Проект организации предметно-пространственной развивающей среды
проект

Герасимова Владислава Григорьевна

Проект организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей реализацию принципа свободы выбора деятельности.

Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях музыкального зала/ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей реализацию принципа свободы выбора деятельности.

1 . Цель проекта:

Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях музыкального зала МБОУ «ЦО №……» г. Тула с последующим её формированием в соответствии с ФГОС.

2. Задачи проекта

  • Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды.

  • Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в музыкальном зале  с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  • Создать условия для разных видов деятельности дошкольников: игровой, танцевальной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, методической, интерактивной, гостевой, театрализованной.

3. Актуальность проекта

В связи с выходом федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и требований к условиям возникла острая необходимость в пересмотре существующей модели образовательной деятельности, и в частности предметно-развивающей среды.

Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду музыкального зала с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это должно подтолкнуть к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.

4. Характеристика противоречий

На основании мониторинга выявлены противоречия: имеющаяся развивающая среда в ДОУ отвечает некоторым федеральным государственным стандартам, но не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения (развитие музыкально-ритмической  деятельности, расширение кругозора в части музыкального искусства, развитие детского творчества), страдает качественный и количественный состав предметной и музыкальной среды.

Следующее противоречие: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений (книжек с иллюстрациями, нотным материалом, пособиями и атрибутами, игрушками, самодельными инструментам, аудиокассетами) и недостаток в другом (театральных игрушек, музыкальных инструментов, музыкально – дидактических игр), то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и пособий, используемых детьми.

Проблема: в музыкальном зале создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

5. Теоретические основы проекта

Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка».

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Насыщенность среды (разнообразие оборудования, материалов и инвентаря) должна соответствовать возрастным возможностям детей, содержанию Программы.

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды  в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.);

- наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления (полифункциональных) предметов (в том числе  природные материалы, предметы-заместители).

Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, для игры, конструирования, уединения и пр.,

обеспечивающих свободный выбор детей, стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников  всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды: соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать: гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);

наличие физкультурного и музыкального залов;

наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;

оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;

наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;

наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;

наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;  

наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

6. Принципы методической разработки

Ребенок приходит в музыкальный зал и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере будет сделана ставка на «величественную простоту» предметной среды, поэтому выбран стиль для музыкального зала - «Классицизм».

Говоря о стиле классицизма, отметим преимуществах этого стиля. Русскому классицизму характерно  спокойствие, прямоугольность, сдержанность, но благодаря разнообразному декоративному оформлению, он полон достоинства и гармонии. Цветовое решение интерьера в стиле классицизма - это спокойные и благородные тона, сочетание светлых пастельных - кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых - стен с теплыми коричневыми тонами мебели и штор. Его главное достоинство – уют и простота.

7. Участники реализации проекта

Проект направлен на создание модели развивающей среды в рамках внедрения ФГОС для субъектов образовательного процесса: детей посещающих  дошкольное учреждение, родителей, педагогов. Творческая группа (6 человек - заведующий учреждением, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели), рабочие по косметическому ремонту (3 человека).

8. Характеристика деятельности педагогов и детей в созданной предметно-развивающей среде

Созданная в музыкальном зале предметно-развивающая среда адекватная реализуемой ООП ДО. Среда, соответствующая особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, эффективно способствующая формированию базиса личностной культуры, развитию индивидуальности, обеспечивающая реализацию принципа свободы выбора деятельности.

9. План-схема группы (помещения)

     

10. Содержание предметно-развивающей среды в зале.

Организация пространства, деление на зоны.

Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности. Эти правила доводятся до сведения всего персонала учреждения, однако не всегда выполняются, а иногда и впрямую нарушаются. Самые распространенные нарушения в музыкальном зале встречаются тогда, когда в погоне за инновациями игнорируются основные принципы организации ПРС, а также требования СанПиНов к искусственному и естественному освещению. Часто в музыкальном зале можно видеть, что активная деятельность детей перенесена из светлой части зала (с окнами) в темную (без окон) из-за того, что появилось мультимедийное оборудование. Чрезмерно увлекшись созданием «уюта» затемняют окна плотными шторами и устилают пол сплошным ковровым покрытием, которое исключает возможность влажной уборки и т. д.

