Анализ ДОП "Готовимся к школе"
материал
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет
по результатам деятельности дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста №1
«Готовимся к школе» за 2021-2022 уч. год
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний дошкольников в основной образовательной деятельности, что дает возможность выявить и развить творческие способности детей.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО) ориентировал педагогов на признание ценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, когда особенно важно выявить и максимально раскрыть способности ребенка. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
При организации деятельности кружковой работы учитываются:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
В 2021-2022 учебном году я являлась руководителем кружка «Готовимся в школу» в группе старшего дошкольного возраста. Рабочая программа кружка позволяет решить задачу обучения письму, счету, чтению со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
Содержание рабочей программы разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы. Оно выходит за рамки основной образовательной программы «Детство», по которой работает детский сад.
Новизна программы заключается в том, что планирование занятий ведётся с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, осуществляется в малых подгруппах. Главное отличие рабочей программы в том, что ее содержание разработано с учетом преемственности в обучении между программами дошкольного образования и начального звена школы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у ребенка формируется готовность к обучению в начальной школе, развиваются те интеллектуальные качества, творческие способности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Занятия в кружке проходили два раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью 30 минут, участники дети 5-6лет. Кружок функционировал во вторник и четверг в 16.10 – 16.20, имеется табель посещаемости.
В группу обучения принимались все желающие, с согласия и заявления родителей (законных представителей) специального отбора не производилось, количество детей 15 человек.
Занятия с детьми проводились в игровой и занимательной форме, что позволило решить следующие задачи:
• формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
• развитие познавательной и продуктивной деятельности;
• развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
• освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Постоянная смена видов деятельности позволяла повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.
Работа с детьми осуществлялась через два взаимосвязанных раздела.
Первый раздел: Развитие речи и обучение грамоте.
Основные задачи при реализации данной программы по первому разделу:
- развивать виды речевой деятельности - умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
- обогащать речь детей за счёт расширения и уточнения представлений об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.;
- развивать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
- развивать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
- развивать умение правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
- подготовить руку к письму («печатание» букв, слов и предложений).
Второй раздел: Развитие математических представлений и логики.
Основные задачи при реализации данной программы по второму разделу:
- развивать математические представления о числах и цифрах;
- знакомить с математическими знаками;
- развивать умения решать и составлять арифметические задачи;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- подготовить руку к письму («печатание» цифр, рисование геометрических
фигур).
В своей работе использовала следующие методы обучения: словесные (игровые; развивающие игры: графические, фонематические, грамматические, игры на развитие внимания, памяти; обобщение; анализ; выводы; умозаключения; высказывания и др.); наглядные (игровые (введение игрового персонажа), развивающие игры, развлечения, пальчиковые гимнастики, физ.минутки); практические (чтение; печатание; письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе; творческие задания; моделирование).
Методы обучения, применяемые на занятиях кружка многогранны, направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Был использован разнообразный дидактический материал (подвижная азбука – наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; карточки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради и др.
При подготовке детей к школе, в своей работе, опиралась на основные принципы обучения:
Проблемности – получение знаний не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.
Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребёнка.
Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разно уровневого обучения.
Принцип систематичности и последовательности - взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой - формирование у детей умения применять свои знания в повседневной жизни.
Принцип успешности - на первом этапе формирования знаний, ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения - процесс обучения строился с использованием активных форм и методов обучения, которые способствовали развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально и др.).
Принцип коммуникативности - воспитание у детей потребности в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу - создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности - получение положительного результата работы независимо от уровня развития детей.
Принцип поощрения всех усилий ребенка - постоянное, стремление ребенка узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом.
Работа с родителями включала в себя привлечение к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях, а так же просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает необходимые навыки. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
По результатам диагностики наблюдается устойчивая положительная динамика в подготовке детей к школе. Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по дополнительной образовательной услуге.
Высокий уровень – 13 детей – 80%; Средний уровень – 2 ребенка - 20%;
Низкий уровень– 0.
Рабочая программа кружка «Готовимся в школу» доказывает свою эффективность и необходимость. Планирую продолжить работу в том же направлении, применяя все более новые методики для всестороннего развития будущего школьника.
Анализируя свою работу, на будущее, наметила следующие задачи:
- Научить ребенка грамотно формулировать вопросы, составлять пересказ близко к тексту, опираясь на план, свободно составлять схемы предложений.
- Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
- Пополнить методическую литературу.
- Пополнить практический материал.
Для получения более высоких результатов в работе планирую поддерживать непрерывную связь с родителями.
Педагог: _____________ Фирюлина О.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы по преемственности со школой
Анализ работы по преемственности со школой включае- кадровые ресурсы-социальная активностьучреждения и его внешние связи-анализ готовности к школьному обучению-перспективы работы ДОУ по преемственност...
Консультация -презентация "Анализ Программы " От рождения до школы". Комплексно - тематическое планирование по ФГТ".
Консультация в помощь педагогам детских садов.. Постепенный переход к реализации ФГТ в ДОУ....
конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "На помощь Незнайке". Познакомить детей с буквой "Ш", закрепить навык проведения звукового анализа слов.
Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности; Закрепить у детей знание букв русского алфавита; Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, с применением правил написания гласных...
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...
конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Буква Б,б. Звуко-буквенный анализ"
В ходе Нод дети знакомятся с буквой "Б" и тем. что она обозначает звук "Б", "Бь", и имеет парный звук "П". Продолжают учиться звуко-буквенному анализу, придумывают слова на определенный звук....
Конспект комплексного занятия для детей подготовительного к школе возраста и их родителей ко Дню Матери с организацией совместной деятельности с анализом рассказа Н.Артюховой "Большая береза"
Комплексное открытое занятие для детей подготовительного к школе возраста основано на ознакомлении и анализе рассказа Н.Артюховой "Белая береза", включает совместную образовательную и развлекательную ...
Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности
В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемствен...