети. Как играли в игры, пекли калачи и т. д.

Воспитатель. Ребята, Кузя очень рад, что мы пришли к нему в гости. И на память о нашейвстрече он нам дарит книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.

Воспитатель. Нам тоже, Кузя, очень приятно было побывать в твоей избе, и мы обязательно навестим тебя еще. А сейчас мы пойдем в группу пить чай с калачами.

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей подготовительной

группы с укладом жизни старинного быта коренных жителей Сибири и приобщение к русскому народному фольклору. Знакомство со старинными русскими предметами быта.»

Цель: Знакомство с предметами быта коренных жителей Сибири, воспитание любви и уважения к старинным обычаям.

Задачи:

- продолжить знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, загадками;

- обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора;

- воспитывать интерес к народному быту и вызвать патриотические чувства у детей.

Материалы и оборудование:

-сито, таз, мука.

-Прялка и клубочки ниток, вязаные изделия: варежки, шапочка, шарф.

-изделия из дерева: разделочная доска, шкатулка, толкушка, скалка, ступа и пестик.

-аудиозапись русской плясовой.

-музыкальные инструменты: ложки, бубны, маракасы.

-горшки и крынки разной формы.

-люлька.

-деревянное корыто, сечка, кочан капусты.

-игрушка кота.

-сундук с народными костюмами.

-угощение для детей и гостей.

Ход занятия

Хозяйка избы встречает детей у входа: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

Дети:

-Гость на порог-ставь самовар да пирог!

-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

-Не красна изба углами, а красна пирогами!

-Что есть в печи – на стол мечи!

Хозяюшка: Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знаете о доме! Прошу вас в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы жить в нем.

Хозяюшка: Как мы себя чувствуем дома?

Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!

Хозяюшка: Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Ответы детей.

Хозяюшка: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Скажите, дорогие гости, а что можно еще изготовить из дерева?

Ответы детей. Показ деревянных изделий деревенского быта: шкатулка, разделочная доска, скалка, толкушка, детская игрушка и т. д.

Хозяюшка: Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Дети: Это печка!

Хозяюшка: Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (демонстрирует чугунок). А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяюшка: А чтобы приготовить пироги с мясом или капустой, мясо рубили в корыте сечкой. В корыте так же рубили грибы, яблоки и другие овощи.

«Показ рубки капусты сечкой»

Хозяюшка: Вы, знаете, не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

«Демонстрация горшков»

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы они вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

Хозяюшка: Хватит, дорогие гости, молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

1-ая загадка:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

2-ая загадка:

Новая посудина, а вся в дырках (Сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Задание «Просеять муку через сито». Дети по очереди (4-5 детей) пробуют просеять муку через сито.

3-я загадка:

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Хозяюшка демонстрирует изделия из шерстяных ниток: варежки, шапочка, шарф.

Хозяюшка: У меня недавно были в гостях мои внуки, погуляли на улице. В снегу навалялись и свои варежки оставили у меня на печи. Да вот не задача, мой кот Васька такой баловник, все варежки перепутал. Помогите мне их разложить по парам.

Игра «Найди пару»

4-ая загадка:

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

«Музыкальная пауза»

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках и других народных инструментах.

Хозяюшка: Поиграли, ох, устали, сядем рядком, поговорим ладком. Посмотрите, в уголке стоит кроватка. Кто знает, как она называется?

Дети: Люлька!

Хозяюшка: Правильно, люлька. Там спит Машенька. Посмотрите, ребятушки, каким красивым лоскутным одеяльцем закрыта Машенька, на люлечке сверху вышитый рушник. Давайте споем ей колыбельную песенку.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

И утащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

Бай-бай, бай-бай.

Хозяюшка: Кажется, наша Машенька уснула. Отойдем от люлечки, не будем ее будить.

Скажите, ребятушки, кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было?

5-ая загадка:

И стоит, покрыт ковром

Ларь с хозяйственным добром.

Кто догадался, что это?

Дети: Сундук!

Хозяюшка: Правильно, это сундук.

Хозяюшка подходит к сундуку и достает народные русские костюмы, находит там кота Ваську.

Хозяюшка: Ах, вот ты где спрятался, озорник! (Подносит игрушку кота к уху, что-то слушает.) Васька мне намурлыкал, что выспался, злых духов разогнал и теперь хочет поиграть с гостями. Ребятушки, поиграем с Васькой?

Дети: Да, поиграем!

Проводится русская народная игра «Ходит Васька серенький» (играют 2-3 раза)

Ведущий (в руках держит игрушку кота) идет по кругу, а дети говорят слова:

Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький,

А бежит стрелой (Ведущий бежит по кругу и садится на стульчик.)

Глазки закрываются.

Спит или притворяется? (Ведущий закрывает глаза.)

Зубы у кота – острая игла!

Только дети подойдут, (Дети тихонько подходят к ведущему.)

Серый Васька тут как тут,

Всех поймает. (Ведущий догоняет подошедших детей.)

Хозяюшка подходит к печке.

Хозяюшка: А, сейчас я попрошу нашу печку-сударушку приготовить для нас угощения (поднимает полотенце, которое закрывало блюдо с булочками, сушками, печеньем, пряниками и т. д.) Посмотрите, что она для вас приготовила!

Передает угощения воспитателю группы.

Воспитатель вместе с детьми: Мы желаем Вам счастья в доме умножать!

Нас почаще в гости звать! (Вручают подарок для русской избы

Подготовила: воспитатель Артемьева Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Знакомство с русской избой»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект познавательного занятия "Русская изба"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

Конспект фольклорного занятия «Красна изба пирогами» (средний - подготовительный возраст)

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к культурному наследию предков....

Конспект НОД «В казачьей избе»

Конспект НОД по ФКЦМ – ознакомление с социальным окружением во второй младшей группе...

Конспект проведения НОД "Наша изба"

Данный материал может быть полезен воспитателям. Это конспект познавательного занятия, направленного на знакомство детей с культурой русского народа....