Мастер-класс для педагогов "Освоение детьми способов составления загадок"
материал

«Освоение детьми способов составления загадок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_sostavlenie_zagadok.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Мастер - класс

«Освоение детьми способов составления загадок»

Разработала:

 Воспитатель  Ночевная С.С.

Цель мастер-класса: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок.

Задачи:

- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- показать на конкретных примерах способы составления загадок  в работе по речевому развитию.

Практическая значимость:  данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами  в работе по  речевому развитию детей:

- активизация внедрения в образовательный  процесс воспитателей  методов  и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

 В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ,  наблюдение  и  собственную практическую деятельность ребенок  развивается.

Да и мы, педагоги-дошкольники,  люди творческие, неугомонные,  в своей работе с детьми  чаще следуем пословице:  «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать».  А еще лучше  - сто раз сделать.

 Поэтому сегодня мне хотелось бы  не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические  приёмы, которые можно использовать  в своей работе с детьми по речевому развитию.

Общая характеристика загадки

В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки,  сказки, считалки, скороговорки, пословицы,   в том числе и загадки.

- Давайте немного вспомним, что такое загадка?

 Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Использование загадок является очень эффективной  формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки:

-  обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

-  помогают увидеть вторичные значения слов;

-  формируют представления о переносном  значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

 Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем,  ведущий вид деятельности детей. Игра в  узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать.

Попытаемся сейчас  составить загадки по опорным таблицам.

  1. Но для начала необходимо научить детей сравнивать предметы « На что похоже?» Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».
  2. Предложить детям табличку «Царица загадок». Выбрать объект для составления загадки о нём.
  3. На таблицу поместить какое- либо имя признака, находить значение этого признака у объекта и сравнивать со значением этого признака у другого объекта, например СОЛНЦЕ.

Какое  (Какая,  какой)

Что такое же

Первая модель:

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например: 

Солнце

  1. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

Имя признака

Какое?

Что такое же

яркое

круглое

жаркое

  1. Заполнение правой части таблицы:  «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

Имя признака

Какой, какое

Что такое же

Яркое

Круглое

Жаркое

Лампа

Колесо

огонь

         Внести соединительные слова «как», «но не»

  1. Прочитать получившуюся загадку:

Загадка:  

                Яркое, но не лампа?

                Круглое, но не колесо?

                Жаркое, но не огонь?

                Что это?

Вторая модель

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например:

КОМАР

2. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Летает                                                      Пищит                                                Кусается

3. Заполнение правой части таблицы:  «Кто делает  то же действие?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Летает                                                    Пищит                                               Кусается

Самолёт                                               Мышка                                                 Собака

4. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка:   Что такое?

                   Летает, а не самолёт?

                   Пищит, а не мышь?

                   Кусается, а не собака?

Третья модель

1. Составление  опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок) Например:

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор                                                        Пила                                                         Трава

3. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор                                                       Пила                                                         Трава

Нельзя лазить                                              Не пилит                                                        Не растёт

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

                 Как забор, но нельзя лазить.

                 Как пила, но не пилит,

                 Как трава, но не растёт.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам  с помощью этой методики  составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

Таким образом, загадка - настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.  

      Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

- Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация  для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой  работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

Данный материал поможет в распространении педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине....

мастер класс для педагогов на тему:"Методика составления загадок по технологии ТРИЗ"

Время проведения: 23 января 2019годЦель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как ср...

Освоение детьми 6 лет способов составления загадок

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств объектов и явлений до построения модел...

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток» (Сам.обр)

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток»...