Программа наставничества
методическая разработка
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.
Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.
Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.
Алгоритм данной программы предполагает следующее:
- Постановка цели, задач;
- Составление программы;
- Подбор средств реализации программы;
- Определение способов реализации программы,
- Контроль и коррекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva.doc | 360 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1» муниципального образования города Братска (Программа наставничества) Подготовил старший воспитатель: Спириденко Е.И. Г. Братск |
«Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать»
Н.Н. Бурденко.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.
Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.
Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.
Алгоритм данной программы предполагает следующее:
- Постановка цели, задач;
- Составление программы;
- Подбор средств реализации программы;
- Определение способов реализации программы,
- Контроль и коррекция.
Ожидаемый результат.
- Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.
- Качественное изменение отношений в коллективе.
- Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
- Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:
- Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
- Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.
- Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Данная программа адресована руководителям, старшим воспитателям, психологам ДОУ.
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Основные задачи программы:
- Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.
- Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
- Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
Основные направления.
- Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
- Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
- Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
- Разработка и обсуждение планирования.
- Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.
- Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно- методической и справочной литературы.
Условия эффективности работы.
- Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
- Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
- Сочетание теоритических и практических форм;
- Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
- Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно- методической информации.
II. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.
- Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет).
- Теоритическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).
- Наличие опыта практической работы с детьми.
- Ожидаемый результат педагогической деятельности.
- Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:
Содержание и цели работы:
Формы и методы работы:
- Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- Взаимоподдержка и взаимопомощь;
- Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
- Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
- Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
- Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
- Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
- Динамика профессионального роста.
- Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;
- Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
- Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
- Подведение итогов, выводы.
Использовать в работе с молодыми воспитателями и разработку индивидуального плана профессионального становления:
- назначение наставника из числа педагогов (необходимое условие – согласие и выбор его только самим молодым педагогом);
- педагогическое самообразование и самовоспитание;
- участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»;
- участие в работе методического объединения;
- участие в жизни детского сада.
Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов:
Старший воспитатель – молодой специалист:
- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
Молодой специалист – ребенок и его родитель:
- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист –ребенок:
- оказание поддержки со стороны коллег:
В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничества заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации - работодателя.
В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит
несколько ступеней.
1 ступень – 1 год работы (стажировка)- самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Адаптационная работа включает в себя:
- Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места.
- Изучение нормативно – правовой базы. Ведение документации.
- Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.).
- Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года).
- Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т.д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.
- По возможности начинающий педагог направляется на ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т.д.
- Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероприятий и совместной деятельности детей.
- Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
- Закрепление педагога – наставника за молодым специалистом.
- Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.
- Взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.
2 ступень – 2 - 5 год работы (развивающий) - процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т.д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в «Творческой тетради». На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу педагогических мероприятий на уровне детского сада.
3 ступень – 5- 6 год работы (становления) - складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.
«Дорожная карта» наставничества на 2022/2024 учебный год
Основные задачи:
- выполнение государственного задания по развитию института наставничества;
- организационно-методическое, информационное сопровождение в реализации основных региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Воспитатель будущего»;
- внедрение лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов;
- разработка предложений по совершенствованию внедрения целевой модели наставничества;
- продвижение идей наставничества в информационном поле;
- реализация проектного подхода при разработке программ наставничества;
- сбор результатов мониторинга реализации программ наставничества в образовательной организации;
- максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности.
Список используемых сокращений:
ОО - образовательная организация.
ЦМН - целевая модель наставничества
Содержание | Сроки | Ожидаемый результат (вид документа) | Показатели эффективности | Ответственный |
Организационно-методическое сопровождение деятельности | ||||
Формирование базы наставляемых и наставников из числа педагогов и партнеров. | Ноябрь, 2023 | Анкетирование и сбор согласий на обработку данных | Круглый стол, сформирована база наставляемых | Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Разработка Приказов: -«О внедрении системы наставничества в ДОУ»; - «Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в ОО» с приложениями | Сентябрь, 2023 | Приказ | Локальные акты | Заведующий ДОУ Михайловкая С.В. |
Обучение наставников | Октябрь, 2023 | Курсы повышения квалификации | Сертификаты | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Формирование наставнических групп, пар | Октябрь, 2023 | Приказы | Групповая встреча наставников и наставляемых | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Программно-методическое сопровождение деятельности | ||||
