Педагогическая находка. Технология "Волшебный сундучок" 2020 год.
методическая разработка

Пришва Ирина Геннадьевна

Данная педагогическая находка была представлена на муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Воспитатель года 2020". Техноогия предназначена для использования в работе с дошкольниками музыкальным руководителям, воспитателям, психологам, логопедам, и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл в свободном доступе22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка.

Технология

«Волшебный сундучок»

Данная технология разработана музыкальным руководителем МАДОУ «Детский сад №8» г. Емвы. Пришва Ириной Геннадьевной. Материал предназначен  для работы музыкальных руководителей и воспитателей.

Цель: Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей через  театрализованную игру.

Задачи:

1.Мотивировать детей на самостоятельные действия, создавая условия для проявления творческих способностей.

2.Развивать активный словарный запас.

3.Способствовать развитию интонационной выразительности ребёнка.

4.Способствовать развитию речевой координации и дыхания.

5.Развивать чувства темпа, ритма, выдержки речевых пауз.

6. Развивать слуховое и зрительное внимание, координацию движений.

7.Воспитывать у детей положительные качества личности. Доброта, сопереживание, честность, любовь к ближнему, уважение к окружающим.

Внутренний мир ребёнка – это его микрокосмос. И раскрыть мир, как  известно, нам помогает игра, которая, сама по себе интересна ребенку, а в сочетании с театрализованной деятельностью мотивирует малыша на определённые действия. Ему хочется подражать, повторять жесты, движения, звуки, имитировать поведение, голос.

 Новизна:  «Волшебный сундучок» – это игра, в которой дети примеряют на себя разные роли, перевоплощаются, либо в то, что им предлагают, либо фантазируют, создавая свой сказочный  мир. Технология «Сказочный сундучок» одновременно решает множество педагогических задач. Притом, совсем не обязательно, чтобы эта игра выливалась в итоговое выступление. Суть не в том, чтобы с детьми выучить и показать сказку, а в том, чтобы помочь ребёнку освободится от скованности, стеснения, зажатости. Ребёнок приобретает определённый жизненный опыт, поскольку, всё, что появляется в сундучке и имеет свою форму, цвет, размер, свой характер, всё это становится предметом для детского самовыражения. У детей происходит близкий контакт,  с образом, который предлагает «Сказочный сундучок». Ведь чтобы перевоплотится  в другой образ, необходимо как можно больше узнать о нём.

 Всякий раз, озвучивая персонаж, ребёнок с помощью разных интонаций, учится передавать разное настроение героя, вместе с тем, развивается его интонационная выразительность. Дети учатся правильной речи: выдерживать речевые паузы, ставить логическое ударение, произносить фразу в нужном темпе. Приобретают навык речевой координации и речевого дыхания. Озвучивая и обыгрывая свою роль, ребенок обучается координации речи с движением.

Изучая образ выбранного персонажа во время игры, попевая и проговаривая реплики, ребенок должен быть внимательным к своей речи и речи других детей. Таким образом, развивается слуховое внимание и уважение к собеседнику, способность слушать, очень важна в процессе коммуникации. Сундучок волшебный потому, что каждый раз в нём может находиться что-то неожиданное, новое. Это могут быть игрушки, животные, предметы, музыкальные инструменты. Или, к примеру, репродукции к картинам известных художников. Поэтому сценарий сундучка будет каждый раз меняться, но сама суть, при этом останется неизменна.

Данная технология хороша тем, что использовать её можно в любом возрасте, постепенно усложняя задачи.

В младшей группе чаще всего игры с ролью. Когда взрослый произносит текст, а малыш может произвести действие.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности.

В подготовительной группе игра с сундучком, если она связана с драматизацией, часто становится спектаклем. У детей возникает желание  играть для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. Так же детям становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.

Ожидаемый результат: На основе опыта воспроизведения образов, со временем, ребёнок легко сможет великолепно изобразить не только мишку, зайчика, или крокодила, ему становятся доступны сложные образы, например образ ветра, воды, или берёзы из стихотворных строчек: «Принакрылась снегом словно серебром». Или, описать словами, как звучит, например,  металлофон, как из земли прорастает росток. То есть у ребёнка, появится возможность самовыражения через движение собственного тела, через жесты, словесные формы, эмоции.

Лучше, когда роли между детьми не распределяются и не навязываются. Ребёнку необходимо предоставить возможность понять себя, дать ему выбрать то, что нравится. Но вместе с тем, малышу, должно прийти понимание,  какая роль ему больше подойдёт и с каким образом он справится лучше других.

     Иногда, можно использовать приём закрытого сундучка, когда дети просто фантазируют, используя описательные образы  – что обогащает словарь и развивает способность чётко выражать свои мысли. С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении, проявлять инициативу. Данную технологию можно использовать в розных видах деятельности: познавательной, творческой, воспитательной, эмоциональной.

Перед тем, как предложить детям «игру с сундучком», необходимо чётко продумать алгоритм действий.  Надо сказать, что регулярное появление «Волшебного сундучка» помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети становятся активны, проявляют инициативу, вступают в диалог и раскрываются.

Основные специфические методы работы :

- метод моделирования ситуаций;

- метод творческой беседы;

- метод ассоциаций.

Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые способы действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенные приемы (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

Основные требования к организации игровой деятельности «Волшебный сундучок»

- Содержательность и разнообразие тематики.

- Регулярное включение в разные формы детской деятельности.

- Максимальное включение детей в процесс.

- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации деятельности.

- Последовательность и усложнение содержания в соответствии с возрастом и умениями детей.

- Создание комфортной эмоциональной атмосферы для проведения данной технологии.

На что направлена театрализованная деятельность?

-На развитие детской инициативы и творчества.

- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций.

- На развитие мышления, воображения, внимания, памяти.

- На развитие фантазии.

- На формирование волевых качеств.

- На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)

Влияние на развитие речи ребенка

- Регулярное использование технологии стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

- Происходит обогащение родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);

- Совершенствуется артикуляционный аппарат;

- Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Для внедрения данной технологии целесообразно использовать театрализованные игры.

- Режиссерские игры.

- Игры-драматизации.

- Настольный театр.

- Теневой театр.

- Театр на фланелеграфе.

- Игры-драматизации с пальчиками.

- Игры-драматизации с куклами бибабо.

- Импровизация.

- Игры-имитации.

- Ролевые диалоги.

- Инсценировки и спектакли.

 (классификация Л. В. Артемовой «Театрализованные игры»):

А также, различные виды театра: например пальчиковый театр.

*Способствует развитию речи, внимания, памяти;

*формирует пространственные представления;

*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Театр картинок и театр на фланелеграфе.

- Развивают творческие способности;

- Содействуют эстетическому воспитанию;

- Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вязаный театр.

- Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

- Формирует творческие способности, артистизм;

- Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный, настольный театр

- Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

- Сопровождать движения пальцев речью;

- Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр-топотушки

- Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;

- Знакомит с народным творчеством;

- Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке

- Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

- Помогает справиться с переживаниями, страхами;

- Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Игра-драматизация


Самый «разговорный»
вид театрализованной
деятельности.

- Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

- Способствует самопознанию и самовыражению личности;

- Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...