Сообщение на тему : «Освоение способов преобразования признаков объектов, волшебник «Наоборот», «Изменения времени».
материал на тему

Халявкина Елена Владимировна

В целях формирования умений информационной компетентности в своей работе с детьми я применяю типовые приемы фантазирования. Авторы Г.С. Альтшуллер, Т.А. Сидорчук. Целью их является: освоение приемов преобразования признаков объектов для развития воображения и решения проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_trizu.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

« Детский сад комбинированного вида № 17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение на тему : «Освоение способов преобразования признаков объектов, волшебник «Наоборот», «Изменения времени».

Подготовила: Халявкина Е.В.

Воспитатель первой категории.

В целях формирования умений информационной компетентности в своей работе с детьми я применяю типовые приемы фантазирования. Авторы Г.С. Альтшуллер, Т.А. Сидорчук. Целью их являетсяосвоение приемов преобразования признаков объектов для развития воображения и решения проблем. 

Типовые приемы фантазирования адаптированы для детей в Волшебников: Увеличения - Уменьшения, Дробления - Объединения, Специала - Универсала, Оживления - Окаменения, Волшебника Времени, Волшебника Наоборот. Используя Волшебников, дети легко делают фантастические преобразования объектов и их признаков, затем используют объект с новыми свойствами для анализа проблем в сказках или при решении творческих задач. Педагоги нашего ДОУ превратили типовые приемы фантазирования в соответствующих кукол-волшебников и организуют с ними игры, типа: «Какие Волшебники помогут при решении проблемных ситуаций». 

Волшебник «Изменения времени"

 02-s.jpg

Основан на изменении признаков времени. Многофункциональный приём.

 

Волшебник Быстрых Минут 

Волшебник Замедления

Волшебник Перепутывания Времени

Волшебник Обратного Времени

Машина Времени

Зеркало Времени

Волшебник, остановивший Время

Волшебник Времени может:

  • Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления).
  • Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени).
  • Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени).
  • Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени). 
  • Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время). 

 Волшебник «изменения времени» поможет перенестись на дальние относительно человека отрезки времени (в разные эпохи). Познакомит детей с образом жизни человека в древности («дома, машины, электричество были не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины»); с усовершенствованием средств передвижения (от лошади и пирог до совершенных кораблей и пр.); с изменением условий быта человека (о водопроводе, электричестве, отоплении, бытовых приборах и пр.); с развитием средств коммуникации (о письменности и книгопечатании, почте, телеграфе, телефоне, телевидении, компьютерах).

Развивают у детей элементарные представления о техническом прогрессе, об истории цивилизации.

Данный прием учит перемещать во времени какой-либо предмет или ситуацию, прогнозируя изменение самого предмета или его окружения. А так же способствует развитию воображения, фантазии, расширению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Например: как бы использовали древние люди попавшую им в руки библиотеку?

Книга может пригодиться как подставка или как молоток, груз или оружие. Листы книги – хорошая растопка, из переплетов можно сделать одежду или головной убор. Из множества книг можно построить хижину, при этом использовать замоченную бумагу для затыкания щелей и др.

Методические рекомендации построения системы тренингов по преобразованию признаков времени

  Волшебник «наоборот».

 04-s.jpg

 – способствует выделению определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Предложить детям охарактеризовать время суток, погоду, персонажей, их действия. Затем ввести волшебника «перевертыша» (наоборот), в следствие чего все резко меняется на противоположные свойства и функции. Возникающие при этом проблемные ситуации и способы их решения обязательно обсуждаются с детьми. Данный прием развивает диалектическое мышление, учит детей поиску противоположных качеств, помогает сочинять сказки на новый лад.

Методические рекомендации построения системы тренингов
с детьми разного возраста

В результате использования игр, основанных на типовых приемах фантазирования, ребенок учится получать информацию, путем мысленного экспериментирования (преобразует объект или его признак и прогнозирует изменение его взаимодействия с внешним миром); задавать вопросы на интересующую тему по сказочным текстам, связанным с фантастическими преобразованиями. Игры помогают детям учиться делать выводы из полученной информации о том, что жизненные и сказочные проблемы могут решаться, если у объекта произвести фантастическое преобразование по какому-либо признаку. Играя, ребенок оценивает различные социальные привычки с точки зрения того, какое преобразование у объектов произошло и какие трудности (или решения проблем) возникли (или разрешились). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе «Знакомство с волшебником Наоборот»(ТРИЗ)

Цель: Познакомить с приемом «Наоборот» в различных областях знаний.Задачи : развивать воображение, усовершенствовать  навыки использования антонимов в различных областях, развивать чувство ...

Сообщение на тему "Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (из опыта работы)"

Формирование у дошкольниуков первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и сле...

"Освоение детьми способов преобразования признаков объектов". Приемы типового фантазирования.

Процесс познания – это активная деятельность, связанная не только с узнаванием значений признаков реальных объектов и установлением причинно – следственных связей, но и парадоксальные прео...

Консультация для родителей по теме «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».

Консультация для родителей по теме «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного  основе игрового пособия «Чикко и Вселенная»....

Сообщение на тему «Освоение детьми анализа литературных произведений»

Речевая подготовка детей к школьному обучению была и остается проблемой в дошкольной практике. При этом одна из сложных задач  ̶ формирование умения понимать смысл литературных произведений.Работ...

Сообщение на тему"Освоение детьми способов формулировки вопросов»

Собщние на тему "Освоение детьми способов формулировки вопросов" использование технологии ТРИЗ...

Консультация для родителей по теме: «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста на основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».

Консультация для родителей по теме: «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста на основе игрового пособия «Чикко и Вселенная»....