Разработка программно-методических материалов, необходимых для реализации программы наставничества для каждой из наставнической групп | Сентябрь – октябрь, 2023 | Программы | Программные, методические и дидактические материалы | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Разработка анкет для дальнейшего мониторинга эффективности | Сентябрь – октябрь, 2023 | Анкеты | Проведение анализа анкет | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Практикум «Составление персонализированных программ наставничества» | Октябрь, 2023 | План индивидуальной работы участников | Эффективная реализация модели наставничества | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Психологический тренинг направленный на развитие коммуникации и психологического комфорта | Декабрь, 2023 | Сценарий тренинга | Налаживание межличностных связей в парах | Наставник Чернышева Л.И. |
Консультирование по запросам | В течение уч.года | Журнал регистрации | Решение образовательных запросов | Наставник Чернышева Л.И. |
Аналитическое сопровождение деятельности, мониторинг | ||||
Анализ полученных анкет, определение запросов наставляемых и возможностей наставников | Сентябрь – октябрь, 2023 | Аналитическая справка | Проанализированы анкеты, определены запросы, выбраны формы наставничества | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Организация диагностики компетенций, возможностей наставников потребностей наставляемых | 1 раз в квартал | Аналитическая справка | Анализ эффективности | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Информационное сопровождение деятельности | ||||
Информация о реализации на сайте ДОУ и в соцсетях | 1 раз в квартал | Созданы рубрики | Освещена деятельность в рамках реализации программы наставничества | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
КПК, семинары | В течение уч.года | Удостоверение, сертификат | Повышение профессиональной компетенции по вопросам внедрения наставничества | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Проведение педсоветов | Ноябрь 2023 – Март 2024 | Протоколы | Презентация | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Организация рабочих встреч наставников и наставляемых | Ноябрь 2023 – Апрель 2024 | Протоколы | Обмен опытом | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Управление реализацией целевой модели наставничеств на уровне образовательной организации | ||||
Контроль | Декабрь, 2023 – апрель 2024 | Кейс материалов по выполнению | Анкеты обратной связи для промежуточной оценки | Наставник Чернышева Л.И. Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Представление опыта работы | Май, 2024 | - отчеты по итогам наставничества - приказы | Публикация результатов на сайте ДОУ, конкурс наставников | Заведующий Михайловкая С.В. Старший воспитатель Спириденко Е.И. Наставник Чернышева Л.И. |
Внесение изменений в дорожную карту на 2024 учебный год | Май, 2024 | Положение | Внесены изменения в дорожную карту на 2024 год |
План работы с молодыми педагогами.
Месяц | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь- октябрь | 1.Анкетирование. Выявление потребности молодых педагогов 2.Консультация «План самообразования» 3. Оказание помощи по организации качественной работы с документацией. - Структура перспективного планирования - Структура календарного планирования - Структура комплексно - тематического планирования 4.Закрепление наставников | Старший воспитатель Спириденко Е.И. Молодые педагоги |
Ноябрь | 1.Посещение открытых занятий коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт -Обсуждение просмотренных у педагогов-наставников занятий 2.Круглый стол «Обмен опытом по реализации технологий «Парные коммуникации», «Планирование работы детей в центрах активности»; обсуждение типичных ошибок при реализации данных технологий. | Старший воспитатель Спириденко Е.И. Педагоги ДОУ Молодые педагоги |
Декабрь | Консультация Формы работы с родителями -Обсуждение возникающих проблем при работе с родителями -Обсуждение и обмен информацией для стендов родительских уголков | Старший воспитатель Спириденко Е.И. Молодые педагоги |
Январь | 1.Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, профстандарт педагога | Старший воспитатель Спириденко Е.И. |
Март | Консультации: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»- из опыта работы Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов. | Старший воспитатель Спириденко Е.И. Молодые педагоги |
Апрель | Консультация «Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми в разное время года» на участке и групповых помещениях ДОУ - Работа с детьми в летний период Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов. | Старший воспитатель Спириденко Е.И. Молодые педагоги |
Май | - Подведение итогов работы школы молодого специалиста - Определение актуальных тем для работы школы на следующий учебный год. | Старший воспитатель Спириденко Е.И. Педагоги-наставники |
Заключение.
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
- Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
- Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности
и информационных потребностей педагога;
- Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
- Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- Оценка педагогического труда по результатам;
- Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
«Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,
никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»
С.А. Макаренко.
Используемая литература.
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
- Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.
- Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
- Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.
Анкета молодого специалиста
(ФИО молодого педагога)
1.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие консультации Вы хотели бы получить, по каким вопросам?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. С какими сложностями Вы сталкиваетесь в образовательном процессе (укажите направления воспитательно-образовательной деятельности, вызывающие у Вас наибольшие затруднения)? ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
8. Какие трудности Вы испытываете при составлении плана , занятия, воспитательно- образовательного мероприятия и др.? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?________________________________________________________________
8. Что Вас привлекает в работе коллектива / подчеркнуть/:
- Новизна деятельности
- Условия работы
- Возможность экспериментирования
- Пример и влияние коллег и руководителя
- Организация труда
- Доверие
- Возможность профессионального роста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ступеньки к мастерству" (Программа наставничества)
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспит...
Приказ об утверждении программы наставничества 2014
Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогичесого опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей....
Программа наставничества в ДОУ "Ступеньки к мастерству"
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами....
Программа наставничества с молодыми педагогами
В данной программе описаны основные формы работы с молодыми педегогами дошкольного учреждения. Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по текс...
Программа "Наставничество"
Современному дошкольному учреждению нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманис...
Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
В данной Программе наставничества описана система работы по реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...
Программа подготовки старших воспитателей/методистов к реализации программ наставничества в ДОУ на основе технологии педагогической фасилитации.
В современных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения, становятся актуальными такие формы наставничества, которые позволяют педагогическому работнику активно участвовать в пр...