Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Аксёнчикова Наталья Владимировна

Цели: расширять знания о природе, познакомить со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать их сенсорные ощущения, поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь и мел, как они используются человеком. Дать первоначальные сведения о национальном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), формировать экологически грамотное поведение в быту и природе. Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_temu_poleznye_iskopaemye.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ягодка»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

 «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»

Подготовила и провела:

воспитатель Аксёнчикова Н.В.

Цели: расширять знания о природе, познакомить со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать их сенсорные ощущения, поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь и мел, как они используются человеком. Дать первоначальные сведения о национальном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), формировать экологически грамотное поведение в быту и природе. Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Материалы и оборудование: набор «Полезные ископаемые». Подносы с каменным углём и мелом, лупы, стаканчики с водой, палочки (по количеству детей).

Планируемые результаты: повышение уровня интеллектуального развития детей. Увеличение познавательного интереса детей к практическим опытам.

Знать понятие «полезные ископаемые», уметь перечислять их названия, усвоить правила экологически грамотного поведения в природе и соблюдать их.

Ход занятия

Ребята, скажите, что нас окружает? Ответы детей: нас окружают предметы.

А ещё что? Ответы детей: природа.

Какая бывает природа? Ответы детей: природа бывает живая и неживая.

Какие признаки живой природы вы знаете? Ответы детей: дышит, размножается, растёт, двигается, питается.

Давайте с вами поиграем. Игра «Живое не живое».

Я буду называть разные слова, а вы – поднимать, соответственно, круги, если живое – то круг зелёного цвета, если неживое – то круг красного цвета.

Отгадайте загадку: всё изрыл – и луг, и сад – землеройный аппарат,

В темноте в часы прогулки рыл под полем переулки (Крот).

Где живёт крот? Ответы детей: под землёй.

Крот расскажет нам, какие богатства находятся под землёй.

Горные породы и минералы человек использует в хозяйстве.

Полезные ископаемые бывают твёрдые, газообразные, жидкие.

 Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. А зачем добывают полезные ископаемые? Ответы детей.

Можно ли построить здание без кирпича, бетона? Ответы детей.

Для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать песок, глину, известняк.

Загадка: с виду неприглядный камень, он в земле лежит пластами,

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки – это в шахте горняки.

Молотками отбивают этот очень нужный камень (Уголь).

Вот он какой – этот каменный уголь (показ угля).

Это твёрдое полезное ископаемое, он относится к неживой природе.

Дети, а теперь садимся все за столы.

Посмотрите, у вас  на столах стоят подносы, найдите на них каменный уголь.

Возьмите каменный уголь, рассмотрите его, расскажите о нём: какого он цвета? Ответы детей.

Твёрдый или мягкий? Ответы детей.

Гладкий или шершавый? Ответы детей.

Блестящий или матовый? Ответы детей.

А как вы узнали, что он твёрдый? Ответы детей( надо надавить на него пальцем или сжать в руке).

Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Ответы детей.

Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт.

(Ударяю по куску каменного угля молотком.  Уголь рассыпался на  мелкие кусочки).

Да, ребята, каменный уголь твёрдый, но не настолько прочный, как например, мрамор. От удара он рассыпается на мелкие куски.

Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? Ответы детей (он пачкается).

Положите уголь и вытрите руки салфеткой.

Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или чёрным, блестящим. Возьмём лупу и рассмотрим каменный уголь. Что мы там видим? Ответы детей (он бугристый, как дерево).

Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? Ответы детей.

Давайте осторожно опустим его в стаканчик с водой. Что происходит с водой? Ответы детей.

Пошли круги, пузырьки, вода мутнеет. В каждом предмете есть воздух, в пористых предметах – больше. И при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.

Уголь утонул, а почему? Ответы детей.

Каменный уголь тяжёлый. Как вы думаете, он растворяется или нет? Ответы детей. Как можно проверить? Ответы детей. Помешайте палочкой воду, меняет ли цвет вода? Ответы детей.

Так, растворяется или нет каменный уголь? Ответы детей.

Каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.

В группе находится мультимедийный проектор. При дальнейшем изложении текста будет показ слайдов добычи угля и известных месторождений.

Нужен ли человеку каменный уголь? Ответы детей.

Для каких целей? Ответы детей.

Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и даёт много тепла, поэтому он идёт на отопление жилых помещений, из каменного угля получают краски и лаки.

Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так же и глубоко под землёй. Для его добычи под землёй строят шахты, глубокие и тёмные. Закройте глаза. Вот так же темно и ничего не видно и в шахтах. Шахтёры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до начала шахты. Здесь подъёмные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтёров очень тяжёлый. У нас есть места, где находится много каменного угля, целые залежи. Это недалеко от Москвы - Тульское месторождение, Донецкое, Новокузнецкое (на реке Печоре). А теперь наш крот ещё хочет загадать нам загадку: белый маленький комочек, он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Опусти комочек в речку –

Утечёт как молоко (мел).

Найдём мел на своих подносах и рассмотрим его. Какого он цвета? Ответы детей.

Белый мел также блестит, как и каменный уголь? Ответы детей (нет, он матовый).

Твёрдый или мягкий мел? Ответы детей.

Потрогайте его руками. Мел твёрдый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут, он крошится, значит, он хрупкий. А давайте проверим!

Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видим? Что сделал мел? Ответы детей (мел оставляет след).

Что осталось на руках после мела? Ответы детей.

Да, он пачкается. Вытирайте руки салфеткой.

Так чем же схожи мел и уголь? Ответы детей.

Оба хрупкие, оба пачкают руки. А теперь попробуйте провести полоску камнем. Такой ли след он оставляет? Ответы детей.

Камень царапает, не пишет так, как мел. Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде. Осторожно опустите мел в воду. Какая была вода? Ответы детей.

Что произошло с водой? Ответы детей (она помутнела).

Почему она помутнела? Ответы детей (в ней растворился мел).

А давайте осторожно опустим камень в воду. Что происходит с водой?

С камнем? Ответы детей.

Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? Ответы детей.

А как вы думаете, как мел используется человеком? Ответы детей.

Мел нужен не только для рисования. Натуральный мел используют для подкормки животных, добавляют при изготовлении красок, используют для получения стекла. Мел- это составная часть зубных порошков и паст.

Мел залегает на разных глубинах. Очень большие залежи мела в Брянской, Ульяновской области, а также за пределами России, во Франции, Англии.

Сегодня мы узнали много нового, интересного про каменный уголь и мел. А сейчас я предлагаю нарисовать свою любимую игрушку теми материалами, с которыми мы сегодня познакомились. Лучшие работы мы поместим на выставку.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Наша планета Земля – человеческий дом»

Проведение занятия напрвлено на развитие  связной речи, совершенствование грамматического строя речи; развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, познавательной активн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знакомство с каменным углем и мелом"

Цель: создание условий для развития интереса к явлениям неживой природы посредством знакомства детей со свойствами каменного угля и мела.Задачи: Образовательные:×...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...

Конспект занятия в подготовительной группе. Какие люди живут на земле?

Показать сходство и различие людей разных рас и национальностей; вызвать у детей уважение к людям разной расовой принадлежности, интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту различн...

«Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с часами»

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с часами».Автор: Наумович Е.В.Цель: познакомить детей с понятием ...