Сообщение на тему"Освоение детьми способов формулировки вопросов»
материал (старшая группа)

Родина Елена Николаевна

Собщние на тему "Освоение детьми способов формулировки вопросов" использование технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_detmi_sposobov_formulirovki_voprosov.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Сообщение на тему:

 «Освоение детьми способов формулировки вопросов»

                                                             Выполнила: учитель-дефектолог

                                                                                          Родина Елена Николаевна

Детей необходимо учить формулировать вопросы, стимулировать поисковую активность и при этом постепенно формировать способы получения информации.

Любознательным может считаться тот, кто хочет и может формулировать вопросы. Только задав вопрос, можно различными способами искать на него ответ.

Цель: Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

Для этого необходимо дидактическое пособие: «Задаём вопросы» или карточка (схема), «Задаем вопросы» на картоне (высота 5-7см, ширина 20-25см) по схеме:

 

 

Место для значка

 

 

Место для картинки с изображением любого объекта

 

Значок (схема) любого признака

 

 

?

 

Алгоритм формулировки вопросов

 

1.     Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса «какой, какие», проговорить этот вопрос. Выбрать любую картинку поставит на место для картинок, выбрать значок признака - влажность или температуру.

 Например: какое мороженое по температуре? Какая лужа по влажности?

2.     В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак. И самостоятельно «читать» вопрос.

3.     Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопрос по разному, например, «какая лужа по влажности?» или «лужа по влажности какая?» или «по влажности какая лужа?»

4.     По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов.

 

 Различают несколько типов вопросов, их семь групп. Вопросы бывают восполняющие, описательные, «почемучкины», оценочные, уточняющие, воображаемые, субъективные.

  1. Восполняющие. Когда? Какие? Какой? Какая? (с 2х лет)
  2. Описательные. Что? Где? Как? Кто? (с 3-х лет)
  3. Каузальные. Детям объясняем (почемучкины вопросы). Почему? Отчего?
  4. Оценочные. Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать? (с 4-х лет)
  5. Воображаемые (гипотетические). Что было бы если? Что случилось бы? (с 4,5 лет)
  6. Уточняющие вопросы. Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? (с 5 лет).
  7. Субъективные. Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю? (с 5,5 лет)

Технологическая карта освоения способов постановки вопросов восполняющего типа (2,5 лет)

вопросное слово: «Какой?», «Какие?»

  Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «какой, какие» на место для значка вопросного слова, проговорить вопросные слова.

2.     Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами.  Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.

3.     В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.

4.     Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы по- разному, например:

         какое мороженое по температуре?

         мороженое, по температуре ты какое?

         по температуре какое мороженое?

5.     Выбирать наиболее удачные вопросы.

6.     По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов восполняющего типа.

7.     При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.

Технологическая карта освоения способов постановки вопросов описательного типа (с 3 лет)

вопросное слово: «Что?», «Кто?», «Где?», «Как?»

1.     Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «что», «где», «как» или «кто» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова

2.     Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами.  Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.

 Например:

- вопросное слово «что?»

- картинка с изображением собаки

- схема признака – «действие».

3.      Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.

 Например:                                                                                                                                              - «Что собака делает»?

4.     В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак  и «читать» получившееся предложение.

5.    Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы по - разному, например:

- Собака, что ты делаешь?

- Делает что собака?

- Делает собака что?

  Выбирать наиболее удачные вопросы.

6.     По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов описательного типа.

7.     При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса  к изучаемому объекту.

 

Технологическая карта освоения способов постановки вопросов каузального («почемучкиного») типа (с 4-х лет)

вопросное слово: «Почему?», «Отчего?», «Зачем?»

1.    Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «почему», «отчего» или «зачем» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.  

2.     Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами.  Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.

  Например:

 - вопросное слово «почему?»

- картинка с изображением коровы;

- схема признака – «вес».

  3.   Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.

 Например:

- «почему у коровы такой вес?»;

4.      В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.

5.    Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы по- разному, например:

- «почему у коровы такой вес?»;

- «корова, почему у тебя такой вес?»;

- «корова, такой вес у тебя почему?».

  Выбирать наиболее удачные вопросы.

6.     По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов каузального(«почемучкиного») типа.

7.     При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.

Примечание.                                                                                                            

 «Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей.

Технологическая карта освоения способов постановки вопросов оценочного типа (с 4-х лет)

вопросное слово: «Что хорошего?», «Что плохого?»

1.    Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса «что хорошего» или «что плохого», на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.  

2.     Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами.  Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.

  Например:

- вопросное слово «что хорошего?», «что плохого?»;                                                                 

 - картинка с изображением щетки                                                                                              

- схема признака «рельеф».                                                                                                         

 3.     Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.

 Например:                                                                                                                                       - «что хорошего (что плохого) что у щетки такой рельеф?».

4.     В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.

5.    Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы по- разному, например:

- «что хорошего (что плохого) что у щетки такой рельеф?»;

- «щетка, что хорошего (что плохого) что у тебя такой рельеф?»;

- «щетка, у тебя рельеф хороший (плохой)?».                                                                         

  Выбирать наиболее удачные вопросы.                                                                                      

  6.     По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов оценочного типа.

