Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Методическая разработка будет интересна воспитателям старших и подгоотовительных групп. В ней дана полная характеристика дидактических игр для дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Большинство современных исследований детей дошкольного возраста направлено на поиск приемлемых и эффективных форм обучения, способствующего развитию и формированию особенностей их мышления. Различные исследования ученых показывают, что использование дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников является одним из самых эффективных. Дидактическая игра - это специально созданная для обучения игра, которую включают в систему дошкольного воспитания и развития. С помощью дидактической игры дошкольник развивает логическое мышление в доступных формах активной практической деятельности. В игре детей привлекает не обучающая задача и цель, которая в ней предусмотрена, а игровые действия, активность, желание выиграть, добиться результата.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, и именно в игровой деятельности можно найти резервы, позволяющие ненавязчиво осуществить адекватное развитие мышления детей старшего дошкольного возраста, что в свою очередь благоприятно стимулирует позитивное соперничество ребенка со сверстниками. А использование дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны наряду с развитием мышления, развивать и память, внимание, воображение детей.
Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление, которое является и игровым методом обучения ребенка, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого и логического развития ребенка. В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует концентрированности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Дидактические игры дают возможность обучать дошкольников разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач, содействуют развитию у старших дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний.
В процессе игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности, обучение, являющееся целенаправленным процессом усвоения знаний, овладения умениями и навыками.
Также, в процессе игры у детей возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формируется готовность к обучению в школе.
Дидактическая игра представляет собой такую коллективную целенаправленную учебную деятельность, в которой участники объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры отличаются от обычных тем, что являются обучающими. Если обычные игры появляются в процессе деятельности самих дошкольников, то дидактические игры создают взрослые, преследуя цели воспитания и обучения детей. Но при этом, детям, которые играют в эту игру, ее воспитательно-образовательное значение не раскрывается, ее реализация происходит в ходе решения игровой задачи, выполнения игровых действий, правил.
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами (игрушками);
- Настольно-печатные игры;
- Словесные игры.
Согласно А.Н. Леонтьеву, дидактические игры относятся к «рубежным играм», они фактически являются переходной стадией к той неигровой деятельности, для которой они подготавливают. Благодаря этим играм развивается познавательная деятельность, интеллектуальные операции, которые представляют собой основу обучения. Дидактическая игра отличается от обычной наличием задачи учебного характера, то есть, обучающей задачи. Именно эта задача преследуется взрослыми, которые создают дидактические игры, но при этом используется такая форма, которая занимательна для детей.
Для дошкольника в дидактической игре, как и в любой другой, привлекательная не та обучающая задача, которую закладывает в нее взрослый, а возможность проявления активности, выполнения игровых действий, достижения результата, выигрыша. Но в такой игре для ребенка становится невозможно успешное выполнение игровых действий, достижение результата в том случае, если он не получит заложенные в нее знания, умственные операции.
То есть от того, насколько дошкольник овладевает знаниями и умениями, продиктованными обучающей задачей, зависит и его активное участие, и выигрыш в дидактической игре. В результате этого ребенок стремится проявлять внимательность, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Именно поэтому он учится чему-то определенному в игре, которая проходит в легкой, непринужденной для него форме. Для такого непреднамеренного обучения используют термин автодидактизма.
Дидактические игры возникли достаточно давно. Первые дидактические игры были созданы народом, который подмечал удивительную особенность воспринимать обучение в игре у маленьких детей, при использовании игр и игрушек. В течении истории человечества каждый народ создавал свои дидактические игры, соответствующие дидактические игрушки, отличающиеся своеобразием. Эти народные дидактические игры стали частью культуры многих народов. Содержание дидактических игр и игрушек отражает особенности национального характера, природы, истории, труда, быта различных народов.
В народных дидактических играх обеспечивается взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия, при этом учитываются возрастные психофизиологические особенности ребенка. Игры, придуманные народом в качестве дидактических, как правило, обладают четко выраженным обучающим эмоционально-познавательным содержанием, которое воплощено в игровой форме, образностью, динамичностью игровых действий. Здесь наблюдается событийность содержания игры, то есть, в ней отражается какой-либо случай, происшествие, которое вызывает определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащает его социальный опыт.
Русская народная педагогика обладает большим количеством дидактических игр и игрушек, которые можно использовать для детей разных возрастов, начиная с от раннего и до школьного. Народные дидактические игры уже на первом году жизни знакомятся с первыми играми дидактического направления. Когда ребенок подрастает, в народной педагогике для него используются такие игры, которые обладают возможностью развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. В них выражается потребность в движении, которая присуща детям дошкольного возраста, необходимость в общении со сверстниками, они содержат обильную пищу для работы ума и воображения.
Народные дидактические игры с течением времени подвергаются изменениям, вносимыми самими детьми. Это выражается в обновлении содержания, усложнении правил, использовании иного игрового материала. На дидактические народные игры зачастую опираются педагоги-практики, создавая свои варианты или даже целые системы таких игр.
Традиция широкого использования дидактических игр для воспитания и обучения детей, которая сложилась в народной педагогике, была подхвачена и развита в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Фактически, каждая педагогическая система дошкольного воспитания отводит значительное место дидактическим играм.
Как был убежден автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель, задачей первоначального образования является учение в обыкновенном смысле этого слова, а организация игры. При этом, продолжая быть игрой, ее содержание должно быть пронизано уроком. Ф. Фребель была разработана система дидактических игр, представляющая собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.
В этой системе содержатся дидактические игры с различными игрушками, материалами, которые расположены строго по последовательности по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Как обязательный элемент в большинстве дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками для того, чтобы усилить обучающее воздействие игр.
Еще одна всемирно известная система обучающих дидактических игр была создана Марией Монтессори. Эта система получила неоднозначную оценку. М. Монтессори давала близкое к позиции Ф. Фребеля определение места игры в образовательном процессе детского сада: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка. Ее были созданы интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания для обучающих игр-занятий.
С точки зрения А.К. Бондаренко, дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, которое является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Во время игр происходит формирование всех сторон личности ребенка, возникают значительные изменения в психике. Во время игровой деятельности формируются многие положительные качества детей, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, которая наиболее доступна для школьников.
Традиция широкого использования дидактических игр, которая сложилась в народной педагогике с целью воспитания и обучения детей, впоследствии получила свое развитие в трудах ученых и в практической педагогической деятельности. В конечном итоге особое место в каждой педагогической системе дошкольного воспитания занимали и продолжают занимать дидактические игры.
Впервые о новом подходе к дидактическим играм сообщила автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева. По ее мнению, дидактические игры являются одними из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми вместе с такими методами, как чтение, беседа, рисование, пение, труд. Е.И. Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, которая построена на принципе парности и состоит из различных знакомых детям предметов, игрушек и природного материала. При использовании этих дидактических материалов в играх и занятиях детей, необходимо сопровождать их беседами. Руководящая роль Тихеевой в дидактических играх и занятиях отводилась воспитателю. Одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка Тихеева считала дидактический материал. Однако она предупреждала, что этот материал должен соответствовать основным запросам и интересам детей.
Обучающие задачи, которые предлагает Е.И. Тихеева в своих играх, выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. В том числе они предполагают, что будут формироваться мыслительные операции (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Для решения этих и ряда других задач (развитие внимания, памяти, коммуникативных умений) потребовалось изменить содержание игр. Содержимым дидактических игр послужила окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов.
Вслед за Е.И. Тихеевой идеи включения игры в процесс обучения продолжили А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. С пониманием целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста перед исследователями встала проблема разработки дидактических игр, целью которых является обеспечение наилучших условий усвоения знаний, умственных навыков и умений.
Одной из первых, выдвинувшей положение о необходимости системы знаний и умений для дошкольников, была А.П. Усова, причем в такой системе существенную роль должны играть общие знания, которые отражают простые закономерности и зависимости между явлениями реального мира. В течение дошкольного возраста можно наблюдать существенные сдвиги в умственном развитии, формирование общих представлений и понятий, развитие важных мыслительных операций таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и т. д.
По причине этого А.П. Усова ставила вопрос о такой систематизации знаний для дошкольников, с одной стороны, учитывающей их возрастные особенности, а с другой – способствующей формированию у детей общих представлений и понятий, развитию их мыслительных способностей. Она указывала на то, что если более четко систематизировать усваиваемые детьми знания и правильно организовать процесса обучения, то это позволить давать детям значительно более сложные знания, чем те, которые они усваивают в процессе повседневной жизни. На занятиях воспитатель должен не только в доступной форме излагать знания, но и раскрывать детям способы мыслительной деятельности, необходимые для овладения этими знаниями.
В последнее время поиски ученых направлены на создание серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которым будут характерны гибкость, инициативность мыслительных процессов, перенос сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет четко закрепленных правил, наоборот, детей ставят перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры не традиционно-дидактическими, а развивающими.
Дидактическая игра имеет определенную структуру - основные элементы, характеризующие ее как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие составляющие дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов). Все компоненты дидактической игры - обучающая задача, игровые действия и правила, тесно связаны. Обучающей задачей определяются игровые действия, а при помощи правил осуществляются игровые действия и решается задачу.
Активное участие ребенка в игре напрямую зависит от того, насколько он владеет знаниями и умениями, предусмотренными задачей. Это заставляет ребенка быть внимательным, применять все полученные раннее знания, а также запоминать, сравнивать, обобщать и классифицировать.
Умственное развитие ребенка, определяет развитие игры, темп ее прохождения, успешность выполнение игровых действий, эмоциональное переживание, усвоение правил, степень вовлеченности, азарт. Чтобы игра принесла пользу и научила ребенка приемам логического мышления, надо четко следить за темпом игры, не допуская излишней медлительности или убыстрение темпа, так как это сказывается на продуктивности (ребенок может растеряться или нарушить правила).
Руководство игрой чаще всего отдается взрослому. И всегда имеется возможность расширить, обогатить игру по ходу ее прохождения, в связи с появившимися вопросами ребенка, инициативой или предложениями. Умение удержать игру в русле установленного времени, при этом не дать потерять интерес, азарт - это большое искусство. Заканчивать игру, особенно обучающую, дидактическую всегда надо на радостной перспективе, чтобы у ребенка осталось желание ее продолжить, вернуться к ней. Старшие дошкольники уже способны самостоятельно прийти к заключениям, обобщениям, к самостоятельным выводам об итогах игр.
Таким образом, дидактической игрой является такая игра, в которой содержится обучающая дидактическая задача. Дидактическая задача придумывается взрослыми для детей и содержит, помимо обучающей задачи, также игровые действия и правила. Детям дидактическая задача не объясняется, а их внимание направляется на достижение игровой задачи. Изучив труды различных авторов о разработке вопросов теории практики дидактической игры, мы пришли к выводу о том, что исследователи видели ее значительную роль в умственном воспитании детей дошкольного возраста, рассматривали как источник познания социального опыта взрослых и накопления ребенком собственного.
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «МЕБЕЛЬ»
Цель: уточнение и расширение представлений детей о мебели, её назначении.
Коррекционно-образовательные задачи:
Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в родительном падеже, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление притяжательных прилагательных).
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизация речевой деятельности детей.
Развитие диалогической речи.
Развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Учить детей отвечать на вопросы с помощью картинок.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: Конверты на каждого ребёнка с разрезанными предметными картинками с изображением мебели; мяч.
Ход:
1. Вос-ль: Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну интересную тему. Какую – вы мне скажите сами. Перед вами – конверты с разрезанными картинками. Вам нужно собрать части в одно целое и сказать мне, о чём мы с вами будем сегодня говорить. (Выполнение задания)
Молодцы, ребята! А как можно все эти картинки назвать одним словом? (мебель). А для чего же она нужна? (для удобства в жизни человека, комфорта, уюта и т. д.) И вы уже верно догадались, что сегодняшняя наша тема «Мебель».
2. Загадки про мебель. (По мере отгадывания загадок, воспитатель прикрепляет на доску картинки с изображением мебели)
Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки. (Стол)
Если ты устал играть,
То ложишься на… (Кровать)
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать. (Кресло)
На него ты сможешь сесть,
Коль к столу позвали есть. (Стул)
Свитер, кофту, тёплый шарф
Аккуратно сложим в… (шкаф)
3. Игра «Чего не стало?» (Воспитатель убирает по одной картинке с доски. Дети должны угадать, какой картинки не стало).
4. А сейчас немного поиграем пальчиками.
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопки, кулачки)
Будем мебель мы считать!
В шкафу одежду мы храним, (загибаем пальчики)
В кровати мы спокойно спим.
Рядом – тумбочка, диван,
Кресло, стол, буфет, сервант…
Ступая тихо на паркет –
Мы ставим в кухне табурет.
Всю мебель перечислил я, (сжимаем, разжимаем кулачки)
В квартире без неё нельзя!
5. Молодцы! Следующее задание.
Игра «Назови ласково». Я буду кидать вам мячик и называть слово, а вы – возвращаете мячик мне и называете ласково то слово, которое услышите от меня. Договорились?
Стол – столик, стул – стульчик, шкаф – шкафчик, диван – диванчик, кровать – кроватка, табурет – табуретик ( и т.д.)
6. Теперь следующее задание. Я буду называть предметы мебели, а вы должны отгадать какой лишний?
Кресло, стул, кастрюля, табурет.
Кровать, софа, кошка, диван.
Стол, стул, санки, кресло-качалка;
табурет, стол, чайник, полка;
вешалка, полка, пальто, шкафчик.
7. Логические упражнения.
Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?
Оля маленькая. У неё маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?
Папа большой. У него дело за большим столом. В комнате только маленький стул. Он взял его, поставил к столу и сел. Ему неудобно. Почему?
8. Наверное, вы устали. Давайте немного разомнёмся. Вставайте на физкультурную минутку.
Вот я в комнату вошёл, (ходьба на месте)
Выключатель я нашёл! (поднять руку вверх)
Чем бы мне себя занять? (пожать плечами)
Буду мебель я считать! (движение рукой)
ПОЛЕЖАЛКИ на кровати, (руки под щекой)
ПОСИДЕЛКИ на софе, (сложить руки перед грудью)
ПОПРЫГУШКИ на диване, (прыжки)
ПОБЕЖАЛКИ на ковре. (бег на месте)
Мама в комнату зашла, (ходьба на месте)
Мигом папу позвала. (движение рукой)
Я теперь считаю мебель (движение правой рукой, как-будто что-то
В уголке, возле стола. пересчитываем)
Молодцы! Хорошо размялись!
9. А сейчас новая игра «Назови, какой!»
Шкаф из дерева – деревянный;
кровать из металла – металлическая;
диван из кожи – кожаный;
стул из пластмассы – пластмассовый;
стол из дуба – дубовый;
полка для книг – книжная;
полка для обуви – обувная;
стол, за которым пишут – письменный;
стол, за которым обедают – обеденный.
10. Игра с мячом. Выполнение действий.
Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом, подними мяч над стулом.
И в заключение – маленькие задачки на сообразительность. Готовы?
11. «Что с чем дружит?»
Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
Стол «дружит» с креслом или тестом?
Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
Кресло «дружит» с диваном или Иваном?
Сервант «дружит» с Людой или посудой?
Полки «дружат» с книжкой или крышкой?
Табурет «дружит» со стулом или мулом?
Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?
Итог занятия: Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили? Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников».
Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников»....
Методическая разработка " Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников"
Методическая разработка...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...
Методическая разработка «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....
Буклеты для родителей: «Занимательные игры на световом планшете как средство развития речи старших дошкольников».
Буклеты для родителей:«Занимательные игры на световом планшете как средство развития речи старших дошкольников»....
Методический час на тему: «Речевые игры как средство развития речи у дошкольников и профилактики нарушений звукопроизношения»
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко ...
ПРОЕКТ «Квест игра, как средство развития речи старших дошкольников» Название: «В мир волшебных приключений двери нам открой».
В настоящее время проблема развития речи дошкольников актуальна, современные дети мало общительны, не умеют высказываться и грамотно строить предложения, снижение речевой культуры дошкольников приводи...