Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
«Куда спряталась осень?»
Выполнила: Галькевич Д.Д.,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Машенька»
Тамбов
Тема: «Куда спряталась осень?».
Цель: Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.
Задачи:
Образовательная: закрепить представления детей о признаках осени; закрепить названия листьев и деревьев; активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»; закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.
Развивающая: помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие.
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.
Словарная работа: ивовый, кленовый, осиновый, дубовый, каштановый, рябиновая, березовый, липовый, тополиный, хвойным деревьям, лиственные деревья, листопад, сыроежка, мухомор, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, лисички, белый гриб, масленок, перелетные птицы.
Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная.
Предварительная работа: игра «Подбери листок к нужному дереву», отгадывание загадок про грибы, рассматривание картинок «Перелетные птицы»; наблюдения за живой природой на прогулке; рассматривание иллюстраций о лесе; наблюдения за деревьями на территории ДОУ.
Материалы и оборудование: письмо, конверт, компьютер, касса, презентация, иллюстрации картин об осени, осенние листья, картинки грибов, иллюстрации деревьев (дуб, береза, рябина, клен), круги красного и зеленого цвета, деревья, грибы; запись звуки осеннего леса, звук улетающих птиц, звук машины.
Ход ОД.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Сегодня я нашла у входа в детский сад письмо. На конверте указан адрес: Детский сад «Машенька», ребятам группы №7. Кому значит это письмо?
Дети: Нам.
Воспитатель: Письмо пришло от Незнайки. Я вам сейчас его прочитаю.
«Здравствуйте, ребята! Я, Незнайка, знаю, что вы очень умные, смелые и добрые ребята. Я хочу попросить у вас помощи. Дело в том, что я поссорился с друзьями: одни говорят, что наступила осень, что уже становится холодно. А другие говорят, что осень к нам еще и не заглядывала. Помогите нам, пожалуйста, разобраться, наступила ли осень, или нет?».
Воспитатель: Ну что, ребята, сможем ли мы помочь Незнайке и его друзьям? Соберем для них доказательства? (Да) И отправимся мы с вами в путешествие в лес. А на чём можно путешествовать?
Дети: Можно на машине, на поезде, на самолёте, на корабле и др.
Воспитатель: А на чем я вам предлагаю отправиться в путешествие, вы узнаете из загадки.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус).
Воспитатель: Для того чтобы сесть в автобус, нам необходимо приобрести билет. А вот и касса. (Дети приобретают билеты).
А билеты у нас не простые! Какие они?
Дети: В виде листьев разных деревьев.
Воспитатель: Занять свое место в автобусе сможет тот, кто правильно назовет лист какого дерева у него в руках.
Например: У меня лист с ивы, он какой? – ивовый и т.д.
Дети: У меня лист с клёна – кленовый
У меня лист с осины – осиновый
У меня лист с дуба – дубовый
У меня лист с каштана – каштановый
У меня ветка рябины – рябиновая
У меня лист с березы – березовый
У меня лист с липы – липовый
У меня лист с тополя – тополиный
Воспитатель: Молодцы! Ну, что в путь! (воспитатель вместе с детьми рассаживается в автобусе) Дорога в лес не асфальтированная, неровная. Поэтому водитель будет тормозить - куда вы наклонитесь?
Дети: Вперёд.
Воспитатель: А потом поедет быстро - куда отклонитесь?
Дети: Назад.
Воспитатель: Поедет по кочкам, что будем делать?
Дети: Будем подпрыгивать на сиденьях.
(Водитель «трогается», включить звук машины. По команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад).
Воспитатель: Вот и приехали! (запись звуки осеннего леса) Давайте выйдем на лесную полянку. Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая природа вокруг. А как вы думаете, какое время года в нашем лесу? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Какие деревья вы видите?
Дети: Елки.
Воспитатель: К какому виду деревьев они относятся?
Дети: Хвойным деревьям.
Воспитатель: Назовите, какие еще хвойные деревья вы знаете.
Дети: Ель, сосна.
Воспитатель: А мы можем определить по хвойным деревьям, какое время года? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Все ли деревья сбрасывают листья осенью?
Дети: Только лиственные.
Воспитатель: Я предлагаю присесть на стульчики и рассмотреть эти деревья.
Воспитатель: Я буду показывать, а вы называйте лиственные деревья. (Дуб, берёза, осина, каштан и др.) - на компьютер выводится изображение лиственных деревьев.