7.     При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.

Примечание.    Оценочный тип вопроса ведет к развитию основ диалектического мышления.

 

 

Технологическая карта освоения способов постановки вопросов воображаемого типа (с 4,5 лет)

вопросное слово: «Что было бы, если…», «Что случилось бы, если…»

 1.    Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса «что было бы, если» или «что случилось бы, если», на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.  

2.     Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами.  Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.

  Например:

- вопросное слово «что было бы, если?»;                                                                                                    

- картинка с изображением кошки;                                                                                                

 - схема признака – «цвет».                                                                                                           

  3.    Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.

 Например:                                                                                                                                        - «что было бы, если у кошки был другой цвет?»;

4.     В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.

5.     Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы по - разному, например:                                                                                                                               

- «что было бы, если у кошки был другой цвет?»;

- «кошка, что было бы, если бы ты меняла цвет?»;

- «кошка, что может случиться с твоим цветом?».

Выбирать наиболее удачные вопросы.                                                                                                   

 6.     По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов воображаемого типа.

7.     При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.

Примечание. Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы.

 

 

Технологическая карта освоения способов постановки вопросов уточняющего типа (с 5 лет)

вопросное слово: «Верно ли?», «Должен ли?», «Правда ли что?»

1.    Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса «верно ли» или «должен ли», «правда ли что» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.  

2.     Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами.  Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.

  Например:

- вопросное слово - «верно ли»                                                                                                     

  - картинка с изображением дома;                                                                                                  

- схема признака – «части».                                                                                                           

  3.    Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.

 Например:                                                                                                                                       - «верно ли, что у дома много частей?»;

- «дом, должны ли быть у тебя такие части?»;

- «дом, правда ли, что у тебя такие части?».

Выбирать наиболее удачные вопросы.                                                                                                                                                                                                                                                                            

4.     В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.

5.     Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы по - разному, например:                                                                                                                               

- «верно ли, что у дома много частей?»;

- «дом, должны ли быть у тебя такие части?»;

- «дом, правда ли, что у тебя такие части?».

6.     По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов уточняющего типа типа.

7.     При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.

Примечание. Уточняющий тип вопроса требует расширения знаний по изучаемому объекту. Целесообразно, чтобы дети сами искали ответы на эти вопросы.

 

 

 

Технологическая карта освоения способов постановки вопросов субъективного типа (с 5,5 лет)

вопросное слово: «Что я знаю про это?», «Что я думаю об этом?»

1.    Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса «что я думаю об этом» или «что я знаю про это» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.  

2.     Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами.  Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.

  Например:

- вопросное слово - «что я знаю про это»

 - картинка с изображением леса;                                                                                                  

- схема признака – «место».                                                                                                            

 3.    Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.

 Например:                                                                                                                                       - «что я знаю про  лесные места?»  или «что я думаю про лесное место?»;                                                                                                                                            

Выбирать наиболее удачные вопросы.                                                                                                                                                                                                                                                                            

4.     В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.

5.     Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы по - разному, например:                                                                                                                               

 «что я знаю про места в лесу?»;

«лес, что я знаю про твои места?»;

«лес, что я могу подумать про твое место?».

6.     По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов субъективного типа.

7.     При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.

 

Примечание.   Субъективный тип вопроса ведет к самостоятельности мышления и критическому отношению к своим знаниям. Целесообразно при работе с данным типом вопросов на место «схема признаков» ставить не только имена признаков с универсального пособия, но и свойства характера или поступки литературных героев.

Например: «Что я думаю про поведение Колобка?» или «Что я думаю про настроение Жени из сказки «Цветик – Семицветик?»

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему : «Освоение способов преобразования признаков объектов, волшебник «Наоборот», «Изменения времени».

В целях формирования умений информационной компетентности в своей работе с детьми я применяю типовые приемы фантазирования. Авторы Г.С. Альтшуллер, Т.А. Сидорчук. Целью их является...

Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"

В докладе рассматриваются   возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми  возможностями. Включение технологии ТРИЗ в  коррекционную  р...

Мастер-класс для педагогов "Освоение детьми способов составления загадок"

laquo;Освоение детьми способов составления загадок»...

Мастер – класс «Освоение способов формулировки вопросов воображаемого, уточняющего и субъективного типа»

Любознательным может считаться тот, который хочет и может формулировать вопросы...

"Освоение детьми способов преобразования признаков объектов". Приемы типового фантазирования.

Процесс познания – это активная деятельность, связанная не только с узнаванием значений признаков реальных объектов и установлением причинно – следственных связей, но и парадоксальные прео...

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»

Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать различные типы вопросов, для дальнейшего использования в совместной работе с детьми (ТРИЗ - технология)...

Сообщение на тему «Освоение детьми анализа литературных произведений»

Речевая подготовка детей к школьному обучению была и остается проблемой в дошкольной практике. При этом одна из сложных задач  ̶ формирование умения понимать смысл литературных произведений.Работ...