Доклад к семинару-практикуму "Семья как партнер в реализации образовательного процесса"
проект
Проект как форма сотрудничества семьи и ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tokarchuk_yas_seminar_proekt_kak_forma_sotrudnichestva_semi_i_doo.docx | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья как партнер в реализации образовательного процесса
Гармоничное развитие ребенка возможно при тесном взаимодействии двух важнейших образовательных институтов – детского сада и семьи. Обновленные федеральные государственные требования, современный культурный уровень, высокая степень педагогического просвещения родителей позволяют наряду с традиционными использовать новые методы и формы совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи. К сожалению, в связи с эпидемиологической обстановкой в стране прежние очные формы работы, при которых родители могли посещать открытые занятия педагогов, участвовать в мастер-классах стали недоступны. Перед дошкольными образовательными учреждениями встал вопрос о том, как организовать взаимодействие детского сада с родителями воспитанников в новых условиях? Одной из таких форм работы по взаимодействию является организация различных проектов. Проектные технологии, направленные на сотрудничество с родителями в детском саду, позволяют изменить саму философию взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: с одной стороны, родители находят у педагогов поддержку и ресурсы для развития собственной компетентности, с другой стороны такое взаимодействие является условием полноценного развития ребенка. При этом происходит отказ от понятия «работа с родителями» в пользу «взаимодействие с родителями», что позволяет быстрее прийти к взаимопониманию. Активное участие семьи в жизни детского сада помогает детям развивать социальные навыки, укрепляет связь детей, родителей и педагогов, помогает развивать творческие наклонности. Поэтому педагогам так важно регулярно внедрять в разнообразные проекты по организации семейного досуга и сотрудничеству учреждения образования с родителями. Рассмотрим детально SWOT анализ к понятию «Проектные технологии как форма сотрудничества семьи и ДОО»
Таблица 1
Сильные стороны | Слабые стороны |
-Педагогическое просвещение родителей; -Формирование общих интересов у детей и родителей; -Сотрудничество родителей и детей в совместной деятельности; - Наличие обратной связи; -Возможность проявления творческого потенциала как педагога, так и семьи; -Организация семейного досуга; | -Отсутствие интереса со стороны родителей к конкретному проекту; -Низкая активность родителей; -Отсутствие мониторинга эффективности работы с родителями; -Недостаточное количество методической литературы и тех. cредств; -Отсутствие времени у родителей для участия. |
Возможности | Риски (ограничения) |
-Привлечение внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду -Решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОО; - Решение задач, связанных с информированием родителей о ходе образовательной деятельности воспитанников; - Создание условий для эффективного сотрудничества семьи и ДОО -Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; -Создание творческой атмосферы общности интересов, взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки; -Развитие социально-личностной сферы дошкольников путем совместной творческой деятельности детей и родителей; -Повышение педагогической компетентности родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях; -Развитие креативных способностей детей и родителей; | -Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в проекте |
По результатам SWOT-анализа можно сделать вывод, что данный метод взаимодействия с семьями воспитанников имеет ряд преимуществ и раскрывает множество возможностей для сотрудничества. Однако, при организации проектов по работе с родителями в детском саду могут возникнуть некоторые трудности, например, не все родители стремятся принять участие в мероприятиях, поэтому задействованными остаются одни и те же семьи. Эффективность проведения подобной работы можно оценить не только по степени участия родителей, но и по согласованности их действий с воспитателями, достижению поставленных целей, степени удовлетворенности детей.
Таблица 2
Анализ проблем
Проблема | ||||
Отсутствие интереса со стороны родителей к конкретному проекту | Низкая активность | Отсутствие мониторинга эффективности | Недостаточное количество методической литературы и тех.средств | Отсутствие времени у родителей для участия |
Пути решения | ||||
Формирование запроса на интерес (результат): -Анкетирование; -Беседа; -Опрос (в том числе интернет -опросы); -Оформление фото-выставки по итогам проекта или в ходе него. | Общие информационные стенды; папки-передвижки; интернет-ресурсы. | -Своевременное информирование; -Наличие плана мероприятий в свободном доступе |
В связи со всем вышесказанным хотелось бы представить опыт подготовительной группы ГБОУ школы № 555 «Белогорье» отделения дошкольного образования детей. Семейные проекты – одно из направлений работы по организации взаимодействия детей и взрослых в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Перед введением в семейную проектную деятельность было проведено анкетирование для обозначения запросов родителей, информирования о предстоящей работе и уточнения представлений о том, что такое проектные технологии в работе с дошкольниками.
