статья Вокальные упражнения, как средство развития голоса у дошкольников с нарушением речи.
статья
В данной статье рассматривается влияние вокальных навыков на развитие речи у детей дошкольного возраста, а также способы их приобретения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_izmenennaya.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Вокальные упражнения, как средство развития голоса у дошкольников с нарушением речи.
Султанова А.А., МАДОУ детский сад № 6 «Василек» г. Янаул.
«Все начинается с детства», - В. Сухомлинский.
В данной статье рассматривается влияние вокальных навыков на развитие речи у детей дошкольного возраста, а также способы их приобретения.
Ключевые слова: вокальные упражнения, Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логопедические распевки, песни и стихи, музыкальные игры.
Известно, что пение является показателем духовного здоровья человека. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. Встреча с песней окрашивается для детей светлой радостью, вызывает положительные эмоции.
Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы в развитии речи. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи. У таких детей голос приобретает интонационную бедность, монотонность, носовой оттенок, поскольку дыхание у таких дошкольников является поверхностным, с коротким и прерывистым речевым выдохом.
Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как оно развивает дыхание и голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, в ходе чего тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих вырабатывает эндорфин – вещество радости, способствующее хорошему настроению. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.
Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения комплекса вокальных упражнений, целью которых является выработка четкости, ловкости и правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.
Вокальные упражнения представляют собой комплекс упражнений, направленных на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции. Цель таких упражнений конкретизируется в частных задачах:
- освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности и развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;
- преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;
- формирование фонематического слуха и развитие способности петь слово интонационно чисто;
- активизация всех видов внимания и памяти.
Вокальная речь отличается от обыденной. Благодаря гласным звукам раскрываются певческие возможности голоса: красота тембра, длительность звучания, сила и его диапазон. Гласные в пении звучат более округло по сравнению с речью. Для правильного развития голоса сначала подбирают упражнения с наиболее вокально устойчивыми гласными «а», «о», «у» и только затем к ним постепенно подстраивают более сложные гласные «е» и «и». Это направление в вокальной педагогике известно как фонетический метод. Чтобы гласные звучали ровно и сохраняли тембровую окраску, их следует петь округлым, прикрытым звуком «а» - с призвуком «о», «и», с призвуком «у», «е» с четким переходом на прикрытое «э».
Первые вокальные упражнения предлагаются детям в виде песенок – игр, когда музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа.
На музыкальных занятиях я использую следующие методические приёмы:
- Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
- Дыхательная гимнастика: формировать умение прислушиваться к своему дыханию; способствовать развитию умения у детей укреплять мышцы органов брюшной полости, укреплять межрёберные мышцы; укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути.
- Пальчиковая гимнастика: развивать координацию движений рук, мелкую моторику, получение разнообразных сенсорных впечатлений; совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь; развивать тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию; способствовать подготовке руки ребенка к письму.
- Логопедические распевки, направленные на овладение различными звуками.
чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков.
- Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
- Музыкальные игры, способствующие развитию речи и внимания, умению ориентироваться в пространстве.
Таким образом, развитие певческих навыков способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с нарушениями речи. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в речевом развитии дошкольников. Именно поэтому сформированность вокальных навыков на определенном уровне необходима абсолютно каждому. Кроме того, вокальные упражнения способствуют развитию не только речи детей, но и улучшению общей памяти и внимания.
Используемая литература:
1. Смольникова Т. А. Комплексы артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений «ВЕСЁЛЫЕ МИНУТКИ» - 2017;
2. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет – 2016;
3. Тверская О. Н., Каменских Е. В., Беляева В. Н. Интегрированные музыкально-логоритмические занятия – 2020;
4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду – 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...
Презентация личного опыта. «Детская мультипликация как средство развития детей с тяжелыми нарушениями речи».
Я предлагаю вашему вниманию свою работу по теме «Детская мультипликация как средство развития детей с ТНР»....
«Эмоциональные минутки» Игры и упражнения в структуре КНОД старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
laquo;Эмоциональные минутки" позволяют детям на ранних этапах коррекции звукопроизношения сменить вид деятельности во время занятия. В более продвинутом варианте - коментировать проце...
Арт-терапия как эффективное средство развития детей с общим нарушением речи
Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость Лепить из теста - доступное занятие для детей с ОНР. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья....
Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...
«Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи»
Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи...