Методическая разработка «Вокальные упражнения как средство развития певческих навыков дошкольников»
методическая разработка

Большакова Ирина Александровна

На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное для музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования конкретных, результативных методических приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«ВОКАЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ                                       КАК  СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ

ПЕВЧЕСКИХ  НАВЫКОВ  

ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                               

   «Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом»,- пишет           О.П. Радынова.

   Так, пение может перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песенное творчество! Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.

   В музыкальном воспитании не должно быть пробелов, но каждый раздел должен быть интересен и захватывающ для ребёнка, тогда его познавательный интерес и творческие проявления будут расти с каждым новым музыкальным занятием, которое останется для многих детей самым любимым, потому что на нём можно быть: и певцами, и танцорами, и актёрами, и музыкантами, и композиторами - да всеми сразу!

     На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное для музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования конкретных, результативных методических приёмов. Песенный репертуар включает в себя два аспекта:

        - упражнения для развития певческого голоса и слуха;

        - песни для различных видов музыкальной деятельности.

     Целью певческих упражнений, т.е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха. Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное! Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом. Ведь почему наши дети не любят раздел "распевание"? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. А как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т.е. смысл распевания, как такового, пропадает!

Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду! Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Я стала использовать в своей работе упражнения из пособия А.А.Евтодьевой «Учимся петь и танцевать играя».

        Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Алла Анатольевна взяла знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумала для них несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.

      Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них. Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь,не в пределах квинты. Поэтому проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

Такое игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное              

    воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора                  

    голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием

    знакомых персонажей, т.е .чистое интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение          

    товарищей;

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной            

    деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание              

    ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и      

    жестов героев, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец,            

    повтор и закрепление музыкально -ритмических движений, музицирование            

    детей.

         Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов. Так, распевка "Дюймовочка и жук" может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на танец, спев свои партии в разных регистрах. А распевки: "Лиса и воробей", "Кот и мышка" и т.д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки "Грибы", "На лесной поляне" логически и гармонично перетекут в музицирование и т.д.

       Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.

Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

      Фонопедический метод развития голоса - это подготовленный, вспомогательный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигател...

Методическая разработка "Театрализованная игра как средство развития коммуникативных навыков дошкольников"

Сценарий театрализованного вечера-досуга с родителями для детей средней группы, посвященного Дню матери и Осенинам (дням осенних именинников)...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников"

Методическая разработка будет интересна воспитателям старших  и подгоотовительных групп. В ней дана полная характеристика дидактических игр для дошкольного возраста....

статья Вокальные упражнения, как средство развития голоса у дошкольников с нарушением речи.

В данной статье рассматривается влияние вокальных навыков на развитие речи у детей дошкольного возраста, а также способы их приобретения....

Вокальные упражнения как средство развития певческих навыков дошкольников

Методическая разработка музыкального руководителя...

Методическая разработка Дидактическая игра как средство развития сенсорных навыков младших дошкольников

АктуальностьНа современном этапе развития нашего государства происходят коренные изменения в образовательных процессах: содержание образования непрерывно усложняется, акцентируя внимание педагогов дош...