Таблица 3
- Анкета для родителей
«Проектная деятельность как способ взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации»
1.Знаете ли вы о сущности проектных технологий?
1) Знаю достаточно
2) Имею общие представления
3) Не знаком
2. Дайте определение понятию «Семейный проект?»
3.Считаете ли вы полезной для вашего ребенка проектную деятельность?
1) Да, потому что___________________________________________________
2) Нет, потому что____________________________________________________
3) Другое
4.Готовы ли Вы совместно с ребенком принимать участие в проектной деятельности?
1) Да, вполне
2) Зависит от типа и темы проекта
3) Не совсем (нехватка времени, отсутствие интереса к семейным проектам, отсутствие ресурсов, другой вариант) нужное подчеркнуть
5.Согласны ли Вы с тем, что через проектную деятельность у ребенка
формируются важнейшие качества личности: целеустремленность,
самостоятельность, коллективизм, ответственность, инициативность,
творческое отношение к делу?
1) Да, согласен
2) Нет, не согласен
3) Затрудняюсь ответить
6.Какие темы были бы интересны Вашему ребенку и Вам в дальнейшей проектной
деятельности?
_____________________________________________________________________________7.Есть ли у вас вопросы о проектном методе работы в ДОО?_____________________________________________________________
По итогам анкетирования было решено разработать план работы по организации совместных проектов с семьями воспитанников. В апреле 2021 года педагогами группы был разработан проект, приуроченный к 85-летию Приморского района.
Цель проекта: ознакомление с историей Приморского района и его достопримечательностями посредством организации взаимодействия семьи и ДОУ.
Задачи:
-способствовать укреплению детско-родительских отношений посредством организации семейного досуга (фото-прогулки);
-способствовать развитию педагогических навыков родителей посредством привлечения к составлению рассказа «Район, в котором я живу» вместе с детьми;
-познакомить воспитанников с символикой района и его достопримечательностями;
- способствовать воспитанию патриотические чувства.
В ходе проекта родителям был предложен маршрут выходного дня к различным достопримечательностям и памятникам Приморского района. Маршрут был обозначен как фото-прогулка с целью оформления итогового продукта проекта плаката «С Днем Рождения, Приморский район». Актуальность данного проекта заключается в том числе в том, что, к сожалению, увеличивается процент пассивного времяпрепровождения: просмотр телевизионных программ, игра на компьютере, отдых дома. Взрослые должны научить ребенка занимать свое свободное время. Причем это не заключается только в работе по дому, выполнении каких-то обязанностей и занятий «с пользой». Ведь именно то, как семья проводит свой досуг влияет на будущее ребенка. Поэтому задача взрослых — научить ребенка проводить свободное время творчески.
Следующий семейный проект, о котором бы хотелось рассказать, приурочен к новогоднему празднику 2022 г. «В царстве Снежной Королевы».
Цель проекта: познакомить воспитанников группы со сказкой Г. Х. Андерсена «Снежная Королева» и создать атмосферу сказки в группе посредством организации взаимодействия семьи и ДОУ.
Задачи:
-Познакомить детей со сказкой Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»;
-Формировать у родителей интерес к совместному домашнему чтению, желание к совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата; побуждать родителей к участию в творческом развитии ребенка.
-Формировать умение детей понимать смысл текста, умение отвечать на вопросы по тексту, умение отражать эмоции через разные виды детской деятельности. Обогащать речевой запас детей;
-Развивать у детей интерес к чтению, творческие способности детей;
-Воспитывать нравственные качества детей (доброту, сострадание).
Первоначально педагоги группы уделили внимание организации
предметно-развивающего пространства. Групповое помещение и раздевалка были украшены в соответствии с сюжетом сказки. Вытынанки на окна, а также каждый из пряничных домиков в царстве Снежной Королевы – это домик, изготовленный родителями вместе с ребенком. Взрослый создавал из картона по инструкции модель домика, а детям весело и интересно было расписывать его белой гуашью.
