Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности
методическая разработка на тему
В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемственности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 «Теремок»
Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России»
с точки зрения преемственности
Выполнил
воспитатель первой квалификационной категории
Маляренко Елена Андреевна
п.Красногорняцкий, 2018 г.
Введение
Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Принятие ФГОС дошкольного и начального образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.
Актуальность. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Чтобы проследить преемственность между дошкольным и начальным образованием, мной были проанализированы программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программа начального образования «Школа России»
Элемент преемственности | Программа дошкольного образования «От рождения до школы» | Программа начального образования «Школа России» | ||
Авторы, разработчики программы | Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 304 с. | - Обучение грамоте и чтению. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. - Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф. - Математика. Авторы: Моро М.И. и др. - Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. | ||
Цели |
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника |
| ||
Задачи |
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. |
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
Достижение предметных результатов:
| ||
Ведущий вид деятельности | Игра | Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. | ||
Содержание программ | 1. Целевой раздел (Пояснительная записка, планируемые результаты) 2. Содержательный раздел (возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы, Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, Коррекционная и инклюзивная педагогика) 3. Организационный раздел (распорядок дня, Культурно-досуговая деятельность, Условия реализации Программы, даны Рекомендации по написанию основной программы ДО) 4. Приложения 5. Глоссарий 6. Список нормативных документов и научно-методической литературы |
| ||
Содержание областей | Образовательные области: 1.Социально-коммуникативная. 2. Познавательная. 3. Речевая. 4.Художественно-эстетическая. 5. Физическая. | Предметные области: филология, математика, естествознание (окружающий мир) технология, искусство, физическая культура; Направления внеурочной деятельности: познавательное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное | ||
Формы работы | - совместная деятельность детей - совместная деятельность взрослого и детей - самостоятельная деятельность детей | - совместная деятельность детей (работа в парах, группах на уроках и во внеурочной деятельности) - совместная деятельность взрослого и детей (фронтальная работа на уроках; совместная проектно- - исследовательская работа) - самостоятельная деятельность детей (выполнение самостоятельных заданий на уроках и во внеурочной деятельности); | ||
Методы и технологии | Здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии личностно-ориентированные технологии технология портфолио дошкольника технологии ТРИЗ | Здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии личностно-ориентированные технологии технология портфолио дошкольника технологии ТРИЗ | ||
Преемственность результатов В соответствии с концепцией ФГОС, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы). В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный (по А.Г. Асмолову). Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (Смотри таблицу). Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Сформированность универсальных учебных действий – и есть тот результат, которого необходимо достичь обучающимся при освоении ООП. Работа по формированию у учащихся УУД строится педагогами поэтапно, учитывая возрастные возможности учащихся: от преобладающей совместной деятельности в 1 классе к увеличению доли самостоятельности в последующих классах. (Пример на слайде). Также каждый возрастной период имеет свои приоритетные задачи. Так, в 1 классе образовательной потребностью возраста является – быть принятым в новом образовательном пространстве, следовательно, на первый план выходит формирование коммуникативных и личностных УУД. А вот предпосылки учебной деятельности формируются у детей на этапе завершения ими дошкольного образования и представляют собой ряд социальных и психологических характеристик, являющихся целевыми ориентирами освоения Программы, которые и являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. | ||||
Целевые ориентиры ДОО | УУД в начальной школе (к концу 1 класса) | |||
|
| Личностные | ||
| Регулятивные | |||
| Познавательные | |||
| Коммуникативные |
Проведя сравнительный анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального школьного образования «Школа России»можно сказать, что в вопросе преемственности оба эти документа имеют точки соприкосновения.
И пришли к выводу, что основная задача дошкольного образовательного учреждения заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.
(В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)
Также нельзя забывать, что основным принципом преемственности является игра – деятельность, которая в дошкольном воспитании является ведущей. Игру необходимо использовать на уроках, игра должна пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников.
Практическим обеспечением преемственных связей по нашему мнению может стать создание системы технологической преемственности, а именно выбор тех педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития ребенка.
Такими едиными технологиями на наш взгляд являются: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии ТРИЗ, технология портфолио дошкольника
Механизм осуществления преемственности функционирует с помощью форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности.
Данная работа может строится в трех основных направлениях:
1. Это взаимодействие педагогов двух уровней. где формами взаимодействия могут быть:
-совместные педагогические советы, дни методического взаимодействия, семинары-практикумы, мастер-классы, технологические мастерские, взаимодействие педагогов-психологов.
2.Работа с родителями может включать проведение совместных родительских встреч, дискуссий, круглых столов, родительских конференций, вечеров вопросов и ответов.
Имеют место быть такие формы как консультации специалистов, Дни открытых дверей, творческие мастерские, анкетирование, тестирование и мониторинг для родителей будущих первоклассников, семейные вечера и тематические досуги.
3.Так же необходимо планировать работу с детьми в форме участия в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности, в форме минуток общения дошкольников и первоклассников, совместных Акций, ознакомительных экскурсий в класс, в школьную библиотеку, в школьную столовую, в спортивный зал, игровые программы, совместные спортивные мероприятия, мастерские и выставки творчества.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
И наконец, можно предположить, что две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Закончить свой реферат хочу словами В.А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»
Список используемой литературы
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.— 304 с.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http://do.isiorao.ru.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч.: В 3-х Т. — М.: Педагогика, 1979. — 267с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА На первую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2015 – 2016гг
Рабочая программа на первую младшую группу...
Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОС
Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОСПримерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государст...
Рабочая программа по физическому развитию в подготовительной к школе группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ вторая младшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУвторая младшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А....
Анализ текста примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования « От рождения до школы».
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Ромашка» (из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)
Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:*«Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в де...
Рабочая программа воспитателей старшей группы ГБОУ Школа № 851 группы № 7 «Теремок» с учетом ФГОС ДО на 2016-2017 учебный год составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Верак
СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел Рабочей программы………………………………………………&hell...