Пространство музыкального зала, так же как и групповую комнату, можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Рабочая зона.

Поскольку рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, то говорить о ней мы можем только в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». ПРС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д. Конечно, такая зона бывает нужна далеко не на каждом музыкальном занятии, чаще она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Поэтому возможность ее быстрой организации следует все же предусмотреть.

Однако основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.

Активная зона.

В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то желательно наличие ковра на полу такого размера, чтобы все дети чувствовали себя не стесненно, имели возможность свободно отвести локти от туловища. В активной зоне не должно быть громоздкой мебели и декораций. Все стеллажи в этой зоне должны быть надежно закреплены. Фортепиано должно быть расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне должны быть смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

Спокойная зона.

Если активная зона – самая большая по площади, то спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Поэтому к организации ППС в спокойной зоне музыкального зала нужно подойти с особой тщательностью.

Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации.

В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя.

Здесь же должны быть оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Очевидно, что такие стеллажи не должны отнимать пространство, лучше, если они будут легкие и открытые. Тогда можно осуществить оптимальный отбор игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Организуя ПРС во всех этих зонах, следует руководствоваться принципом комплексно-тематического планирования и выкладывать тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме. Однако принцип комплексно-тематического планирования вовсе не предполагает интеграции абсолютно всех образовательных областей единовременно.

Организация предметно-развивающей среды  по видам музыкальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей.

Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГОС ДО. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руководителей с момента их появления в штатном расписании ДОУ:

Развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

11. Планируемые результаты и перспективы совершенствования

Разработка модели обеспечит целостность предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях музыкального зала МБОУ «ЦО №……» г. Тула, с последующим её формированием и доведением соответствия с требованиям ФГОС.

Формирование модели предметной среды в помещении музыкального зала может нарушить педагогический процесс. Пути преодоления: в детском саду 2 зала, поэтому есть возможность составить временное расписание музыкальных занятий в физкультурном зале под музыкальное сопровождение синтезатора без ущерба для обоих направлений образовательной деятельности.

Смена педагогических кадров. Пути преодоления: создание оптимально благоприятных условий в ДОУ, поддержка руководителя (стимулирующие выплаты), заместителя по ВМР (методическое сопровождение), сотрудничество с учреждениями культуры.

Перспективы развития:

.  Организация работы в обновленном помещении музыкального зала.

·  Организация НОД.

·  Организация самостоятельной деятельности детей.

·  Проведение праздников, развлечений.

· Проведение концертных программ для ветеранов ВОВ, педагогического труда, пожилых людей.

· Проведение концертных программ в содружестве с образовательными учреждениями микрорайона.

Материальные затраты на реализацию проекта составят расходы на приобретение современного игрового и дидактического оборудования, косметического ремонта помещения.

Общая денежная сумма, необходимая для пополнения предметно-развивающей среды – …………… руб.

Ремонт помещения - …………..

Дидактический стол - …………….

Театральная ширма с полочками - …………………

Костюмы - ………………

Дидактические игры и игрушки - ……………….

Музыкальные инструменты - …………………..

Стол для самостоятельной деятельности - ………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации предметно-пространственной среды во второй младшей группе №10 «Белочка»

Паспорт педагогического проекта «Организация предметно-пространственной среды во второй младшей группе №10 «Белочка»Консультант проекта: Недбаева Н.С.Возраст детей:3-4 годаУчастники ...

Проект "Организация предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ"

Всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенк...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Проект организации предметно - пространственной среды в средней группе "Улица без опасности"

Работа над проектом помогает изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды обеспечивающей полноценное  социально - коммуникативное развитие дошкольников....

Творческий проект «Организация предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить:          - духовно-нравственное развитие и воспитание детей...

Проект организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения

В презентации представлен проет по созданию  современного образовательного пространства, способствующего развитию интеллектуальных, творческих и технических способностей детей дошкольного во...

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....