Воспитатель: А когда они сбрасывают листья?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Посмотрите на картинку, что вы видите? Как называется это явление природы?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие листики бывают осенью?
Дети: Желтые, красные, оранжевые, зеленые, багряные.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, листочки ветром занесло. Давайте мы с ними поиграем. Каждый возьмите по одному листочку и наденьте на пальчик. Встаньте в круг. А теперь все улыбнулись, веселый язычок выглянул, и легко подули на кончик язычка. А теперь давайте подуем чуть сильнее. И еще раз подули на кончик язычка. Молодцы!
Воспитатель: Послушайте следующее задание. Внимательно посмотрите на свой листик. А теперь прикрепите листочки к нужному дереву (на доску вешаю изображение дуба и березы).
Воспитатель: Давайте проверим. Почему вы не прикрепили (прикрепили) свои листочки? (ответы детей)
Воспитатель: Поиграем еще раз? Представьте, что вы тоже листочки. Ветерок подул, листочки закружились (мешаю листочки, на доску вешаю изображение рябины и клена).
Воспитатель: Ветер стих. Возьмите по одному листочку и прикрепите его к нужному дереву. Давайте проверим. Почему вы не прикрепили (прикрепили) свои листочки? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы с вами нашли первое доказательство - деревья осенью сбрасывают листву.
Воспитатель: Я вам предлагаю прогуляться по нашему лесу. А чем богат наш лес?
Дети: Грибами.
Воспитатель: Какие бывают грибы?
Дети: Съедобные и несъедобные.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Съедобный – несъедобный», а заодно и проверю, знаете ли вы грибы.
Игра «Съедобный – несъедобный» (на ковре сидим)
Воспитатель: Я вам буду показывать картинку гриба, а вы мне называете его и если он съедобный, то поднимаете зеленый круг, а если несъедобный, то красный круг.
Слова для игры: сыроежка, мухомор, подберезовик, бледная поганка, опята,
подосиновик, лисички, белый гриб, масленок.
Воспитатель: Ребята, столько много грибов когда бывает?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Вот мы нашли второе доказательство – осенью в лесу много грибов.
(Включается звук улетающих птиц)
Воспитатель: Что это за звуки?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Такой звук издают птицы, когда улетают. Куда они улетают?
Дети: В теплые края, на юг.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Почему эти птицы улетают от нас?
Дети: Эти птицы питаются насекомыми, а осенью насекомых нет.
Воспитатель: Да, осенью насекомые исчезают, наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края. Вот мы нашли третье доказательство – осенью птицы улетают в теплые края. Представьте, что мы птицы.
Физкультминутка:
Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы, Покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг, Взявшись за руки.)
Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками, бегут по кругу.)
Вот и южные края,
Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)
Воспитатель: Давайте вспомним, какие доказательства мы с вами уже нашли (ответы детей) Я вам предлагаю сейчас вместе рассказать об осени. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте (на ковре сидим)
Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко).
Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами).
Осенью часто идут … (дожди).
Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).
Осенью листья опадают, начинается … (листопад).
Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).
Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).
Осенью в лесу собирают … (грибы).
Осенью люди надевают … (тёплую одежду).
Осенью в домах топят …(печки).
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием. Как много еще доказательств о том, что сейчас осень, мы с вами нашли.
Воспитатель: Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Я сейчас вам прочитаю стихотворения, а вы скажите, про какой осенний месяц идет речь.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл?
Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился?
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи?
Воспитатель: Сколько всего осенних месяцев?
Дети: Три.
Воспитатель: Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)
Воспитатель: Молодцы! Ну, вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться назад в детский сад. Занимаем места в автобусе.
(Повторяется игра: по команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!»).
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Мы с вами много говорили об осени и собрали много доказательств. Отправим их Незнайке и его друзьям?
Дети: Да.
Воспитатель: Но сначала давайте проверим, ничего мы не забыли, не оставили в лесу.
(показ картинки – дети называют примету - в конверт) Молодцы! Теперь Незнайка и его друзья узнают, что осень наступила! А я вечером письмо отправлю.
Воспитатель: Вам понравилась наше путешествие? Что понравилось больше всего? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.
Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....
Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"
Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"
Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. «Друг познается в беде»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе.«Друг познается в беде» Цель: формировать знания детей об дружбе.Задачи: 1...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...