В ходе работы над проектом родителям предлагалось подготовить задания для оформления адвент-календаря. Педагоги оказывали содействие и помощь в выборе заданий, соответствующих возрастным особенностям детей. Воспитанники группы каждый день по очереди открывали по одному конверту из адвент-календаря с заданиями от Снежной Королевы. Задания, подобранные для адвента были разнообразными и интересными и включали в себя раскраски, рисование по клеткам, задания на внимание (Найди пару, Найди отличие), раскраски с элементами аппликации, лабиринты и задания на развитие математических способностей. Все задания были связаны со сказкой Г. Х. Андерсона «Снежная Королева». В основной части проекта семьям воспитанников так же было предложено выполнение небольших домашних заданий (таких как домашний просмотр мультфильма по сказке, просмотр спектакля, творческие работы (рисунки и оформление плаката с фотографиями детей). Заключительным этапом проекта и итоговым продуктом является театрализованное представление новогоднего утренника, где воспитанники группы сами сыграли роли из волшебной сказки. Так же дети подготовительной группы совместно с родителями и педагогами посетили театральный спектакль в детской филармонии по сказке по инициативе родителей. И один из недавних проектов, осуществленных в подготовительной группе ДОУ, Дневник памяти», приуроченный к Дню снятия Блокады Ленинграда 2022г.
Цель: - обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников;
Задачи:
-формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;
- способствовать развитию педагогических навыков родителей посредством привлечения к составлению рассказа «Герои блокадного Ленинграда» вместе с детьми;
-воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу;
- способствовать развитию монологической речи в ходе работы над рассказом.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка, поэтому важным компонентом при реализации зада проекта являлось участие родителей.
В ходе работы над проектом педагогами была проделана большая предварительная работа по ознакомлению воспитанников с этой темой, в частности была разработана картотека стихов и песен военных лет, рекомендуемых к изучению родителей с детьми, разработан маршрут выходного дня по памятным местам блокадного Ленинграда.
В качестве заключительного этапа проекта детям и родителям предлагалось изучить историю своей семьи и подготовить выступление о жизни прадедушки-прабабушки ленинградца во время Блокады (или о других героях блокадного города) для оформления итогового продукта «Дневника памяти», а также для выступления на итоговом мероприятии по теме.
В заключительном этапе каждого из проектов родителям было предложено оставить свой отзыв о степени удовлетворенности от участия в проекте, личной вовлеченности и результатах их собственной работы.
В качестве рефлексии о проделанной работе в ходе участия в проектах разного формата родителям так же было предложено пройти интернет-опрос в гугл форме и ответить на следующие вопросы:
Таблица 4
Опрос | Наиболее часто повторяющиеся ответы |
-Как Вы оцениваете степень своего участия в проектной деятельности ДОО? | -Участие во всех проектах (48 %) -Участие в большинстве (25 %) -Участие в одном проекте(20 %) -Не участвовал (7 %) |
-Какой проект понравился Вам и Вашему ребенку? Почему? | Родители в большинстве выбирают проекты познавательной направленности, в то время как дети, например, выделили проект по сказке «Снежная Королева» (формат игры, сказки) |
-Что мотивирует Вас к участию в проектах совместно с ДОО? | Популярные ответы -желание и стремление ребенка; -собственная инициатива и ответственность; -просьба воспитателя -личная заинтересованность в теме проекта |
-Какие проекты и по каким темам Вам бы хотели, чтобы проводились в группе? | Популярные ответы -экологические (сортировка мусора, рациональное использование пластика) -социальной направленности (волонтерство) -патриотические (история страны, города) |
-Какие умения/ знания Вы приобрели в процессе работы над проектом совместно с ребенком? | Популярные ответы -умение правильно объяснить информацию, доступным для ребенка языком; -развитие творческих способностей; -развитие умения правильно и полезно организовать семейный досуг |
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что метод проектных технологий является эффективным средством в организации взаимодействия ДОО и семьи. Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира. Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность, становясь активными участниками процесса обучения своих детей, родители чувствуют, что вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения, у них формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них, развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для выступления на РМО, тема "Организация воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГТ"
Управление образования администрации Сергиево-Посадского районаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 35»141300, г. Сергиев Посад, ул. ...
Доклад из опыта работы «Использование развивающих игр в образовательном процессе ДОУ»
«Игра &ndash...
Доклад к презентации "Использование интерактивных игр-презентаций в образовательном процессе ДОУ"
Доклад к презентации "Использование интерактивных игр-презентаций в образовательном процессе ДОУ"...
опыт работы по теме : «Ребенок полноправный партнер в воспитательно-образовательном процессе».
Образовательный процесс как взаимодействие — представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов....
Доклад на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье»
Доклад на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье»17.11.2015 г....
Отчет о реализации программы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено...
Доклад на тему «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в рамках новой Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования»
Я представляю вашему вниманию очень важный и актуальный вопрос «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в р...